Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Сотрудничество

Взаимообучение городов

УГ - Москва, №48 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Больше 13000 учителей и директоров школ из 94 городов России уже приняли участие в образовательных стажировках, проектных сессиях, мастер-классах, семинарах, видеоконференциях проекта по взаимообучению, которые прошли на площадках 854 образовательных организаций России: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Сочи.

Причин, по которым образовательное сообщество школьных управленцев, массово поддержавших проект «Взаимообучение городов», стремительно развивается, несколько. Во-первых, работая над стратегическим планированием, намечая изменения, необходимые для роста качества образования, как и при оперативном принятии управленческих решений, практики решили ориентироваться на результативный опыт. В режиме дефицита времени и скорости, с которой сегодня происходят изменения в мире, на теорию отвлекаться некогда. Нужны алгоритмы, работающие инструменты, конкретика. И если у кого-то из коллег – партнеров проекта в важном для моего города направлении работы получилось выстроить систему, которая действительно работает на результаты ребят – школьников и студентов колледжей, – то почему бы не присмотреться к этим механизмам повнимательнее? Во-вторых, взаимообучение городов – это взаимодействие не двух городов, отдельные школы которых, возможно, и раньше поддерживали профессиональный диалог, а целого сообщества. Например, когда Белгород, Ижевск, Москва или любой другой город устраивают очное мероприятие в рамках проекта, его участниками становятся представители 20 и более городов, а в традиционных видеоконференциях проекта принимают участие представители не менее 60 самых разных городов, и не в качестве слушателей, а в качестве участников, представляя свой опыт – практики, используя которые, получается достигать серьезных результатов.

Анализ и применение опыта коллег

– У нас сейчас проходит процесс объединения школ, поэтому московский опыт грамотного использования школьного пространства для нас очень важен, – рассказывает начальник Управления образования Белгородского района Белгородской области Марина Малышева.

Мы работаем в стремительный век, когда все перегружены информацией, и, чтобы достичь поставленных перед системой образования целей, вынуждены расставлять приоритеты и сосредотачиваться на чем-то практико-ориентированном, измеримом, конкретном. Так, например, представители системы среднего профессионального образования Республики Башкортостан ознакомились с опытом работы московских колледжей. В рамках взаимообучения городов они посетили Первый московский образовательный комплекс, колледж связи №54 и Московский государственный образовательный комплекс.

– Здесь рождается будущее! Я уверена, что студенты московских колледжей реализуют себя в профессии по максимуму. Московскому образованию нет равных и конкурентов тоже нет. Колледжи столицы не только выше по уровню российских, но и многих европейских, – отметила директор Республиканского ресурсного центра системы образования Республики Башкортостан Инесса Косолапова.

Станочный парк, музей радио­электроники, технические образовательные центры, компьютерный класс в формате специализированного полигона, где учат IT-специальностям из списка Топ‑50, лазерный центр, где собраны установки, с помощью которых ребята оттачивают технику обработки самых разных материалов, – как все это используется для обучения на практике, показали коллегам из Башкирии.

Еще одним важным пунктом посещения московских колледжей коллегами из Башкортостана стало знакомство с проектом «Профессиональное обучение без границ», участвуя в котором каждый школьник, получая основное общее или среднее общее образование, параллельно посещает колледж и получает профессиональную подготовку. В результате обучения ребята одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации.

– В московских колледжах созданы прекрасные современные условия для подготовки специалистов. Хотелось бы перенять этот опыт и использовать наработки московских коллег. Московский опыт – хороший образец для подражания, – отметил директор Уфимского многопрофильного профессионального колледжа Сынтимир Баязитов.

А вот у педагогов и директоров школ Челябинска в центре внимания оказался столичный проект «Эффективная начальная школа». Механизмы и условия, необходимые для его реализации, изучали не в лекционных залах, а, что называется, «в полях» – на площадках московских школы №1374 и Школы в Капотне. Проект «Эффективная начальная школа» позволяет освоить программу начального образования за три года вместо привычных четырех лет. Он включает в себя разработку индивидуального учебного плана для младших школьников.

– Эффективная начальная школа – это тот проект, который помогает детям с повышенной мотивацией к обучению полностью активизировать свои резервы. Мы хотим этот опыт использовать в школах Челябинска. Еще в Москве нас впечатлили заинтересованность управленческих команд школ, педагогов в реализации проекта и, конечно, открытость системы образования, в том числе и в рамках взаимообучения, – рассказала заместитель директора образовательного центра №2 Челябинска Ольга Мошнинова.

Готовность самого ребенка к ускоренному обучению всегда можно определить через прохождение им независимой диагностики. Из обязательных условий обучения по программе «Эффективная начальная школа» только одно – достижение семилетнего возраста. Если школьник начнет испытывать трудности в освоении программы в ускоренном режиме, то после первого года обучения всегда можно вернуться к более привычной модели «1-4».

Любые образовательные события проекта «Взаимообучение городов» всегда готовятся с выполнением обязательного условия – это конкретный тематический запрос наших коллег. То есть именно те, кто приезжает учиться, определяют тему будущих стажировок.

– Сейчас в Тамбовской области мы хотим реализовать новый формат подготовки управленческих кадров, для этого решили больше узнать о московских практиках. Мы ознакомились с системой аттестации руководителей образовательных организаций, системой подготовки управленческих команд школ. В Москве мы увидели реальные инструменты, которые можно использовать для подготовки управленцев и в нашем городе, и очень надеемся, что Москва своими наработками с нами поделится, – отметила ведущий специалист Управления образования и науки Тамбовской области Татьяна Диденко.

Основные темы консультаций и образовательных стажировок, которые интересуют коллег в Москве, связаны с подготовкой управленческих кадров, Московской электронной школой, управлением большими школами, механизмами интеграции основного, дополнительного, профессионального образования, механизмами реализации городских проектов.

Города мира включились в проект по взаимообучению

В видеоконференциях проекта «Взаимообучение городов» в этом учебном году принимают участие не только российские, но и города мира. В их числе Торривьеха (Испания), Будва (Черногория), Молодечно (Республика Беларусь), Новый Сад (Республика Сербия).

– Москва смогла создать условия для взаимодействия городов не на бумаге, не для «галочки», – отмечает председатель Комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Любовь Бесшапошникова, – а то, что можно потрогать, пощупать и ощутить на себе. Взаимообучение – это новый формат сотрудничества самых разных городов.

Проект по взаимообучению дал возможность его участникам наладить «горизонтальные связи». Так, директора, учителя школ одного города приезжают к своим коллегам из других городов и проходят стажировки на площадках образовательных организаций своих коллег, а не слушают и конспектируют скучные лекции, нередко оторванные от практики и насыщенной школьной жизни.

– Участие во взаимообучении позволяет нам знакомиться с эффективными практиками, наработками каждого города. Особенно ценно, что, применяя эти наработки к условиям своего города, муниципалитета, ты можешь посоветоваться, проконсультироваться, получить поддержку на любом этапе внедрения аналогичных практик в своем городе, – отмечает Любовь Бесшапошникова.

В рамках видеоконференций проекта был представлен опыт городов – участников проекта в таких направлениях, как системный подход к развитию таланта обучающихся, предпрофессиональное образование в школе, электронное обучение в школе, организация работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности, мотивирующее образовательное пространство школы, организация дополнительного образования в школе, «Субботы городского школьника», «Не прервется связь поколений».

Учимся друг у друга

Программы «Школы городов России – партнеры Москвы» и «Подсмотрено в…», в которых сами участники проекта рассказывают о результатах работы в проекте, своих достижениях и полезных образовательных и управленческих практиках коллег, выходят на Московском образовательном канале. По инициативе участников проекта на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования также разработан специальный раздел «Учимся друг у друга», в котором представители городов, участвующих во взаимообучении, делятся результативными практиками, «подсмотренными» у коллег и в большинстве случаев уже реализованными в своих городах.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt