Елена Геннадьевна МУЗИКА работает учительницей начальных классов в Университетском лицее Петрозаводска. Педагогический стаж у нее более 15 лет. И вот что удивительно: любимому кумиру детей удалось сохранить ту вдохновенную радость, что присуща тем, кто сумел наконец осуществить свое заветное желание. Кажется, Елена Геннадьевна, только-только со студенческой скамьи, полная надежд и счастливых ожиданий от встречи с детьми, впервые впорхнула в класс…
Занятие начинается с игрового упражнения «Я беру тебя с собой».
– Сейчас по очереди вы будете называть мне разные числа, а я скажу, беру или не беру с собой того, кто назвал число, – озадачивает ребят Елена Геннадьевна. – Вам надо понять, какие же числа мне нужны.
Дети с удовольствием включаются в игру, называют числа, однако учительница пока никого «не берет с собой». Лицеисты в недоумении: в чем же дело?
– Думайте, – подбадривает педагог.
– Полина, твой вариант числа, – обращается к девочке, поднявшей руку, Елена Геннадьевна.
– Две тысячи сто двадцать пять, – произносит ученица.
– Я беру тебя с собой, – улыбается педагог.
И уже лес рук в классе. Кажется, дети поняли суть задания, ведь до этого они называли только однозначные числа.
Чтобы удостовериться в этом, Елена Геннадьевна еще некоторое время продолжает спрашивать ребят. Однозначные числа никто не называет. Цель достигнута.
– А теперь назовите тему урока. Миша, как ты думаешь, что мы будем сегодня изучать? – спрашивает учительница.
– Многозначные числа, – уверенно произносит мальчишка со второго ряда.
Затем все переходят к игровому упражнению «Лото». На столах у детей заранее разложены карточки с числами. Они должны зачеркнуть числа, которые описывает словами Елена Геннадьевна. Упражнение оказалось довольно сложным. Например, выяснилось, что 30 единиц второго класса и 11 единиц первого класса – это число 30011.
Нашлось «применение» и незачеркнутым числам. К слову, они были весьма сложными – состояли из 6‑8 знаков. Ребята называли действия, которые можно производить с этими числами.
Урок шел живо, был насыщен разнообразными заданиями. Дети выполняли работу, которую сами же проверяли по эталону, индивидуально отрабатывали ошибки в работах, выбирая задания на карточках. А уже потом назначенные учителем консультанты выявляли правильность выполнения этих заданий. Те, кто не допустил ошибок в работе, решал задания повышенной сложности по теме урока. После отработки выявленных ошибок Елена Геннадьевна предложила детям еще одну проверочную работу, с которой все справились на ура.
…Звенит звонок на перемену, однако дети не торопятся покидать класс. У одних есть вопросы по теме урока, другие хотят поделиться с учительницей своими не терпящими отлагательства проблемами. Елена Геннадьевна внимательно выслушивает каждого.
– Когда возникают конфликтные ситуации, мы решаем этот вопрос на уровне «ребенок – учитель», пока не подключаем родителей, – рассказывает Елена Музика. – Если ситуация повторяется и ребенок не осознает, в чем его ошибка, тогда привлекаю родителей к решению возникшей проблемы.
Конечно, с участием родителей выход из сложной ситуации можно ускорить, но учительница свою задачу видит прежде всего в том, чтобы ребенок сам понял, как ему в данной ситуации правильно поступать. Важен воспитательный момент.
Несмотря на свой уже достаточно богатый опыт работы с детьми, Елена Музика не перестает постоянно учиться, пополнять свой педагогический багаж. Например, после очередного посещения курсов теории решения изобретательских задач в петрозаводском центре образования стала использовать одну из предложенных методик. В обучении математике она применяла ее и раньше, но курсы ТРИЗ навели на мысль, как новый опыт можно использовать и в личностных отношениях.
Четыре года назад Елена Геннадьевна стала инициатором создания в лицее кружка «Математическая радуга». Началось с того, что в Интернете ей попалась на глаза программа педагога-новатора из Беларуси Светланы Гин. Суть ее заключалась в занятиях, развивающих у младших школьников математические навыки, воображение, мышление и моторику. Елена Музика заказала в Беларуси методическую тетрадь Светланы Гин и начала вести кружок в своем классе. Правильно говорят, что все гениальное просто. Например, дети любят строить предметы с помощью счетных палочек, а потом, переложив несколько палочек, могут создать что-то новое, проявить творческий подход к делу.
Кроме Елены Геннадьевны, эти занятия сейчас практикуют и другие педагоги начальных классов лицея. Через год педагог с ребятами переключились на робототехнику, которая оказалась на тот момент более привлекательной. Лицей закупил конструкторы, и подопечные Елены Геннадьевны стали с помощью компьютеров и программ собирать из деталей конструктора роботов и уже с помощью собственных программ «оживлять» аллигаторов, обезьян и прочие робототворения.
По словам Елены Геннадьевны, кружок помогает детям понять математику.
После посещения урока математики, который у четвероклассников прошел на одном дыхании, я все же рискнул завести разговор об учительском выгорании – проблеме весьма актуальной в учительской среде.
– Чисто теоретически, конечно, я знаю, что это такое, – говорит моя собеседница, – но мне сегодня так же интересно идти на урок, как и шестнадцать лет назад. Каждый урок не похож на другой. Общение с детьми дарит столько радостных эмоций! Какое выгорание – наоборот, умножение всего радостного. Сплошные позитивные плюсы… Семья, которая во всем поддерживает педагога, тоже приумножает те плюсы. Тыл должен быть крепким.
Конечно, свою положительную лепту в профилактику учительского выгорания вносит и микроклимат в коллективе.
– Мы ходим с удовольствием на уроки своих коллег, используем новшества, – рассказывает Елена Музика, – и это здорово. Если даже исчерпал в какой-то момент свои возможности, можешь найти изюминку и мотивацию у преподавателей нашего лицея. Каждый готов поделиться с тобой своими идеями. Дети все разные. Одному нужно написать на доске, другому – показать на экране, а третьему – в интерактивном режиме, где он внимательно наблюдает за «живым карандашиком», выводящим буквы, и повторяет его движения. С помощью специальной программы можно задать весь алгоритм написания буквы. Современные технические средства уже не роскошь, а необходимость. Скажем, документ-камера способствует визуализации урока, позволяет на большом экране демонстрировать отдельные нюансы. Очень удобно показывать, например, малышам оригами. Они видят на экране крупным планом руки педагога, его действия, поэтому им проще выполнять любую пошаговую инструкцию или учиться красиво и правильно писать. Ведь написание простых букв можно показать даже на обычной доске мелом, а сложные лучше выводить на экран.
В этом году у Елены Геннадьевны очередной выпуск своих воспитанников, четвертый в ее педагогической практике. Конечно, я спросил у нее, как она готовит своих ребят к переходу в среднее звено образовательной системы. Она начинает это делать уже с первого дня их пребывания в лицее – учит самостоятельности.
По мнению педагога, в любом возрасте важно умение ребенка держать ответ за свои действия и поступки. И это качество в детях надо воспитывать и дома, и в школе. В начальной школе бывают ситуации, когда родители приносят в школу то, что ребенок забыл положить с вечера в портфель. Казалось бы, что такого – ну забыл малыш. Но Елена Геннадьевна каждый раз повторяет, что ребенок может сам подготовить все необходимое для занятий, а не перекладывает ответственность на родителей.
Говорится о самостоятельности и в плане записи домашнего задания. В начальной школе дети находятся в кабинете у одного учителя, где часто домашнее задание можно записать в конце дня. Благо для этого есть специальная доска, которая в течение всего времени пребывания в лицее у малышни перед глазами. В пятом классе ситуация изменится. Лицеисты будут учиться в разных кабинетах, заниматься у многих педагогов. Соответственно, и домашнее задание нужно будет сразу записать в своем дневнике.
Комментарии