Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дневник

WorldSkills Kazan-2019: олимпиада рабочих рук

Событие недели
Учительская газета, №35 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

22 августа в Казани открылся мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, который будет продолжаться до 27 августа. Здесь соберутся молодые профессионалы из 63 стран. Как вы считаете, способствует ли этот конкурс, который проводится в России с 2012 года, поднятию престижа рабочих профессий? Становятся ли они модными среди российской молодежи?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель Всероссийского общества «Знание», член Центрального штаба ОНФ:
– Участие и победы российских ребят в соревнованиях под эгидой WorldSkills способствуют поднятию престижа рабочих профессий. Это побуждает молодых людей, которые в ближайшее время выйдут на рынок труда, развивать практические компетенции. Формируется особая профессиональная культура, благодаря которой развивается здоровая конкуренция. Россия впервые принимает мировой чемпионат WorldSkills. Без преувеличения, это событие планетарного масштаба. И оно только подогреет интерес молодежи к рабочим профессиям. Сегодня уже 12% школьников знают, на какую специальность в колледже или техникуме будут поступать. Это показал опрос Народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования». Растет численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Если в 2017 году их было 2,9 миллиона, то в 2018 году количество обучающихся в колледжах и техникумах перевалило за 3 миллиона. А к 2024 году правительство прогнозирует рост количества студентов до 3,4 миллиона человек. В регионах России активно развивается технология демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Такой экзамен уже становится частью государственной итоговой аттестации. И самое главное – ребята в колледжах и техникумах с готовностью проходят испытания, потому что хотят быть интересны работодателям. Последние все чаще смотрят не на оценки в дипломе, а на компетенции выпускника. В условиях, когда рынок труда становится рынком компетенций, соревнования среди учащихся по практическим компетенциям будут не просто становиться все более популярными. Они будут задавать тренды и определять требования к подготовке кадров по самым разным профессиональным направлениям.

Лидия ФИЛИППОВА, мама десятиклассника, Санкт-Петербург:
– Мысль о рабочей профессии у ребенка связана совсем не с чемпионатами, а с тем, что в учреждения системы СПО поступают прежде всего для получения профессии. И не секрет, что часто это происходит под нажимом родителей или школы, которая избавляется от слабых учеников. В классе моего сына, например, так «выдавили» половину ребят. Учителя предполагают, что дети не справятся с ЕГЭ, и настоятельно советуют уходить после 9‑го класса. Ребята пошли учиться кто куда, но никто из них, конечно, не мечтал о тех профессиях, которые они получат после обучения. Популярность нужно зарабатывать не соревнованиями, а хорошими условиями труда, зарплатой и демонстрацией примеров, достойных подражания.

Светлана ЛАСКИНА, первый заместитель директора Воронежского Губернского педагогического колледжа:
– Любой серьезный конкурс – это мотивация к профессиональному мастерству и развитию. В нашем регионе WorldSkills проводится уже несколько лет, и одна из компетенций, набирающих популярность в последние годы, – это «Дошкольное образование». Ежегодно студенты участвуют в региональном чемпионате. В прошлом году добавилось направление «Юниорс», в котором выступали выпускники школ, а в этом году ждем еще одно новое направление – «50+», в нем будут участвовать более опытные конкурсанты. Возможно, отношение к педагогическим компетенциям должно быть более творческим. «Педагог» – профессия сама по себе творческая. WorldSkills предполагает определенную синхронизацию каждого фрагмента деятельности во времени. В педагогической профессии используется стандарт, основанный на деятельностном подходе, индивидуализации, развитии особенностей каждого ребенка. Наверняка это стоило бы учитывать при разработке критериев педагогических компетенций на чемпионатах. С другой стороны, если педагог научен четкому выполнению компетенций и при этом сам творческая личность, он сможет быть уникальным. Креативность профессии важно учитывать.

Александр ШИРИН, и. о. директора Института непрерывного педагогического образования НовГУ, Великий Новгород:
– Итоги чемпионата WorldSkills Russia в Новгородской области повлияли в первую очередь на региональную систему СПО. Под руководством национальных экспертов WorldSkills Russia прошли обучение региональные эксперты. Была организована деловая программа для исполнительных органов власти, педагогических кадров, работодателей, руководителей колледжей. Почти 4000 школьников посетили профориентационные мероприятия. Так что участие в чемпионате повышает статус и качество подготовки, популяризирует рабочие профессии, способствует грамотной профориентации.

Дарья МАКОВЕЦКАЯ, руководитель карельского Центра развития добровольчества, педагог допобразования Детско-юношеского центра, волонтер чемпионата, Петрозаводск:
– Однозначно, да! Погрузившись в закулисье мирового чемпионата в качестве волонтера, заглядывая на площадки, общаясь с экспертами и участниками, ты видишь удивительную картину. Замечаешь, как горят глаза участников, с каким уровнем включенности они выполняют конкурсные задания, как они заинтересованы в развитии компетенций, с каким вдохновением они рассказывают школьникам о рабочих профессиях. Это вдохновляет! Второй яркий момент соревнований – уровень подготовки ребят, которые в свои 16, 18 или 20 лет конструируют роботов, инвалидное кресло-трансформер, по эскизу шьют пальто за несколько часов, программируют станки, создают ювелирные украшения и ландшафты, оказывают помощь пациентам в палатах. Третье – это то, что все современные компетенции можно увидеть в одном месте, гуляя по городу профессий «Казань-Экспо». Это место ежедневно посещают тысячи школьников из Татарстана и регионов РФ. Видя все это, я обретаю уверенность, что будущее за рабочими профессиями. Главное, чтобы образовательный компонент не отставал и давал возможность современной молодежи осваивать эти прогрессивные технологии, чтобы делать жизнь людей комфортнее.

Антон САВИН, заведующий отделением инновационных образовательных программ, содействия трудоустройству и профессиональной ориентации Омского авиационного колледжа имени Н.Е.Жуковского:
– Наш колледж стал одной из площадок для проведения регионального чемпионата WorldSkills. Это хорошая возможность для студентов, выпускников испытать свои компетенции, понять, на что годен, правильно ли выбрал профессию, продемонстрировать возможности потенциальным работодателям. Для работодателей в свою очередь это ярмарка талантов. Интерес к рабочим профессиям вырос, тем более когда появилась свое­образная олимпиада рабочих рук, открывающая для ее участников новые перспективы.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt