search
main
0

Высокий дух. Евгения Стрельникова верна профессии

Теперь уже никто не скажет, какой еще смысл (кроме, возможно, того, что испокон веков заключен в православных святцах) вкладывал отец, выбирая имена пятерым дочкам. Он был хорошо образованным человеком. По меркам начала XX века даже очень хорошо – окончил церковно-приходскую школу. Супруга встретилась под стать – агроном по образованию. Серафиме, Ольге, Клавдии, Наталье, Евгении эти двое сумели передать начитанность, видение, понимание особенной красоты и гармонии окружающего мира. Научили правильности, мудрой неизбежности восприятия переплетения всех его многообразных отношений. В суровую пору становления, развития советской власти, когда нужда, граничившая с откровенной бедностью, была привычной нормой взросления, девочки росли натурами утонченными. Хаос бытия, окружавший их, таял облаком, без усилий исчезающим под солнечными лучами тихой благодарности. А попавшие в ореол духа сестер согревались, забывали на миг о своих заботах и тоже внутренне расцветали, наполняясь светлыми мечтами.

Но даже в этой чудной семейной компании Евгения была особенной. Особенно благородной. Как, собственно, и переводится с греческого ее имя. Хотя сама она никогда с подобной характеристикой не согласится. Молчалива, чувствительна, неспешна и чутко-внимательна. Казалось, уже крохой она знала о мире детства что-то столь значительное, глубокое, что педагоги нередко в течение целой жизни амбициозно пытаются искусственно создать, разрабатывая авторские методики. В Евгении рос настоящий учитель. Вообще-то преподавателями разных дисциплин в итоге стали все сестры Стрельниковы. Рожденные, повзрослевшие в Черепанове Новосибирской области, друг за дружкой, неразлучно, как привыкли, девушки поступили в педагогический институт, который в разное время блестяще окончили. Но путь к делу жизни Евгении Петровны имел свою неповторимую историю, горечь которой заслуженным учителем России не забыта и теперь. Два понятия – «репрессировали» и «реабилитировали» – навсегда стали полярными точками ее внутреннего мира. Когда главного человека дома Стрельниковых репрессировали, жизнь семьи дрогнула и раскололась. Они, конечно, жили дальше, собирая свои судьбы по кусочкам новых дней. Жили, втихомолку захлебываясь недоумением: папу – за что?! Это было страшно. И стыдно. Особенно от того, что знаешь – стыдиться нечего… Ученице черепановской школы №3 Жене Стрельниковой тем временем пришла пора вступать в комсомол. Желанный, почетный, согласно духу эпохи единственно верный для каждого путь в будущее. И вдруг в лицо, из учительских уст: «Тебя принимать нельзя. Дочь врага народа». Она плакала всю ночь. В школу на следующий день идти не смогла. Мудрая мама не произнесла ни слова упрека. Только подбадривала особенной своей тихой улыбкой, в которой читалось: пройдет и это. Евгения Петровна Стрельникова никогда так и не забыла дня, в который приняла одно из главных в судьбе решений, пообещав себе: «Стану учителем. Никогда не раню ни одного ребенка!» Предкомсомольское испытание, правда, завершилось быстро и благополучно. В защиту Евгении Стрельниковой встал весь ее класс. 14-летние подростки сказали взрослым смело, дружно и однозначно: «Без нашей Жени в комсомол вступать не станем!» Ее приняли. Но никогда и ни на кого этот удивительный человек даже не подумал затаить обиды. Такое было время. Оставалось его лишь попытаться понять и принять. А папу, конечно, реабилитировали. Спустя годы. Дети же были верны ему всегда. Даже в потаенных мыслях тень возможной вины не легла на безмерно уважаемую отцовскую фигуру. Позже их класс так же дружно, в неиссякающем душевном порыве юного коллектива отправился на главную комсомольскую стройку страны – возводить Магнитку, вместе с ней – индустриальное могущество Советского Союза. Евгения и здесь стояла в первых рядах. В ее жизни будет еще много ситуаций и событий столь же глубоких и значительных, сколь велика была эпоха, с которой совпали молодость и зрелость. Но главным и самым значимым оставалось простое – учить детей. 35 лет назад Е.П.Стрельникова вошла в свою родную третью школу в новой роли – учителем начальных классов. Работает здесь и сегодня. Правда, занимается уже не с целыми классами, а с каждым поодиночке. С детьми, по разным причинам находящимися на индивидуальном обучении. Когда ребенок становится взрослым? В какой именно момент и благодаря кому вдруг осознает себя отдельной, самостоятельной личностью, способной на принятие важного решения? Встреча, общение с кем способствует этой волшебной перемене сознания? Счастлив тот, для кого таким настоящим наставником становится учитель. Счастливы те, кто за длинный срок ее служения профессии оказались в ореоле уникального душевного благородства Евгении Петровны. В сердцах сотен и сотен своих детей она сумела поселить тот высокий дух, что позволяет вновь и вновь подниматься над вызовами обыденности и достигать высоких целей. Недаром взрослые, состоявшиеся люди, когда-то сидевшие за партами ее класса, позже разлетевшиеся по разным частям света, и теперь обязательно приезжают в Черепаново. Часто с одной лишь целью – увидеть своего первого учителя. Вновь прикоснуться к источнику живительной силы, неиссякаемому в этой очень скромной женщине. Школьные архивы хранят папки признаний, адресованных ей: «Верный друг, опытный и надежный наставник, добрая, но строгая учительница – это Евгения Петровна Стрельникова, заслуженный учитель РФ. Она переживает за своих учеников, за школу. Готова помочь каждому. Для детей у нее время есть всегда. Всех любит одинаково и ко всем относится одинаково. Сама очень работоспособная и трудолюбивая и от детей, от их родителей требует такой же самоотдачи. Прививает любовь к труду, хорошее, уважительное отношение к тем, кто рядом, умение дорожить дружбой. О таких, как Евгения Петровна, говорят: большой души человек. Открывай хоть каждое из «писем к учителю». Лейтмотив будет только один… Уставшие, озлобленные, не хотящие в школу… Таких ребят рядом со Стрельниковой нет. Она знает тайну. – У детей бывает так: они спят. Хотя и учатся, а ум спит! Педагогу нужно его пробудить, заинтересовать, увлечь. Терпеливо, тактично. А вот воспитывать нужно родителей, не ребенка! Это самое эффективное, когда между учителем и семьей есть понимание. Тогда ребенку легко живется в школе… Свои за 35 лет проверенные педагогические принципы Евгения Петровна в секрете не хранит. Просто идет с ними к детям. Ведь благородство духа не крикливо.

Елена ВОЛИКОВА, Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте