search
main
0

“Я господин своих поступков” В младших классах у детей проявляется интерес к моральным ценностям

Чуть более года назад, когда в лагере “Орленок” впервые “примерили” на подростков новенький, с иголочки, курс “Мой выбор”, они, сразу приняв его, сошлись в одном: изучать такой предмет нужно раньше. Действительно, нет ничего труднее, чем перевоспитывать человека с уже сложившимся стереотипом поведения. И уже тогда разработчики программы решили, что умению свободно и ответственно выбирать надо учить с 1-4-го класса, а не с 8-9-го. К созданию программ и учебников для этого более нежного возраста подошли еще строже и вдумчивее. Была проведена большая работа по исследованию психологических особенностей детей 7-9 лет. Отчет о ней составил более 120 страниц. В него вошли разделы: “Специфика возрастной группы младших школьников”, “Региональная специфика в воспитании детей младшего школьного возраста”, “Становление самосознания, самооценки и самоотношения школьников”, “Особенности становления нравственного самосознания детей младшего школьного возраста”, “Проблемы и конфликты в жизни младшего школьника”, “Решения, принимаемые младшими школьниками”, “Методические аспекты организации курса по обучению самостоятельности младших школьников”.

Учителя и психологи всесторонне проанализировали возрастные особенности учеников начальной школы. Они установили: в первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых. Во втором – он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия “Я”. В третьем уже начинает складываться основа личности ребенка, который реже конфликтует. У него появляется способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознать последствия своих поступков. Однако могут научиться выбирать определенные модели поведения. Особенно важным становится для них выбор в условиях противоречивости требований (учителя и родителей), конфликта интересов.
Были проанализированы виды выбора, которые возникают перед детьми. Ведь и в этом возрасте им приходится каждую минуту принимать решения. В то же время малыши часто боятся это делать, тем более что и родители не готовы предоставить им свободу выбора.
Какая роль здесь отводится курсу “Мой выбор”? Дети получат возможность приобретать собственный опыт, учиться объяснять последствия своих действий и поступков, уметь поставить себя на место другого человека.
Когда была получена научная основа для подготовки программ и учебного пособия “Мой выбор” для начальной школы, появилась необходимость услышать мнение самих педагогов, которые так или иначе подходили к этой проблеме.
В июне в Москве прошло совещание специалистов начального образования по обсуждению проблем формирования личности младших школьников в ходе подготовки учебного пособия “Мой выбор” для начальной школы. Сюда были приглашены учителя начальной школы – авторы региональных программ для начальных классов, специалисты по начальному образованию институтов повышения квалификации работников образования, специалисты по воспитательной работе с учащимися младшего школьного возраста.
В умело проведенной полемике рождается истина. Поиску ее и был посвящен мозговой штурм всех участников, во время которого обсуждались 12 важных вопросов. В их числе: “Проблема выбора и ее осознание учащимися 1-4-х классов. Типичные проблемные ситуации учащихся 1-4-х классов, требующие выбора”. Осознание ответственности за собственные поступки. Путь формирования ответственного поведения. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в воспитательном процессе в современном обществе.
Педагоги, естественно, говорили о трудностях, которые переживает современная школа: ощутим дефицит духовности, не определены нравственные ценности, многие родители не занимаются воспитанием своих детей. Они выразили надежду, что с помощью нового курса “Мой выбор” учителя смогут решать многие из этих проблем.
Одним из важных моментов обсуждения был разговор о содержании программ. Скажем, блок вопросов, адресованных первоклассникам, поможет им осознать себя в пространстве, в обществе и во времени.
Учителю предстоит научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт.
Основной акцент в программе “Мой выбор” для 2-го класса, как считают участники совещания, следует сделать на нравственно-правовое воспитание, в том числе гражданское и патриотическое. У детей этого возраста предстоит развить такие качества личности, как чувство собственного достоинства, трудолюбие, честность, умение жить в согласии с самим собой, с природой, с другими людьми. Ученики этого возраста должны получить первый опыт социального поведения. Для них нужно создавать ситуации, в которых они смогли бы проявить лучшие свои качества.
В этот период у ребенка возрастает интерес к нравственным ценностям. Он стремится давать оценки тем или иным поступкам. Формы занятий тоже требуются особые. Это урок-игра, урок-диспут, урок-путешествие, урок-сказка, урок-театр. Названия тематических блоков занятий здесь не могут быть стандартными. Вот такие были предложены: “Расти, душа”, “Уроки сказки”, “Добру откроется сердце”. Не менее заманчивы названия самих уроков: “Учись быть волшебником”, “Что такое “сердечный слух”, “Опасная троица”: хвастливость, зависть, жадность”. И все это ученики будут постигать в игровой форме. Именно благодаря игровым сценкам дети смогут примерить на себя разные социальные роли. Чем меньше ученики, тем легче их научить продуманному и рациональному поведению, умению противостоять дурному влиянию. В этом учителю курс “Мой выбор” будет лучшим помощником.
К сожалению, в начальных классах намного чаще, чем в средних и старших, встречается авторитарный стиль обучения. Курс “Мой выбор” этого не приемлет, и педагогу придется привычное “Я это знаю лучше тебя” заменить фразой: “Я все рассказал тебе, теперь ты знаешь достаточно, чтобы подумать и самому принять решение”. Однако педагогу следует напоминать ребенку, что ему надо оценивать свое поведение с точки зрения справедливости и пользы для себя, для класса, школы, общества, поощряя при этом разумный риск, умение сомневаться, признавать свои ошибки и исправлять их.
Участники совещания уверены, что курс “Мой выбор” для младших школьников обязательно должен выходить и на родителей. Это могут быть совместные уроки, совместные обсуждения.
Идеи, замыслы, предложения, которые, конечно, используют разработчики курса, уже говорят о том, что при изучении его у детей младшего школьного возраста может быть выработана привычка во всем поступать обдуманно, ничего не предпринимать, не осмыслив. Курс “Мой выбор”, введенный с первого класса и продолженный в дальнейшие годы учебы, поможет школе воспитать человека, который станет господином своих действий и поступков.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте