В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка «Евтушенко. Роман с жизнью», приуроченная к Фестивалю искусств «…Больше, чем поэт», который посвящен 90‑летию со дня рождения Евгения Евтушенко. Проект подготовлен автономной некоммерческой организацией высшего образования «Институт современного искусства» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В нем приняли участие также Российский государственный архив новейшей истории и Российский государственный архив литературы и искусства.
Евгений Евтушенко – это не просто выдающаяся личность, не просто талантливый литератор. Он стал зеркалом целой эпохи, впитал в себя все ее противоречия, триумфы и падения. Среди предков поэта встречались и представители интеллигенции, и простые сибирские крестьяне. Его семьи коснулись и войны, и репрессии. Он восхвалял достижения советского строя и защищал диссидентов. Темы его стихов варьировались от социальной конъюнктуры до глубочайших философских размышлений о судьбах человечества. Он был величайшим патриотом своей страны и одновременно человеком мира. А многие стихи и песни Евтушенко стали настолько народными, что зачастую люди цитируют и поют их, даже не зная имени автора.
Экспозиция, представленная в музее, получилась такой же масштабной, как и сама фигура поэта. Она составлена на основе уникальных артефактов из филиала ГЦМСИР – Музея-галереи Е.Евтушенко, расположенного в его доме в Переделкине, в 2010 году переданном поэтом в дар государству.
Но в том, что нынешняя выставка проходит именно в стенах здания на Тверской, 21, бывшего Английского клуба, а затем Музея революции, есть что-то глубоко символичное. Теперь и Евтушенко стал частью истории. Вернее, может, наоборот – история стала частью поэта…
Выставка состоит из трех разделов. Ее открывает коллекция фотографий «Мое человечество», на которых запечатлены люди, моменты жизни, картины природы, увиденные автором во время его многочисленных путешествий. Практически под каждым снимком поэтические строчки. Разные лица – рабочие, крестьяне… Вот суровое, словно выточенное из камня, лицо сибирячки – родственницы Евтушенко. Под ним подпись:
История всех каторг так бездонна.
Таков твой взгляд вобрал, сибирская мадонна.
А вот другая старушка в платочке – няня поэта Нюра, спасшая иконы из храма во время гонений на Церковь. Потом селяне приходили к ней в дом, чтобы помолиться… Вот ветеран войны, повесивший над дверью в свою избу портрет Сталина. Этот человек однажды написал Сталину письмо и получил ответ, подписанный якобы самим вождем. Евтушенко не стал разуверять старика, что подпись на самом деле лишь факсимиле на стандартном бланке.
Невозможно забыть встреченную поэтом на московской улице в 1974 году старуху с мешком за плечами – приехала в столицу с «колбасной» электричкой и теперь повезет припасы назад, в свою голодную деревню. Старуха поднимается по ступеням, видимо, вокзальным, лицо в полутьме, а рядом, на стене, черная тень…
Во втором разделе представлены произведения живописи, графики и скульптуры, авторами которых часто являются творцы с мировым именем. Многие работы были подарены Евтушенко самими художниками или их знакомыми. Среди экспонатов шедевры Пабло Пикассо, Марка Шагала, Макса Эрнста, Хуана Миро, Нико Пиросмани… Сам поэт тоже много раз становился натурой для художников. Однажды его нарисовал Сикейрос. Но Евгений Александрович остался недоволен: «Здесь нет сердца». Тогда живописец пририсовал ему на грудь сердце красного цвета. Надпись гласит: «Одно из тысяч лиц Евтушенко. Потом нарисую остальные 999, которых не хватает».
Но, что самое интересное, другие работы, которые ему дарили, нередко напоминали самого Евтушенко – очертаниями фигуры и лица того, кто был изображен. Скажем, «Канатоходец» Юрия Васильева или «Предчувствие» Светлина Русева, будто списанное прямо с поэта. Даже изображения животных, такие как «Жирафенок» Пиросмани или «Овца» Менаше Кадишмана. Часто сам поэт выбирал произведения себе в подарок, видимо, те, с которыми находился на одной волне.
Заключительный раздел носит длинное название: «Эта галерея – моя жизнь, они связаны одной нитью». Он посвящен жизни и творчеству поэта уже в ХХI веке, открытию Музея-галереи в Переделкине. Вдова Евгения Александровича – Мария Владимировна Евтушенко – передала для экспозиции личные вещи покойного супруга. Среди них знаменитые евтушенковские пиджаки и галстуки, награды, полученные поэтом. Гравировка с мушкетерами на хрустальных бокалах сделана по эскизам самого Евтушенко, некогда он вдохновился сюжетом Дюма и написал сценарий к фильму «Конец мушкетеров», а бокалы заказал себе в личную коллекцию. Но, увы, при его жизни картина так и не была снята.
Вниманию посетителей представлен макет кабинета Евтушенко в Переделкине: стол, кресло, книжные полки и даже окно, через которое виден сад. Можно ознакомиться и с архивными документами, переводами статей Евтушенко в иностранной печати, рукописными оригиналами его стихотворений, стенограммами выступлений. Фотографии и различные документы рассказывают историю семьи Евтушенко, историю его встреч с выдающимися людьми своего времени – Федерико Феллини, Робертом Кеннеди, Борисом Пастернаком, Дмитрием Шостаковичем, Михаилом Шемякиным, Эрнстом Неизвестным, Фиделем Кастро, Луи Армстронгом.
Как это сегодня принято, не обошлось и без мультимедийной составляющей. Через наушники можно послушать, как поэт читает свои стихи, выступает на творческом вечере в Политехническом музее, проводит экскурсию по галерее в Переделкине.
Кажется, музейная экспозиция отражает все вехи биографии поэта Евтушенко. Вернее, человека Евтушенко. Человека, прожившего большую и яркую жизнь, оставившего после себя множество вещей, стихов, произведений искусства… И невольно задумываешься: а что останется от нас – одни посты и фотографии в Сети?
Комментарии