Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Я б в пиарщики пошел – пусть меня научат. Нужны ли специалисты по «болтологии»?

Учительская газета, №9 от 7 марта 2006. Читать номер
Автор:

Выбор диктует ветреная мода. И мы выбираем то, что по душе и возможностям. Новомодное отделение в вузе престижнее прикладной специальности в среднем специальном учебном заведении. Но время все расставляет на свои места. В редакцию «УГ» пришли из одного города, более того, одного университета два совершенно различных письма и оба – о новой интегрированной специальности «PR – связи с общественностью».

рестижные учебные заведения пестрят новыми специальностями, обещающими перспективу высокооплачиваемой работы. В Омском государственном педагогическом университете я увидела модное словосочетание – «PR – связи с общественностью». И понеслось: подача документов, вступительные экзамены, бессонные ночи, переживания… Девять кругов ада, апогеем которых стало зачисление. Казалось, что самое страшное уже позади. А на самом деле…

Мы старались, учились, поступали, снова учились – а дальше что? Где сейчас востребованы молодые специалисты? К рангу подобных многообещающих профессий также можно отнести юристов, экономистов, маркетологов, рекламщиков.

Список можно продолжать. На рынке труда они уже давно в переизбытке. Молодые, «готовые к труду и обороне», стоят и ждут своей очереди в поиске работы. А в ответ звучит лишь страшное – не востребован! И в голове вопросы: «Для чего мы пять лет грызли гранит никому не нужной, как оказалось, науки? Чтобы остаться за дверью с багажом знаний, новыми идеями и свежими силами?»

В нашем городе почти все вузы готовят пиарщиков. Из первых выпускников всего 17 процентов работают по специальности. Бесспорно, в Омске и других провинциальных городах PR развит плохо, профессионалов практически нет. Теперь худо-бедно они стали появляться, но кому они нужны без опыта работы? А откуда взяться опыту, если проведение студенческой практики ограничивается предложениями «принеси-подай» или раздачей листовок на остановках? И после 5 лет обучения из вузов выходят дипломированные специалисты по «болтологии» и «промоутерскому» делу.

Теоретически нас научили всему, что необходимо и начинающему пиарщику, и профессионалу. Правда, никто не сказал, где и кому наши теоретические познания будут нужны. Пока мы еще студенты и подрабатываем на карманные расходы, не теша себя надеждой прожить на стипендию. Мы работаем, где придется, и верим, что по окончании университета нас «оторвут с руками» как классных специалистов. Реалии жизни говорят об обратном. Хотя… Во многих организациях начинают появляться PR-службы, отделы рекламы и маркетинга. Значит, свет в конце тоннеля есть, и теплится надежда у будущего PR-специалиста на достойную и престижную работу!

Елена ЛОБОВА, студентка ОмГПУ

Профессия для души

одные советуют выбрать что-то престижное, друзья ратуют за прибыльные профессии, а тебе хочется выбрать работу для души. Плюс ко всему ты достаточно разносторонняя личность и не хочешь останавливаться на чем-то одном.

Наверное, именно поэтому стали появляться новые «интегрированные» специальности. Одной из таких является «PR», или «связи с общественностью». Эта специальность для тех, кто хочет иметь синтезированные знания на стыке многих отраслей науки и различных профессий, свободно владеть иностранным языком, творить всегда и везде. Для коммуникабельных и разносторонних людей с большими амбициями, которых не привлекает перспектива просидеть всю жизнь в душном кабинете, специальность «PR» просто находка! Эта таинственная аббревиатура манит жизнью, полной приключений, перспективных знакомств и интересной работы. Она обещает сделать тебя одновременно специалистом в области коммуникаций, журналистом, политтехнологом, маркетологом, менеджером, рекламистом и даже актером. PR – это постоянное движение.

Вот потому я и еще 15 добровольцев поступили на «экспериментальную» специальность «паблик рилейшнз» филологического факультета Омского государственного педагогического университета. Для того чтобы стать настоящими «пиарщиками», мы постигали премудрости коммуникационных процессов. Учебная программа должна была позволить нам изучить многие гуманитарные и технические дисциплины, овладеть в совершенстве английским языком и научиться по-философски относиться к жизни. Это в идеале. Реальность показала, что не хватает специалистов, способных поделиться своим опытом с подрастающим поколением, методических пособий и литературы, техническая база тоже оставляет желать лучшего.

Мы проходили практику в центральных СМИ и администрации Омска. Начиная со второго курса работали на выборах, организовывали PR-акции, участвовали во всероссийских олимпиадах, писали статьи и готовили репортажи для газет, издавали собственные, общались с иностранцами и завязывали полезные знакомства, давали интервью и снимались в рекламных роликах. Мы чувствовали себя «звездами». И это только начало!

Приятно осознавать, что мы не одиноки. PR семимильными шагами идет по стране и очень быстро развивается. Уже десять лет как специалисты по связям с общественностью завоевывают российский рынок услуг. Но с появлением модной специальности появились и проблемы. Специалистов по связям с общественностью готовят вузы всех направлений. Выпускники PR-отделений технических и гуманитарных университетов не могут обладать одинаковыми знаниями. Единых программ подготовки специалистов PR нет. Кроме того, большинство студентов, обучающихся по этой специальности, не только мало представляют себе будущую профессию, но и не обладают достаточными для работы навыками. По словам руководителя одного из рекламных агентств Омска, многие выпускники не в состоянии написать пресс-релиз, провести мониторинг СМИ, составить пресс-кит, подготовить брифинг, пресс-конференцию или презентацию.

Есть еще масса вопросов о создании предела воздействия на сознание общества, этике русских PR-менов и сфер применения знаний молодых специалистов на практике. Искусство public relations зародилось тысячи лет назад, уже древние римляне неосознанно использовали коммуникационные технологии для достижения успеха в намеченных целях. В Америке заговорили серьезно о пиаре в начале XX века. До западного уровня нам, конечно, еще далеко. Но хотелось бы верить, что будущее у российского PR все-таки есть, и мы станем достойными представителями этой полезной и необходимой профессии.

Наталья ПРУТНИКОВА, студентка 4-го курса ОмГПУ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту