Доподлинно известно, что во время второго визита Леонида Леонова к Максиму Горькому в Сорренто в апреле 1931 года два литератора в компании Максима Пешкова ездили на машине в Неаполь на премьеру фильма Чарли Чаплина «Огни большого города». А когда возвращались, Леонов неожиданно сказал: «Как мы мало задумываемся над всем, что происходит! Вот, например, на четырех колесах радиатор, сиденья с подушками. Поршень носится туда-сюда в цилиндре, бензин сгорает, машина стреляет выхлопными газами, колеса крутятся, рессоры скрипят, мы раскачиваемся взад-вперед. А все вместе называется: «Мы едем спать». Горький поднял глаза на Леонова и удивленно сказал: «Какой вы анафемски талантливый!»
Не «заизюмить», а изумить!
Можно предположить, что много лет спустя, 28 марта 2023 года, нечто подобное вполне могли подумать и даже произнести многие участники молодежного педагогического форума «От наставничества к профессионализму молодых. Время выбрало нас», проходившего по традиции в Лазаревском, после выступления Евгении Владимировны Константиновой, учителя русского языка и литературы из города Краснодара. Во всяком случае автор этих строк немедленно отправил в Telegram сообщение своему приятелю Андрею Сёмке: «Доброе утро! Девушка-филолог из Краснодара – настоящее открытие! Для меня как минимум».
Тогда, в марте 2023-го, мне не удалось обстоятельно побеседовать с Евгенией. Наш разговор состоялся без малого через год – 26 марта 2024-го. В том же Лазаревском, в рамках того же форума. Только вторая часть его названия звучала иначе: «Содружество. Сотрудничество. Сотворчество». И можно уверенно утверждать, что эти ключевые слова нашли свое прямое отражение в обоюдном обмене мыслями. «Сейчас человеческое общение офлайн – это роскошь», – написала как-то коллега Евгении Владимировны учитель русского языка и литературы из Ставрополя Анастасия Викторовна Шрамко. «Лазаревка» предоставила нам эту роскошь, и мы поговорили о многом.
«Я люблю отвечать на вопросы и разгадывать загадки», – сказала о себе Евгения Владимировна в анкете участника конкурса «Учитель года России»-2023. А вопросов к содержанию образования накопилось немало. И большинство из них и вправду напоминает загадки с неоднозначным ответом. Надо ли современному школьнику знать основные действия арифметики, учить таблицу умножения или же вполне достаточно научиться пользоваться калькулятором? Надо ли посещать библиотеки и рыться в книгах, если гораздо проще отправить в Мировую паутину соответствующий поисковый запрос? Стоит ли тратить большое количество времени на чтение многотомных сочинений классиков и современников отечественной и зарубежной литературы или можно ограничиться беглым просмотром легко доступных цифровых рефератов и видеороликов?
«Мне никогда не была близка идея о том, что использование новых технологий в школах необходимо запрещать. Мы живем в цифровое время, и наши дети постоянно используют гаджеты, именно поэтому онлайн-сервисы необходимо, наоборот, применять в интересах учителя», – написала в Учительском блоге UG.RU 20 ноября 2023 года Евгения Владимировна. Можно дополнить это высказывание словами учителя-блогера Анастасии Шрамко: «Сообщения должны менять представление о мире, а сейчас они создают эффект». В Учительском блоге UG.RU Евгения Константинова указала на один из возможных путей поиска разрешения назревших противоречий: «Цифровые инструменты в образовании открывают перед педагогом большие возможности, они расширяют кабинетное пространство и позволяют оставаться на связи с детьми даже после того, как те покидают класс. В использовании цифровых средств главное – не «заизюмить», а изумить. То есть не нужно перегружать уроки использованием высокотехнологичных сервисов просто ради развлечения. Они должны работать на учителя и для детей, делать учебный процесс запоминающимся и полезным».
А в интервью изданию «Коммерсантъ» от 12.10.2023 года Евгения Владимировна отметила: «Мы живем в современном мире, в мире цифровых технологий, но «цифра», по моему убеждению, должна идти вместе с традицией. Если мы будем просто идти вперед, не используя традиционные образовательные методики, мы можем потерять важный воспитательный компонент. Но, если мы будем только основываться на традициях и не говорить детям о тех новациях, которые возникают в жизни, мы потеряем их функциональную грамотность, ограничим их развитие в современном мире. Поэтому нужно соблюдать гармонию. Если мы говорим о современных приемах и практиках, то они необходимы в современном русском языке, потому что язык – это живой организм, он постоянно меняется, каждый день в нем что-то происходит: какие-то нормы отживают, а какие-то нормы внедряются в нашу жизнь. И детям важно показать, как меняется язык».
Всему есть своя мера
«Да, язык – существо живое, и он действительно может заболеть, прихватить какой-нибудь злой вирус. Но он и лечится сам… Когда сегодня сетуют на безграмотность молодежи и появление нарочито изуродованных интернет-диалектов… это ничто, кроме улыбки, не вызывает. …Но нам кажется, что всякая языковая реформа должна на полшага опережать развитие языка, а не плестись в хвосте у не самой образованной части нации. Сегодня существует острейший запрос на создание укорененного в русском языке словаря технического, связанного в том числе и с Мировой сетью. В Рунете за неимением русских обозначений для тысяч понятий творится полная чехарда: словотворчество такое, что любые футуристы позавидовали бы. Этот процесс надо возглавлять, так мы облегчим не только жизнь наших детей, постигающих Интернет, но и развитие русской науки», – сказал известный современный писатель Захар Прилепин, произведения которого, к слову, рекомендуются к изучению в разделе «Проза второй половины XX – начала XXI века» школьной программы по литературе. Думается, к сказанному можно присовокупить слова Евгении Константиновой из интервью «Коммерсанту»: «Есть реалии, которые приходят в жизнь и отражаются в языке. Нет ничего страшного в англицизме, если эта реалия родилась не у нас, но если есть русские синонимы английским словам, то лучше употреблять нашу лексику. Например, школьники сегодня вместо слов «любимый» и «красивый» любят говорить «краш». Всему, на мой взгляд, есть своя мера».
Здесь любопытно вернуться к выступлению Евгении Владимировны 28 марта 2023 года, частью которого стал сравнительный анализ пословиц и поговорок, визуализированных нейронной сетью, а также нашедших свое отражение в детских рисунках. И можно уверенно утверждать, что скрытый смысл этих жанров фольклора ускользнул, увы, от искусственного интеллекта, оставив, как следствие, «за бортом» создание и развитие этических и нравственных представлений и усвоение их конкретной личностью. А вместе с этим (без ложного преувеличения) ускользнули и отечественный культуроцентризм, и литературоцентризм. В интервью «Краснодарским известиям» от 22 марта 2023 года учитель Константинова не обошла вниманием эту проблему: «Мне кажется, что русская культура вообще литературоцентрична. Яркий пример – роман Ивана Гончарова «Обломов» с очень интересной любовной линией. Когда проходили это произведение, распечатывали пустые листы. Ученики должны были найти в книге текст и заполнить этот открытый чат перепиской Обломова и Ольги Ильинской, разговором Обломова и Андрея Штольца. Знаете, к какому выводу пришли дети? Что о любви не расскажешь короткими сообщениями и смайликами. О любви надо либо писать стихи и тексты, либо говорить».
Вывод очевиден: литература очеловечивает, язык является носителем культуры. И с точки зрения гуманитарного подхода в этом и состоит их безусловная и ключевая роль. «Если человек видит свою будущность не в качестве разнообразной прислуги, а в качестве субъекта, управляющего пусть не миром, но хотя бы его частью, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного способа упорядочить свои представления о мире еще не придумано», – очень точно заметил Захар Прилепин. «Литература живет в синтезе языка, истории, психологии и других дисциплин. Каждый должен уметь четко, ясно и красиво излагать свои мысли», – выразила свою позицию «Краснодарским известиям» Евгения Константинова.
Вряд ли стоит подвергать сомнению прозвучавшие в этом же интервью слова Евгении Владимировны о том, что «…есть такие произведения, которые должны знать и физики с химиками. Не только знать, но и возвращаться к ним на протяжении своей жизни… Мы не можем отказаться и от Николая Гоголя, Михаила Лермонтова. …Школа должна дать опорные точки, на которые дети, уже будучи взрослыми, станут ориентироваться».
Нужны ли филологу естественно-научные компетенции?
Не умаляя ведущей роли самостоятельного осмысления прочитанного, Евгения Константинова тем не менее утверждает: «Ни одно произведение нельзя преподавать детям без пояснений. В чем тогда роль учителя? Он должен показывать, чему учит это произведение, в каком историческом и нравственном контексте его следует воспринимать» («Краснодарские известия»). Продолжая тему в личной беседе с автором этих строк, Евгения не обошла стороной вопрос о важности естественно-научных компетенций для учителей-филологов. По ее словам, это не только сможет помочь нейтрализации фактических ошибок в произведениях того или иного писателя, но и будет активно способствовать реализации в образовании важнейшего принципа исторического соответствия различных областей мировой культуры, пониманию культуры знания вообще, станет одним из путей личного к ним приобщения. То же и с изучением языков. Отталкиваясь, к примеру, от понимания физики как искусства создавать модели и понимая звук как фонетическую единицу, можно не только рассмотреть транскрипцию в качестве звуковой модели слова, но и задаться вопросом о своеобразных вибрациях различных слов, правильной трактовке их «звуковой истории» и путях противодействия наводнившим Интернет «лингвистическим фрикам». В связи со сказанным полезно напомнить строки Андрея Белого об одном из своих университетских преподавателей: «Реформатский казался каким-то химическим синтезом: из «Основ химии» и его дум о ней рождалась неповторимая песня, пропетая всей культурной Москве и зажегшая неугасимую лампаду огромнейшего восхищения перед ландшафтом науки, увиденном в его целом. Он поставил в курсе периодическую систему, как некий космический, песни поющий орган; из нажимов клавишей рокотали мелодии соединений веществ, данные в ритме системы, где качественность, вес и цвет элементов рождались из места таблицы, которую понимал Реформатский как музыку; прямо с лекции этого непередаваемого химического вдохновителя я окунулся в «Основы химии» Менделеева, ставшей и мне химическим евангелием».
Можно вспомнить и слова одного из основоположников отечественной космонавтики Бориса Викторовича Раушенбаха об уже упомянутом писателе Леониде Максимовиче Леонове: «Леонова страшно волновала проблема Большого взрыва, после которого возникла наша Вселенная, и, таким образом, мир был сотворен, а не существовал вечно. Это его очень будоражило, потому что идею сотворения мира он, как писатель, воспринимал поэтически, а не грубо математически, как мы, ученые». Сам же Леонов говорил: «Миллионы стоят у храма науки и не знают, о чем там моленья, и просят приоткрыть хоть оконце».
Здесь снова уместно обратиться к Андрею Белому: «Каждая наука имеет свои специальнейшие глубины, противопоставленные высочайшим принципам, которыми владеть не умеют столь многие (чаще всего – специалисты); редчайший дар – увидеть научный ландшафт как феномен культуры; и, пережив его всячески (эстетически, философски), пропеть им в сердца толп, чтобы десятки и сотни из них двинуть в химию; мобилизация кадров научных поклонников Менделеева – специальность еще более редкая, чем специальность отсиживания у приборов…»
За горизонтами предмета
Иными словами, можно попытаться достичь успеха в изучаемом предмете не только через типовую, но и совсем нетипичную деятельность. Обращаясь к Президенту Российской Федерации во время сеанса видеосвязи с лауреатами конкурса «Учитель года России»-2023, Евгения Константинова затронула важную тему повышения квалификации учителей и предоставления педагогам возможности получить дополнительное образование по непрофильным предметам. «Я предлагаю расширить этот спектр, для того чтобы учитель любого профиля мог получать образование по тому предмету, который считает для себя интересным», – сказала тогда Евгения. Президент России идею поддержал. «Для таких учителей мы организуем проект, который назвали «За горизонтами предмета», – сообщил позднее министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов .
Любопытно заметить, что подобный опыт уже наблюдался в отечественной культуре. Это подтверждается фактами биографии Леонида Леонова. «В середине тридцатых Дом советских писателей организовал обучение дисциплинам, нужным литераторам в творческой работе, некоторые из них занимались на дому историей и общественными науками, а Леонов – физикой, химией и математикой», – сообщает Захар Прилепин. И приводит воспоминания главного редактора журнала «Наука и жизнь» Виктора Николаевича Болховитинова, согласно которым писатель пытался «…перевести на понятный всем повседневный язык общеизвестные аксиомы астрофизики, эти ритуальные, выраженные в сложных, недоступных простонародному восприятию формулах, непонятных слуху смертных, как жреческие заклятия древности. И в то же время писателю казалось плодотворным вызвать ученых на дискуссию, на разговор по занимающим его вопросам». Виктор Николаевич утверждал, что Леонид Максимович «…давно задумывался о возможных физических теориях и для запредельных – световых – скоростей. Теоретическая физика в последние годы не раз обращалась к этой проблеме, но Леонову хотелось бы, чтобы гипотетическая картина сверхсветовых движений была понятна не только физикам с их строгой формульной наукой, но и людям другой культуры – гуманитарной с ее поэтическим языком. Леонову хотелось бы уйти от закодированности языка физиков». «Много лет назад нам пришло в голову пойти на разговор к Ландау, – вспоминал Болховитинов, – крупнейшему физику-теоретику… Лев Давидович быстро набросал формулы. Леонов их знал. Но ему хотелось другого – «мускульного», реального, поэтического их выражения. Он добивался: так что же все-таки произойдет с телом, если оно подошло к границе, очерченной эйнштейновским запретом? И он высыпал на голову Ландау формулы и Хаббла, и Леметра, и Доплера, и Фицджеральда… Прощаясь, когда Леонид Максимович уже прошел вперед, Ландау удивленно засмеялся: «Побольше бы физикам таких лириков!» В то время в ходу была диада «физики – лирики». Удивление Ландау было бы, вероятно, менее сильным, если бы он вспомнил, что еще в 1935 году в реалистическом романе «Дорога на Океан» Леоновым была высказана мельком идея радара – возможность видеть издалека с помощью радиоволн». Достойно упоминания и небесспорное предсказание одного из героев этого романа Протоклитова относительно будущего человечества: «Новый человек создаст себе железных рабов по образу своему и подобию. Словом, он станет богом. Он будет душою громадных механизмов, заготавливающих пищу, одежду и удовольствия. Эти железные суставчатые балбесы будут трудиться, петь песни, пахать землю, плясать по праздникам на манер Саломеи, даже делать самих себя. Человеку не потребуется изнемогать от работы, он должен будет только знать…»
Спору нет, последняя цитата небезынтересна для обсуждения. Но, думается, гораздо интереснее возродить к жизни диаду «физики – лирики». Особенно в области содержания образования и образовательных технологий. Попытаться добиться «мускульного», реального поэтического выражения естественно-научных формул. Поискать точки соприкосновения строгой науки и «гуманитарно-книжной чувственности». И в итоге открыть и сформулировать новые смыслы в перспективном развитии общества. Образно говоря, это «вызов на задачу» – амбициозную, нетривиальную, но тем и интересную. После разговора с Евгенией Константиновой у автора этих строк появилась твердая уверенность в том, что педагоги, подобные ей, способны принять этот вызов. И найти очень красивое решение.
Игорь ИЗЮМОВ, учитель физики лицея №27, Ростов-на-Дону
Комментарии