Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Взаимопонимание и терпимость. За это ценят свои профсоюзные организации читинские педагоги

Мой профсоюз, №29 от 15 июля 2003. Читать номер
Автор:

После 4-го пленума ЦК профсоюза, на котором основное внимание было уделено защите социально-трудовых прав членов профсоюза, многие теркомы сделали приоритетными вопросы организаторской деятельности профкомов, проблемы социального партнерства, сохранения и увеличения численности профсоюзных организаций.

Что конкретно предпринимается по организационному укреплению профсоюза на местах? Какие инновационные формы внутрисоюзной работы появились в арсенале профсоюзных организаций за последние годы? Эти и другие вопросы интересовали членов президиума ЦК профсоюза в ходе обсуждения работы Читинского областного комитета по организационно-финансовому укреплению территориальной организации.

Мы пришли к выводу, что Читинский обком творчески реализует свои уставные полномочия, разрабатывает новые подходы к мотивации профсоюзного членства, развивает социальное партнерство, ищет эффективные формы информационной работы, создает положительный имидж профсоюза в образовательных учреждениях региона.

Причем обком строит свою работу не на разовых акциях, а постоянно и неуклонно проводит заявленную линию. Подтверждение тому – существующая в Чите практика проведения социологических исследований и использование их результатов в профсоюзной работе. Так, последний опрос, в котором участвовали 1025 учителей (из них 569 (55,5%) – городские, 238 (23,2%) – из рабочих поселков и 218 (21,3%) – сельские), позволил выявить истинное отношение работников образования к своему профсоюзу и на этой основе строить свои дальнейшие действия. Его итоги были опубликованы в бюллетене «Социальное положение и социальное поведение как главные факторы общественной активности педагогических работников Читинской области» и направлены во все профсоюзные организации районов.

Прежде всего, исследование подтвердило, что не все учителя одинаково относятся к профсоюзу: 78% от общего числа участников опроса сказали, что доверяют ему. Колеблющихся и склонных к недоверию – 7,2%, не определившихся – около 8% и тех, кто пока не хочет связывать свою судьбу с профсоюзом, – 7,8%. Таким образом, 22% педагогов Читинской области – это реальный резерв территориальной организации.

Еще несколько цифр. 60% учителей рассчитывают на собственные силы и собственную экономическую деятельность, а 80% считают, что необходимо активно, вместе с коллективом протестовать против нарушения своих прав. Показательно и то, что в случае ущемления своих социально-трудовых интересов учителя предпочитают обратиться: в профсоюз – 26,3%; в органы правосудия – 25,7%; в администрацию школы – 12,3%; в органы управления образованием – 9,0%; к друзьям – 8,4%.

В результате опроса педагогов удалось выявить их отношение к действиям профсоюзных организаций по защите социально-трудовых прав работников образования. На вопрос «Что отличает профсоюзную организацию в достижении цели?» учителя ответили:

Ш взаимопонимание – 23,4%;

Ш согласованность действий – 15,5%;

Ш уважение мнения каждого – 15,4%;

Ш терпимость – 11,4%;

Ш установление правил сотрудничества – 8,5%;

Ш приспособление – 7,3%;

Ш компромисс – 9,8%;

Ш отстранение от участия в разрешении проблем учителей – 1,2%;

Ш конфликт – 1%.

Эти данные показывают, что даже сегодня в отдельных профсоюзных организациях наблюдаются равнодушие и отстраненность от участия в общем деле, приспособленчество и конфликтность.

Анализ результатов опроса в каждом районе помог обкому, районным и городским комитетам более предметно подойти к выбору различных форм работы для привлечения педагогов в профсоюз. В 2002 году в каждой профсоюзной организации были введены «социальные паспорта».

По мнению учителей, профсоюзного актива, необходим более серьезный подход к приему в профсоюз новых членов. Поэтому президиум обкома оперативно поддержал предложение вузовских профкомов ежегодно осенью проводить среди студентов первых курсов акцию «Я вступаю в профсоюз». Формы проведения акции самые различные. Так, в Забайкальском государственном педагогическом университете члены профкома встречаются с первокурсниками во всех студенческих группах, а на специально организованном концерте художественной самодеятельности ректор награждает студенческий профсоюзный актив.

В Читинском техническом университете профком проводит встречи с первокурсниками в День знаний, каждому новоиспеченному студенту вручается памятка о полномочиях и формах работы профкома, а затем проводятся ставшие уже традиционными выездные четырехдневные семинары для вновь избранного студенческого профсоюзного актива. Эта кропотливая работа приносит свои результаты. Если в 2000 году в профсоюз вступило 50-60% первокурсников, то в 2002 – 100%!

Хорошую основу для мотивации профсоюзного членства среди молодежи создает отношение обкома к учителям-ветеранам. Еще в 2001 году возникла отдельная профсоюзная организация ветеранов педагогического труда, что привело к значительному увеличению численности членов профсоюза как среди работающих, так и неработающих пенсионеров. С 2000 года количество членов профсоюза среди ветеранов увеличилось с 1318 до 3369 человек.

Важный механизм организационно-финансового укрепления профсоюза – коллективные договора и соглашения. В них учитываются вопросы создания соответствующих условий для работы первичных и районных организаций, профсоюзных кадров и актива.

Традиционный конкурс «Учитель года», смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования, которые проводятся при активном участии профорганизаций и часто за счет средств, заложенных в коллективных договорах и соглашениях, также «работают» на организационное укрепление профсоюза.

Эти и многие другие формы работы Читинского обкома изменили к лучшему отношение учителей к профсоюзу. В результате только за два года общий процент профсоюзного членства среди работающих вырос с 81% до 84%, а среди студентов вузов с 77% в 2000 году до 91% в 2003-м.

Если говорить об организационной стороне работы областного комитета, то я бы отметил прежде всего системный, программно-целевой подход, когда на конкретный период выделяются главные направления деятельности. В последнее время приняты программы «Информационная работа областной организации профсоюза», «Кадры областной организации профсоюза», созданы проекты программы занятости педагогических работников, областной отраслевой программы по охране труда до 2005 года.

Реализация программы «Кадры» началась с укрепления аппарата обкома профсоюза. Был утвержден реестр должностей областной организации, сформирована система оплаты труда. Сегодня в обкоме есть специалисты по правовой работе, технический инспектор труда, специалист по организационной работе. Продолжается пересмотр штатов районных и городских организаций, поскольку это, как отмечалось на пленуме ЦК, самое проблемное звено в профсоюзной структуре. Сегодня в районных и городских комитетах на штатной основе работают уже 28 человек. Поставлена задача – к 2005 году добиться введения штатных единиц в оставшихся малочисленных районных организациях профсоюза. Заслуживает одобрения практика Читинского государственного технического университета, где штатная единица председателя профсоюзной организации содержится за счет внебюджетных средств вуза на основании коллективного договора. В рамках кадровой работы обком проводит смотры-конкурсы на лучшего профсоюзного лидера (2000 г.), на лучший профсоюзный уголок (2001 г.), на лучшую территориальную организацию (2002 г.).

С другой стороны, руководство Читинского обкома не боится применять жесткие меры для укрепления исполнительской дисциплины в профсоюзных структурах. В результате изучения организационно-финансовой работы Читинской, Нерчинской районных и Читинской городской профсоюзных организаций был освобожден от должности бухгалтер Читинского райкома, а председателю районной организации объявлен выговор за серьезные упущения в финансовой работе. Изучая практику Карымской районной организации, обком профсоюза также пришел к выводу, что ее председатель самоустранился от работы. После согласования с первичками, согласно п.25 устава, были проведены досрочные выборы председателя райкома. Сегодня это одна из активных районных организаций.

Педагоги должны знать, что, вступив в профсоюз и поддержав его материально в форме членского взноса, они вправе рассчитывать на эффективную защиту во всех профсоюзных звеньях.

Посещая ежегодно большое количество первичных организаций, специалисты обкома, профсоюзный актив оказывают им большую практическую помощь. Так, после посещения первичек Сретенского района во всех организациях были обновлены профсоюзные уголки, организована подписка на газету «Мой профсоюз». Доброе отношение к профсоюзным активистам сокращает текучесть кадров. Из 45 председателей первичек Сретенского района 21 человек переизбирается более 3 лет, десять – свыше 5 лет, из них четверо – свыше 10 лет.

Одно из основных направлений организационной работы – укрепление информационной базы, в первую очередь ее материально-технической составляющей. На сегодня обком профсоюза полностью укомплектован компьютерной и множительной техникой, факсом. В условиях малочисленности профсоюзных аппаратов такая оснащенность способствует повышению оперативности, качества работы, исполнительской дисциплины. Аналогичная работа проводится и на районном уровне. Для райкомов и горкомов на долевых условиях приобретаются компьютеры, ксероксы, факсы. Профкомы вузов укрепляют свою информационную базу, реализуя соответствующие положения коллективных договоров.

В образовательных учреждениях Читинской области стали популярны настенные информационные листки, тематические бюллетени. Через 80 лет возрождена и уже четвертый год выпускается газета областной профсоюзной организации «Думы забайкальского учителя». Второй год в виде приложения к газете «Забайкальский рабочий» выходит спецвыпуск к Дню учителя. Особое внимание уделяется обеспечению первичек подпиской на газету «Мой профсоюз». Ее получают около половины (47,9%) всех первичных профсоюзных организаций школ области.

Только за последнее время издано семь информационных бюллетеней по различным направлениям профсоюзной работы. Среди них – «Настольная книга председателя профкома», «Организационная работа первичной профсоюзной организации», «Охрана труда в коллективном договоре». Для повышения координации деятельности территориальных организаций Читинский обком принял решение о создании информационных центров в Чите, Краснокаменске, Нерчинске, Петровск-Забайкальском, п. Агинском, Акше.

Разнообразные формы информационной работы используются и на уровне районов. Например, в Нерчинском районе проходят Дни первичной профсоюзной организации, когда каждая первичка по очереди принимает у себя коллег из других школ и детских садов. В этом году это особенно актуально, поскольку ЦК профсоюза проводит Год первичной профсоюзной организации.

Традиционно обком уделяет большое внимание обучению профсоюзного актива. В практике – семинары, научно-практические конференции, «круглые столы», началась подготовка руководителей профсоюзных кружков. Председатели районных организаций учатся работать в интернете, а председатель обкома профсоюза закончила трехмесячные курсы Читинской компьютерной академии. Сегодня в 26 районных и городских организациях сформирован резерв председателей. Это профсоюзный актив, прошедший хорошую школу в первичках, в возрасте до 50 лет.

В заключение хочу отметить, что обком профсоюза пересмотрел свою финансовую политику, ввел автоматизированный учет поступления профсоюзных средств, предпринял первые шаги по изменению структуры смет профсоюзных органов в сторону увеличения расходов на основную деятельность по защите педагогов, укреплению кадров, обучению актива, развитию информационной базы.

Владимир ЮДИН, секретарь ЦК профсоюза


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту