В современной России возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся возрождением национальных культур и национального самосознания народов, ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлений этнической нетерпимости, ростом этнических миграций и осознанием необходимости социализации в новых социально-политических условиях, сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира. В связи с этим в педагогической практике актуальны учет национально-психологических особенностей учащихся, обеспечение этнического развития учащихся, освоения ими национальной культуры и одновременно гармонизации межнациональных отношений в ученических коллективах.
В многонациональном коллективе нынче есть большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной специфике, своеобразии языка, обычаев, традиций. Эти отношения трудно охватить вниманием и заботой в полном объеме, но их нужно фиксировать в интересах эффективности воспитательных усилий. На основе всестороннего анализа национального своеобразия отношений и общения можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в интересах достижения целей воспитательной деятельности, всего процесса руководства и управления. Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе.В настоящее время создано достаточно много развивающих программ для учащихся многонациональных коллективов. Однако все они построены лишь на развитии этнических особенностей личности (этническая идентичность и этническая толерантность) и работе с этническими стереотипами и предубеждениями. При этом эти программы не нацелены на комплексное развитие личности во всех ее аспектах. Однако, например, созданная на базе ЦЭВД «Иверия» диагностико-развивающая программа «Я – человек Мира» – система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений ребенка о себе, об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними, то есть формирование и развитие как этнопсихологических, так и общепсихологических качеств личности.Все методики подобраны с учетом потребностей центра и особенностей воспитанников коллективов (возраст, национальность). Для выполнения нашей задачи – комплексного исследования личности в коллективе – потребовалось составить достаточно громоздкий психодиагностический инструментарий. Для повышения мотивации подростков участвовать в исследовании все тесты были оформлены с максимальной эргономичностью (и для заполнения, и для обработки).Развивающие занятия у нас проходят в форме тренинг-семинаров. Тренинг мы определяем как интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся прежде всего благодаря собственной активной работе. Даже необходимые теоретические вкрапления, как правило, кратки и играют роль погружения в определенную тему. В центре внимания находятся самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получение динамического знания.Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни, проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.А.ГОЛУБНИЧЕНКО, педагог-психолог ЦЭВД «Иверия»
Комментарии