В Саткинском районе создана слаженная система непрерывного образования – от дошкольного до высшего. Несмотря на демографический спад и экономические трудности 90-х годов, нам удалось сохранить всю сеть образовательных учреждений.
В настоящее время в районе действуют 38 детских садов, в которых воспитываются 4850 детей, и 32 учреждения общего и дополнительного образования, где обучаются 9260 школьников. В системе образования работают 1400 педагогов. Охват детей дошкольным образованием в Саткинском районе один из самых высоких в Челябинской области – более 86 процентов (средний показатель по региону – 74 процента). Практически все будущие первоклассники района посещают детский сад. В районе успешно функционируют группы кратковременного и круглосуточного пребывания, 50 оздоровительных и коррекционных групп. На протяжении нескольких последних лет успешно реализуются программы муниципальной поддержки семей с детьми дошкольного возраста: около 500 родителей получают из бюджета компенсацию родительской платы за содержание ребенка в детском саду от 50 до 100%.
Реализация национального проекта «Образование», безусловно, послужила мощным стимулом развития системы образования: мы совершаем переход от дефицитного содержания к ее инвестиционному развитию. Интеграция финансовых ресурсов федерального, областного и местного бюджетов в рамках нацпроекта позволила сосредоточить выделенные средства на приоритетных направлениях в сфере образования, а именно: обеспечение доступности и качества образования; создание в кратчайшие сроки современных условий для обучения школьников независимо от территориальной расположенности школы в городе или маленьком поселке; информатизация системы образования; поддержка лидеров образования – школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, педагогов и одаренных детей.
Выполнение муниципальной целевой программы по реализации нацпроекта «Образование» позволило значительно укрепить базу образовательных учреждений, улучшить их эстетический вид, обеспечить безопасность и комфортность пребывания детей в учреждениях образования, а также получить системные изменения в образовании. Проведена большая работа по информатизации учебных заведений, что позволило каждой школе и 10 детским садам создать свои сайты, старшеклассникам успешно обучаться в интернет-школе русскому языку, математике, физике. Более 380 школьников смогли дистанционно учиться в сетевом университете «Роботландия» и «Телешколе», принять участие в межрегиональной интернет-олимпиаде, начать работу в новом направлении «робототехника» и провести первые районные соревнования по легоконструированию. С подключением учреждений образования к сети «Интернет» появилась возможность вести подготовку старшеклассников к итоговой аттестации: управление образования заключило договоры с «Интернет-телешколой Просвещение.ru» по работе с тренажерами «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, физике, географии».
Челябинская область была одним из первых в России регионом, который внедрил проект «Информатизация системы образования» (ИСО), разработанный Всемирным банком реконструкции и развития и Министерством образования и науки РФ. В рамках этого проекта открылись межшкольные учебно-методические центры. В 2005 году на условиях софинансирования «областной – местный бюджет» появился ММЦ и в Сатке, на базе средней школы №14. На тот момент только 25% педагогов владели современными компьютерными технологиями. Сегодня можно с уверенностью сказать, что около 90% учителей Саткинского района владеют информационно-коммуникационными технологиями. Число учителей, применяющих современное высокотехнологичное оборудование на уроках и в воспитательной работе, постоянно увеличивается. Так, например, в школе-«миллионнике» №13 на президентский грант было приобретено 7 автоматических рабочих мест учителя, интерактивная доска, кабинет персональных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами, цифровой микроскоп – все это используется в работе лучшими учителями школы. Ими создаются авторские электронные продукты к урокам физики, математики, истории, обществоведения, биологии, в школе работает электронный музей истории школы; учащиеся под руководством учителей активно используют НИТ в научно-исследовательской работе.
За два года реализации ПНП «Образование» пять средних школ района получили государственную поддержку в размере 1 миллиона рублей. Две средние школы, центр дополнительного образования детей «Радуга» и пять детских садов – поддержку губернатора Челябинской области в размере 500 тысяч рублей. Шесть образовательных учреждений получили премии главы Саткинского района в размере до 100 тысяч рублей. Десять учителей удостоены премии Президента России, еще 11 педагогов – премии губернатора Челябинской области. Администрация района также ведет политику, направленную на повышение общественного статуса профессии учителя. Более 10 лет в районе проводится конкурс профессионального мастерства «Педагог года», с каждым годом увеличивается и число поощряемых, и размер премий становится все солиднее – за последние годы премии победителям в разных номинациях выросли до 40 тысяч рублей. В прошлом году 19 педагогов улучшили свои жилищные условия и получили субсидии из местного и областного бюджетов на приобретение жилья в размере от 350 до 600 тысяч рублей.
Итог и показатель качества школьного образования – единый государственный экзамен. Школы Саткинского района восьмой год принимают участие в эксперименте по ЕГЭ, в последний год он проводился по 13 предметам. По его результатам ежегодно до 5% выпускников получают 80 и более баллов по разным предметам. Более 42% выпускников средних общеобразовательных школ Саткинского района сдают обязательный экзамен по математике на «4» и «5» (среднероссийский показатель – 37%). Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ ежегодно выбирают около 70% выпускников, и на «4» и «5» его сдают более 68% (среднероссийский показатель – 44,3%).
В нашем районе сложилась система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся: проводятся районные предметные олимпиады, действуют научное общество учащихся, профильные лагеря, Малая академия при ЧелГУ. Наши школьники участвуют в творческих проектах не только районного, но и регионального, российского и международного уровня. Команды Саткинского района участвовали в международных соревнованиях игры «Одиссея разума» в Германии, Венгрии, Литве. Семь саткинских школьников приняли участие в телевизионной игре «Самый умный» на канале СТС. Более 25 лет в Саткинском районе развивается геологическое движение, закономерно, что наши дети традиционно становятся победителями Российской олимпиады по геологии.
В 24 школах и 20 детских садах Саткинского района обязательным предметом стали шахматы. Проект «Шахматный всеобуч», реализуемый под эгидой городского шахматного клуба «Вертикаль», позволил привлечь к регулярным занятиям более двух с половиной тысяч детей. По итогам учебного года каждому ребенку, вовлеченному в проект, вручается сертификат. Проводимые диагностические исследования показали, что у ребят, регулярно играющих в шахматы, развиваются умственные и творческие способности, отмечено повышение уровня успеваемости на 65-70%.
Особо остановлюсь также на результатах реализации проекта «Шахматы для общего развития». Он внедрен в восьми школах Саткинского района. В основу идеи проекта лег тезис о том, что шахматы – это деятельность, которая требует способности действовать в уме. Авторами идеи выступили член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам Н.Г.Алексеев и международный гроссмейстер по шахматам Ю.С.Разуваев. Руководит проектом кандидат психологических наук, заведующий лабораторией инновационного образования детей с особенностями развития Института педагогических наук Российской академии наук Виктор Зарецкий. У всех детей, вовлеченных в проект, наблюдаются положительная динамика развития интеллекта, внимания, мышления, речи, позитивные личностные изменения.
С 2001 года в нашем городе проводятся занятия детско-юношеской шахматной школы имени десятого чемпиона мира Бориса Спасского, в которых обучаются лучшие юные шахматисты Челябинской области – сам мэтр игры лично два раза в год специально приезжает из Парижа в Сатку. Программа «Школа Анатолия Карпова» успешно реализуется в учреждениях интернатного типа. Организуются летние профильные шахматные смены на базе загородных оздоровительных лагерей, где юные шахматисты отдыхают, тренируются, укрепляют свое здоровье.
Особенно пристальное внимание в районе уделяется сохранению здоровья детей, развитию массовой физической культуры и детско-юношеского спорта. Огромная заслуга в этом принадлежит бывшему главе района Валерию Геннадьевичу Некрасову и депутату Законодательного собрания Челябинской области, президенту группы «Магнезит» Сергею Павловичу Коростелеву. Важный момент сохранения здоровья детей в процессе обучения – горячее питание. За последние годы мы добились 100-процентного охвата школьников горячим питанием, причем все дети получают бесплатные завтраки, бесплатными обедами обеспечены 40% детей городских и поселковых школ. Чтобы избежать диктата со стороны комбината школьного питания, мы пошли по пути организации конкурсов среди индивидуальных предпринимателей. И это принесло ощутимые плоды – качество питания в школьных столовых заметно улучшилось.
Чтобы повысить двигательную активность учеников, мы ввели третий час физической культуры в школах с 1-го по 11-й класс. Кроме этого, практически вся начальная школа района охвачена футбольным и плавательным всеобучем, в который вовлечено около 5 тысяч детей. Повысилось качество медицинского обслуживания детей: в 80 процентах образовательных учреждениях работают медицинские и прививочные кабинеты, а также два медицинских центра, благодаря реализации политики социального партнерства открыто несколько стоматологических кабинетов. В школах и детских садах района внедрены здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
С 2006 года в рамках реализации нацпроекта «Образование» мы предусмотрели выделение значительных финансовых средств на восстановление и развитие школьных мастерских. За один год мы восстановили шесть мастерских технического и обслуживающего труда. В этом году планируем восстановить еще шесть. Еще один важный момент – мы не разрушили систему межшкольных учебно-производственных комбинатов. Такой УПК успешно работает в городе Бакале, где подростки обучаются металлообработке, швейному и автомобильному делу, профессиям сферы услуг. Мы развиваем сетевое взаимодействие с учреждениями начального профессионального образования. На крупных градообразующих предприятиях востребованы сварщики, электромонтеры, рабочие горных профессий. В районе действует педагогический колледж, 80 процентов выпускников которого – воспитатели наших детских садов. С этого учебного года Саткинский педагогический колледж начинает подготовку учителей начальных классов с правом преподавания информатики и иностранного языка.
Комментарии