search
Топ 10

Высшее образование формирует элиту нации. Евгений БУТКО, заместитель руководителя Рособразования, доктор экономических наук, профессор

У университетов во все времена была своя особая миссия. Они всегда формировали элиту нации, были местом рождения новых знаний. И сегодня от того, насколько качественным и эффективным будет высшее образование, зависит успех не только российской экономики, но и всей нашей страны в целом. Поэтому не случайно поддержка вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и создание двух национальных университетов стали одними из направлений национального проекта «Образование». О целях и задачах конкурса по отбору инновационных вузов, а также о предполагаемых результатах наш разговор с заместителем руководителя Федерального агентства по образованию, ответственным секретарем конкурсной комиссии Евгением Бутко.

– Евгений Яковлевич, давайте начнем с главного вопроса – каким должен быть инновационный вуз?

– Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном процессе инновационного вуза должны быть такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Сейчас наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образования становятся такие вузы, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики, проведение исследований фундаментального и прикладного характера, использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

– Почему именно Рособразование занималось этим конкурсом?

– Минобрнауки РФ объявило конкурс, установило сроки его проведения. А мы непосредственно организовывали проведение конкурса – утверждали состав экспертной комиссии, список сторонних экспертов, которые привлекались к работе над заявками. Мы также вели прием и учет вузовских заявок, обеспечивали их сохранность и конфиденциальность. Конкурсная комиссия, ответственным секретарем которой я был определен, рассматривала результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией. То есть мы отвечали прежде всего за процедуру проведения конкурса. В случае неясностей конкурсная комиссия имела право запрашивать дополнительные сведения у экспертной комиссии, у Рособразования, у Рособрнадзора, а также у федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, подавшие заявки на конкурс. В случае несогласия с данными мы имели право направлять заявку на дополнительную экспертизу. Благо, нам не пришлось этого делать ни разу. В обязанности же экспертной комиссии входило рассмотрение заявок и определение их соответствия установленным требованиям. На конкурс было прислано 200 заявок, из них только три были отклонены по причине несоответствия установленной форме.

– Скажите, кто входил в состав независимых экспертов?

– Экспертов было 129 человек, причем они представляли такие солидные организации, как РАН, Финансовая академию при Правительстве РФ, Академия народного хозяйства, Национальный фонд подготовки кадров. Кстати, НФПК выиграл право быть оператором этого проекта.

– Чем руководствовалась конкурсная комиссия при отборе инновационных вузов?

– Прежде всего двумя видами критериев. Во-первых, оценивалось качество и результативность представленной инновационной образовательной программы. Реализация инновационной программы вуза должна вести к качественному изменению образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Ресурсы, привлекаемые к реализации такой программы, должны быть обоснованными и устойчивыми. Кроме того, оценивались эффективность организационной и финансовой поддержки программы внешними партнерами вуза и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.

Во-вторых, оценивался существующий инновационный потенциал самого вуза, который позволяет или не позволяет реализовать заявленную программу. Кстати, достоверность данных проверялась благодаря специальной программе. В нее закладывался 51 показатель работы вуза. Существующее состояние инновационного потенциала вуза определяется по следующим критериям в динамике за три последние года: эффективность научной и инновационной деятельности, состояние подготовки кадров, интеллектуальный потенциал вуза, обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.

– А если вдруг какой-то вуз захочет посмотреть результаты экспертизы?

– У него есть такое право, после завершения конкурса по письменному запросу высшего учебного заведения Рособразование вправе представить копию заключения эксперта, правда, без его фамилии, дабы была соблюдена конфиденциальность. Хочу также подчеркнуть, что схема построения конкурса и его проведения исключает возможности лоббирования интересов каких-то вузов. Во-первых, каждый вуз рассматривали два эксперта независимо друг от друга. Причем если один эксперт поставил 100 баллов, а другой, к примеру, 60, то заявка направлялась на дополнительную экспертизу. И потом выбирались оценки, которые находились ближе друг к другу. Таких случаев, когда требовалась третья экспертиза, было около 40.

– Принимали ли участие в конкурсе негосударственные вузы?

– Принимали, но не вошли в число финалистов. Заявки у некоторых негосударственных вузов были оценены достаточно высоко. А вот инновационный потенциал у них слабее, чем у государственных, по понятным причинам (появились они не так давно). Поэтому возможность реализовать инновационные программы невелика.

– Евгений Яковлевич, скажите, в чем вы видите главную задачу конкурса?

– Прежде всего стимулировать российские вузы к внедрению в свою практику инновационных образовательных программ, основанных на вовлечении студентов в научную работу высших учебных заведений. Эти инновационные программы по существу способны изменить парадигму высшего образования. Многие ректоры вузов, участвовавших в конкурсе, заявляли, что работа над инновационной программой помогла их профессорско-преподавательским коллективам посмотреть на свою деятельность со стороны, оценить свои достижения.

– Евгений Яковлевич, вузы-победители получат все-таки немалую сумму денег – от 400 миллионов рублей до 1 миллиарда. Определены ли направления использования этих средств, или вузы могут тратить их по своему усмотрению?

– Есть три основных направления, на которые вузы смогут потратить бюджетные деньги. Во-первых, на формирование нового содержания, которое бы отвечало предлагаемым вузами инновационным программам. Во-вторых, на закупку нового оборудования – ведь на старом инновационные программы вряд ли реализуешь. И наконец, третье – это повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава. Для организации этой работы планируется привлекать ведущих зарубежных и российских специалистов, кроме того, педагоги смогут стажироваться в лучших зарубежных и российских вузах, а также фирмах и компаниях. Хочу также обратить ваше внимание на то, что есть четвертое направление использования средств – это модернизация учебно-материальной базы под установку нового оборудования. Правда, эта модернизация будет проходить не за счет федеральных денег, а за счет собственных внебюджетных средств вуза. Внебюджетные средства, объем которых должен составлять не меньше 20 процентов, есть обязательное условие участия вуза в конкурсе. И конечно, внебюджетные средства вуза могут быть использованы и по первым трем направлениям. Обратите внимание, конкурс является двухгодичным, он реализуется на протяжении 2006 и 2007 годов. По итогам эффективности реализации программы в 2006 году вузы должны будут представить детальный отчет. И лишь по результатам работы вуза будет приниматься решение о выделении средств на 2007 год. Если же окажется, что заявленные программы реализуются неэффективно, то высшее учебное заведение может и не получить денег. Думаю, что у вузов очень скоро пройдет эйфория от победы, и они поймут, что перед ними стоит очень сложная задача – отчитаться за эффективность использования полученных денег. Ведь надо будет не просто описать проведенные научно-исследовательские работы, но самое главное – ответить на вопрос, достигнуто ли вузом за счет реализации инновационной программы новое качество работы, повысилась ли эффективность работы высшего образовательного учреждения, стала ли внедряемая инновационная деятельность нормой для жизни вуза. Кроме того, важным моментом является и то, что деятельность вузов-победителей должна быть абсолютно прозрачной и доступной для всех, кто хочет знать, в чем же залог их успеха. Вузы-победители должны демонстрировать всем другим высочайшее качество работы по реализации инновационного проекта. Так что победить – это лишь начало большой работы, которая предстоит вузам. Самое главное впереди. Важно показать в процессе реализации проекта его эффективность, доказать, что государственные деньги потрачены не зря.

– Евгений Яковлевич, я знаю, что в 2006 году будет объявлен новый конкурс для инновационных вузов на 2007-2008 год…

– Да, причем будет выделено в два раза больше средств – 20 миллиардов рублей. Так что я все вузы, которые не попали в число победителей, призвал бы не отчаиваться и, учтя все свои ошибки, подать заявку осенью этого года. Не хотелось, чтобы вузы, не ставшие победителями, чувствовали себя проигравшими. Это лишь первый шаг, проба пера.

– Какие выводы вы сделали лично для себя из этого конкурса?

– Я бы хотел обратить внимание читателей, что в числе победителей не только московские и петербургские вузы. Этот конкурс еще раз подчеркнул – у нас в России есть очень сильные региональные вузы, а значит, мы можем говорить об определенном качестве российского высшего образования. И наконец, самое главное – победители конкурса должны стать реальным локомотивом, который ускоренным темпом сможет вывести российское высшее образование на более высокий уровень качества и эффективности работы. Экономика страны должна существенным образом продвинуться вперед за счет кадровой составляющей. А ответственность за кадры, за подготовку высококвалифицированных специалистов несет в целом образование, и в первую очередь профессиональное образование. Высшее же образование, университеты формируют элиту нации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту