Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Законы общения

Взобраться на «Эверест», преодолеть пороги со «Сплав-мастером»

Ничего невозможного нет, когда мы вместе!
УГ - Москва, №01 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее углубление познавательных интересов детей в условиях их самодеятельности.

Сергей Пуйман

 

Наиболее распространенной формой организации досуга является клубная деятельность. Как и у взрослых, детский клуб – это сообщество по интересам. Клубы, по сути, служат большой площадкой для общения и организации досуга. Обучение не обязательный элемент таких занятий (в отличие от работы в других форматах) и происходит без давления и напряжения.

Во Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» уже на протяжении многих лет функционируют клубы «Эверест» и «Сплав-мастер» туристско-краеведческой направленности, девиз деятельности которых: «Нам хочется Землю пешком обойти!»

В системе дополнительного образования туризм и краеведение традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, формирования стремления приносить пользу своему родному краю и стране в целом. В рамках туристско-краеведческой деятельности происходят приобщение человека к природе, к культуре разных стран, развитие международных контактов, восстановление духовного мира, укрепление здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

Идея организации клубной деятельности – одна из эффективных воспитательных практик в социуме, так как создаются условия для эффективного и продуктивного использования свободного времени обучающимися и членами их семей по интересам для удовлетворения потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице).

Ребята и взрослые общаются в клубе на основе организации общих полезных дел, совместных увлечений и интересов. Встречи в рамках деятельности клуба позволяют родителям по-новому взаимодействовать со своими детьми, лучше понимать их интересы и в дальнейшем строить совместные планы. Для детей также очень важно увидеть своих родителей в деятельности. Например, при организации или участии в мастер-классах, фотоконкурсах, в слетах и походах, в праздниках.

К моменту воплощения идеи об организации деятельности клубов во Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» педагогами был уже накоплен достаточный опыт, а именно:
– были проведены туристские мероприятия, отличающиеся по видам туризма и формам их проведения (соревнования, игры, конкурсы, фестивали, слеты, учебно-тренировочные сборы, тематические встречи, туристско-краеведческие путешествия и экспедиции, категорийные походы);
– была разработана система взаимодействия с педагогами, реализующими программы туристско-краеведческой направленности в других образовательных учреждениях. Благодаря этому сотрудничеству педагоги дворца участвовали в соревнованиях на городском и всероссийском уровнях, в работе методических объединений, круглых столов, семинарах.

Традиционными стали мероприятия: городская эколого-туристическая тропа, городские массовые соревнования школьников по экологическому ориентированию, эколого-краеведческая игра-путешествие «Зеленая планета». Ежегодное увеличение числа участников данных мероприятий свидетельствует о значимости мероприятий и об интересе к ним со стороны молодежи.

Результаты работы клубов размещаются на официальном сайте Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево» в новостной ленте и в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм», YouTube на страницах дворца.

Таким образом, для создания проекта туристско-краеведческой направленности «Клубная деятельность как одна из форм воспитательной работы в ДТДМ «Хорошево» был подготовлен надежный фундамент из опыта проведения массовых мероприятий, наличия методических разработок педагогов и, конечно же, педагогических кадров – организаторов туристской работы.

При планировании работы клубов «Эверест» и «Сплав-мастер» туристско-краеведческой направленности на новый учебный год были запланированы такие практические интерактивные мероприятия, как походы выходного дня, тренировки по технике горного туризма с альпийским снаряжением, учебно-тренировочные маршруты, экскурсионные поездки по городам и историческим местам, экспедиции, спортивные соревнования между семьями по спортивному ориентированию, квесты, слеты, встречи по интересам, проведение досуговых мероприятий (посещение интересных мероприятий, выставок).

Но в связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой проведение заседаний клубов стало возможным только дистанционно. Были пересмотрены формы и методы работы. Создание группы в социальной сети позволило использовать интернет-ресурс для общения участников объединений, обмена полезной информацией и опытом, фотографиями и свежими новостями по туристско-краеведческой тематике.

Дети и взрослые в своих квартирах создали атмосферные уголки туристического привала, пели бардовские песни под гитару, делились друг с другом хорошим настроением, рассказывали интересные истории из своих походов и путешествий.

Возможность увидеться в прямой трансляции еще раз говорит о том, что, несмотря на удаленность друг от друга, мы все равно рядом и близки, помним и заботимся друг о друге.

Работа клубов выстраивается в следующих направлениях:
1. Проведение обучающих занятий по основам и технике пешеходного туризма, организации подготовки и проведения походов и экскурсий в форме видеопрезентаций с демонстрацией видеороликов о типах туристских мероприятий, в ходе которых педагог дает комментарии об их организационных особенностях.

На заседаниях клубов в прямом эфире все участники – и дети, и взрослые – учились подготавливать полный комплект личного туристского снаряжения к походу, правильно укладывать рюкзак, вязать узлы, используемые в спортивном туризме, собирать медицинскую аптечку, знакомились с алгоритмом оказания первой помощи в походах. Проводились занятия по общефизической подготовке и специальной физической подготовке.

2. Работа по патриотическому воспитанию, приобщение к культурному и историческому наследию нашей Родины.

О патриотизме чаще всего читают в книжках и учебниках. Но патриотами таким образом не становятся. Работа с реальной исторической памятью, встречи детей с прошлым, вовлечение их в поиск взаимоотношений с историей, культурой, окружающим миром – вот пути разговора о патриотизме.

Для работы в этом направлении записаны видеозанятия, которые включают лекционный информационно-познавательный материал по истории России: «Сибирь – путешествие во времени»; «Александр Невский – его роль в истории Древней Руси».

Для увековечения памяти о войне для участников клубов проводился просмотр и обсуждение фильмов «Война за полярным кругом», «Битва за Кавказ», рассказывающих о военных действиях во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Арктике и на Кавказе.

Обсуждение фильмов, исторических событий, ценностных ориентиров на основе эффекта эмоционального воздействия кино­искусства (даже в онлайн-формате) позволило участникам клубов укрепить межпоколенческие связи, сформировать у юных участников проекта личное отношение и чувство сопричастности к героическим страницам своей ­страны.

3. Проведение творческих мероприятий: участие в QR-квестах, викторинах, отгадывание крос­свордов по туристско-краеведческой тематике, проведение фотоконкурса «Мир глазами путешественника».

Клубы туристско-краеведческой направленности создаются и осуществляют свою деятельность в целях вовлечения всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей обучающихся, в регулярные занятия физической культурой и спортом, а также проводят мероприятия, позволяющие проявить свои таланты и способности в рамках совместной работы.

Туристический клуб является необходимым условием успешной социализации подростков. В ходе его деятельности изучается культурно-историческое прошлое страны и малой родины путем знакомства с краеведческим материалом, что способствует осознанию подростками своего места в стране и обществе, появляются и развиваются исследовательские и коммуникативные навыки.

Кроме того, клубная среда обеспечивает выполнение ряда базовых социальных ролей и активно способствует процессу социализации подростков.

Эффект воспитательного проекта в долгосрочной перспек­тиве:
– выбор участниками проекта здорового образа жизни;
– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности;
– помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
– привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства;
– увеличение числа участников туристско-краеведческого движения;
– расширение сферы социального партнерства;
– участие в городских и всероссийских туристско-краеведческих проектах;
– расширение географии туристских маршрутов и активизация исследовательской деятельности по изучению истории, природы и культуры России.

Марина СУМСКАЯ, методист Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt