Россия переживает очередной кризисный момент своей истории. Его суть состоит в переходе от тоталитарной политической системы, господства государства над обществом и личностью, от бесправия рабски мыслящих и действующих рядовых индивидов к правовому государству, демократическому обществу. Возникает вопрос: может ли человек, выросший и воспитанный в тоталитарном обществе, внезапно приобрести независимость суждений, инициативу, умение отстаивать свою точку зрения и терпеть инакомыслие, на деле руководствоваться демократическими ценностями? Кризис заключается в том, что прежние взгляды, идеалы рухнули в начале 90-х годов. Их место заняли химерические представления: демократия как вседозволенность и безответственность, вместо признания и уважения частной собственности – культ безудержного личного потребления и т.д.
В коридорах власти и общественном мнении существует твердое убеждение, что изменить политическую ситуацию, перейти к правовому государству и гражданскому обществу можно. Достаточно добиться материального изобилия. Но этого недостаточно. Вероятно, должно пройти определенное, причем длительное, время, пока человек из “подданного” превратится в гражданина. Значит, нужна кропотливая и длительная работа по воспитанию гражданственности.
Процветание капиталистического западного мира объясняется иным характером отношений между людьми и государством, которые изложены в законах и неукоснительно выполняются. Речь идет о правовой защите каждого, наличии механизма реализации прав человека, который является личностью, способной и умеющей отстаивать свои убеждения и идеалы.
Гениальный английский философ Джон Локк писал: человек – есть ценность сам по себе. Он рождается с неотъемными правами (право на жизнь, свободу, на собственность и счастье).
Нам следует осознать, что экономика, хозяйственные успехи или отсталость страны носят второстепенный характер и определяются человеком, уровнем его цивилизации. Нужно понять, что термин “человеческий фактор” только принижает человека, гражданина. Человек не должен служить экономическому молоху.
Горько, но надо признать, что в ходе строительства социализма произошли серьезные деформации. Продолжительное время не изучалось общественное мнение, гражданское самочувствие народа. Органы КПСС охотно занимались различными экономическими и политическими показателями состояния общества, но не уделяли необходимого внимания просто человеку, его проблемам.
Бюрократия и теневая экономика всячески препятствуют тому, чтобы в нашей стране торжествовали правопорядок и высокая мораль, выступающие в качестве важных факторов социальной защищенности людей. Вдумаемся в такие цифры: годовой оборот теневой экономики составляет, по одним данным, 90 миллиардов рублей, а по другим около 130 миллиардов рублей. Перестройка послужила своеобразным детонатором по отношению к общественной психологии народа, обострила демократические амбиции, возбудила национальное чувство, углубила интерес к законотворческой деятельности.
Развитие демократии – одно из фундаментальных условий интеллектуализации общества. Федор Раскольников в свое время писал Сталину: “Вы культивируете политику без этики, власти бесчестности, социализм без любви к человеку”. Трудно подсчитать, какими огромными потерями обошлись нам годы сталинщины. Душевный дискомфорт человека неизбежно ведет к снижению эстетических вкусов. Когда видишь колыхающуюся толпу молодежи в наркотическом бреду на очередном концерте рок-музыки, а затем груды бутылок, окурков, разного хламья, оставленных после его завершения, становится грустно и страшно.
В современных условиях мы еще больше убеждаемся в значимости нравственной зрелости людей. Великий педагог К.Ушинский призывал учителя “возбудить в учащемся интерес ко всему нравственному, и тогда можно быть спокойным, что он сохранит всегда человеческое достоинство” и никогда не переступит грань закона.
Когда общество находится на историческом изломе, предельно возрастает роль его здоровых социальных сил. Сегодня как воздух нужна их консолидация, организованность, действия, ибо может произойти конфронтация между теми, кто стремится спасти Отечество, и теми, кто увлечен личными амбициями и карьерными устремлениями. Наше общество сегодня переполнено жестокостью, идет утрата народных традиций, обычаев предшествующих поколений.
На Руси есть памятник, в котором во всем величии воплотилась благодарная память потомков. Это бронзовый монумент “Тысячелетие России”, открытый неподалеку от знаменитого Софийского собора в Новгороде. Художники (Микешин и Шредер) создали его в форме вечевого колокола, что глубоко символично. Над основанием возвышается огромный шар с крестом – символ Державы, а рядом коленопреклоненная женщина – олицетворение Родины. Вокруг скульптурные группы людей из разных веков истории Отечества. Постамент памятника обрамляет рельефный фриз, на котором изображены более ста известных людей России. И среди них – ее вечная слава – выдающиеся полководцы. С мечом, прижатым к груди, – А.Невский, как бы давая клятву на мече перед Богом и людьми, что будет тверд в вере и правде своей, в служении Родине.
Следует помнить слова А.Пушкина: “Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”. К сожалению, мы и наши дети гораздо лучше знаем порой традиции Востока и Запада, чем исконно русские. Нам необходимо вернуться к своим корням, вернуть себе свою историю, культуру. Тогда бы мы приобрели устойчивую опору в духовной жизни – национальное самосознание.
Прошло не одно десятилетие, как многовековой бытовой уклад деревни разрушен. Опасен психологический настрой большей части молодежи: пессимизм, апатия, стремление жить только сегодняшним днем. Многие из нас и наших детей не знают и не хотят знать о своей родословной. Вызывает тревогу и озабоченность то обстоятельство, что от 29 до 51 процента школьников Кемерова, по данным опроса, проявляют готовность стать эмигрантами.
Известный актер театра и кино Александр Збруев в своем интервью сказал: “Раньше я много мечтал, но все мои мечты превратились в прах. Родина нам недодала, недоплатила. Она в долгу не только перед моими отцом и матерью, дедами. Уже сейчас она вся в долгах перед моими детьми и перед правнуками”.
Думаю и убеждена, что Родина и государство – разные вещи. Мы должны научить детей любить свою Родину, но совершенно необязательно, чтобы мы любили государство, которое существует в стране. Родина – это Достоевский, Пушкин, Тютчев. Это народные традиции и праздники, это почитание святых. Это русская история бесконечных испытаний. Родина – это бескрайние просторы русской земли, ее поля, березовые рощи, гармония. Людям свойственно любить Родину, относиться к ней как к родной матери. Посмотрите, как тесно связаны эти слова: родина, родить, родиться, родители, родник. Эта любовь не зависит от того, красивы ли в ней реки, горы, леса, поля, луга, мягок ли климат, выпадают ли кислотные дожди, много ли она скопила богатства, удобно ли в ней жить.
С чего начинается Родина? Думаю, что со знания о ней, иначе, не зная, как же любить? Знать прошлое и настоящее своей страны, города, поселка, даже улицы необходимо каждому. И тогда человеку, куда бы он ни уехал, всегда будет тепло вспоминать о крае, где родился и рос.
Президент США Дж.Ф.Кеннеди сказал: “Не спрашивай, что тебе дала твоя страна, спроси себя, что ты можешь сделать для нее”.
Агрессия, озлобленность, жестокость, равнодушие сегодня – это уже не психологическая, а социальная проблема, которую общество не знает, как решить. И среди нас, граждан России, нет единого мнения о том, как оздоровить, “очеловечить” общество и людские отношения.
От ответа на эти вопросы зависит наша будущая жизнь, успех или неуспех политических и экономических преобразований, поэтому от решения этой проблемы нам не уйти. Летом 1996 г. Президент РФ Б.Ельцин предложил выработать национальную идею, столь необходимую России. Кому адресовано это предложение? Не исключено, что нам и именно нашим детям, которым в будущем предстоит созидать новую Россию и управлять ею. Народы России, как единственный источник власти, должны сформулировать и оформить свои требования, свою цель и модель устройства нашей жизни. А власть, нанятая нами, должна беспрекословно это осуществить.
Нужна ли нам сегодня национальная идея?
Да, нужна. Для сплочения народа, осознания своей цели, для появления общего интереса, для воспитания патриотизма у нации. У нации должна быть национальная идея, так же как у человека должна быть цель в жизни. Беда нашего народа, да и многих народов мира в том, что у большого числа индивидов отсутствует цель в жизни, а значит, и стремление жить безупречно. Россия – это великая нация, без идеи общество катится вниз. В человеке начинается гражданин, когда сфера его личных интересов расширяется, включая в себя интересы многих людей.
Трудности, которые испытывает страна, только 10-20 процентов ребят Кемерова оценивают как временные, 14-20 процентов верят в то, что “скоро все наладится”, а 8-10 процентов уверены в том, что “никогда не произойдет изменений к лучшему”.
Сегодня стало ясно, что воспитание подлинной гражданственности – это альтернативная деятельность школы в противовес нашей жестокой, антигуманной социальной среде.
В 1978 г. в советской России в школах был введен курс “Основы Советского государства и права”, цель которого вооружить учащихся правовыми знаниями и превратить их в личные убеждения. Этот курс имел острую идеологическую направленность.
Сегодня Россия стремится создать гражданское общество и правовое государство.
Одним из основных условий этого процесса является полноценное гражданское образование, которое поможет приобщить наших детей к миру взрослых, где сосредоточены добро и зло, порядок и беспорядок, культура и бескультурье, мир и войны. Поможет лучше подготовиться к жизни, понять самих себя, суть и смысл своих поступков, планов, намерений.
Если в XVIII веке французский просветитель и педагог Жан Жак Руссо заметил: “У нас есть физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники – у нас нет более граждан…” Опираясь на мировой опыт, российская педагогическая наука признала гражданское образование в качестве приоритетной задачи воспитания, образования и развития личности. Оно способствует формированию у школьников активной нравственной позиции и достижению гармонии с окружающим их миром, развивает умение выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь при этом на законы морали и нравственности.
Великая русская императрица Екатерина II утверждала: “Для того чтобы править, надо прежде всего стать деспотом по отношению к самому себе”. Эта мысль актуальна сегодня, так как критический ум уже через рефлексию формирует собственную интеллектуальную деятельность. Критически мыслящий человек готов жить в мире неоднозначном, а он не может не меняться. В.Белинский сказал: “Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять нравственное. Одно образование делает вас человеком ученым, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политиком и т.п. Но нравственное образование делает вас просто человеком”.
Высоконравственный человек может стать истинным гражданином. Гражданское образование поможет нам и нашим детям осознать личную значимость и ответственность за то, что происходит в окружающем мире. Это осознание, особенно сегодня, должно повлечь за собой взвешенный общественный выбор, собственную позицию в социально-политической деятельности и гражданское действие.
Формы и методы гражданско-правового образования
Конечная наша цель – выработка у учащихся четкой жизненной позиции, активного отношения к происходящим процессам в стране и мире. Сегодня широко используются активные методы обучения, т.е. это такие формы обучения в гражданском образовании, которые позволяют за урок решать максимально возможное количество учебных задач. Они способствуют развитию познавательного интереса, развивают эмоциональную и интеллектуальную сферу учащихся. При этом основной акцент, на мой взгляд, необходимо делать на мотивацию урока, чтобы приблизить учащихся к восприятию действия на уроке, заинтересовать и сделать их соучастниками изучаемого материала.
Винить молодое поколение в инфантильности легче, чем обеспечить условия, в которых росло бы поколение, не только сильное духом, но и обладающее широкой милосердной душой. Я хочу, чтобы мои учащиеся не были посторонними свидетелями той жизни, которая их ожидает за стенами колледжа, чтобы сейчас они учились делать выбор, совершить нравственный поступок. Часто начинаю урок с мозговой атаки. Всего 5 минут. Прошу дать оценку тому или иному событию, произошедшему в нашем государстве, или необычное обращение к ним: “Здравствуйте, граждане России!” (Докажите, что вы граждане России).
Воспитать – это значит научить различать, что такое хорошо и что такое плохо. Проблема в том, как это сделать. Обсуждение газетного материала или моделирование ситуаций из реальной жизни позволяет мне получать такой ценный подарок, как доверие учащегося, которое возникает не из технологии урока, а из общения, из уважительного отношения к личности ученика, умения педагога организовать обсуждение и побудить каждого задуматься над своей позицией.
Изучение правовых дисциплин – это довольно сложная, кропотливая, а порой и нудная работа. Зная это, я стараюсь использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность моих учащихся. Основной интерес вызывает у них решение творческих эвристических задач в группах. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.
Решение творческих, логических задач имеет следующие дидактические ценности. Активная форма работы, хорошее дополнительное и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли. Учатся слушать и слышать друг друга.
Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею, оригинальные мысли, решение задачи. Решение реальных ситуаций из жизни вызывает всегда большой интерес подростка, и на его основе легко организовать деловую игру.
Как выбрать задачу? Мозговой штурм пройдет плодотворно, интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, необходимо объяснить непонятное явление. Здесь допускается несколько возможных гипотез-объяснений. Учитель исполняет роль консультанта или подбрасывает новое направление разговора, если видит, что мозговая атака “захлебнулась”.
Большое место в работе учеников занимает самостоятельная работа с текстом учебников, документов, работа над понятием, написание рефератов, контрольных работ.
Реферат, сообщение, доклад, контрольная работа – это гигантский труд самостоятельной работы учащихся. Необходимо изучить несколько источников. Изученный материал обобщить, найти свой правильный подход к пониманию проблемы. Кратко, четко и убедительно изложить на бумаге усвоенные мысли и высказать свое суждение. Дать оценку мнениям различных авторов по данной проблеме. Следовательно, реферат, контрольная работа, доклад – это такая самостоятельная работа, подготовка и написание которой дают основание считать, что изучение данной науки не прошло даром, что ученик разбирается в данном вопросе.
Активной формой обучения являются интегрированные уроки. Мы живем в условиях информационного общества, нашим детям уже необходимо не логическое, а синтезирующее мышление (логическое мышление плюс интуиция). Интуиция – более обостренное чувство состояния дел. Умение чувствовать настроение человека, предвидение будущего.
Изучение отдельных тем на интегрированных уроках может стать единым, внутренне связанным образовательным процессом, дающим выход на единую целостную картину мира. Очень важно сложный объект (тема) рассмотреть с точки зрения разных наук или разные объекты (темы) на основе общего подхода. Так был проведен интегрированный урок “Семья и брак в современном обществе”. Тема была рассмотрена с медицинской, правовой и психологической точек зрения. Самое отрадное, что ученики отметили, что такие уроки им нужны, ибо это интересно, необычно и поучительно.
Уже в школе ученик должен ощутить себя гражданином своей страны. И решению этой задачи способствуют в полной мере, на мой взгляд, игровые технологические технологии:
повышается интерес учеников к учебным занятиям и к тем социально-экономическим, политическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры;
повышается результативность обучения, происходит соотношение теоретических знаний учащихся с личным опытом;
формируются навыки практической деятельности через приближение учебного процесса к реальным социально-политическим и правовым ситуациям;
создаются условия для формирования гражданской позиции учащегося (готовности производить значимые изменения в собственной жизни и в жизни окружающих людей). Во время деловой игры “Встать! Суд идет” “подсудимая” наотрез отказалась сидеть на скамье подсудимых в конце судебного заседания. Она заявила: “Я не хочу быть в роли подсудимой и никому не желаю в реальной жизни оказаться здесь”. Эта деловая игра такое сильное впечатление оказала на эту студентку. Деловые и ролевые игры требуют серьезной подготовки, но обеспечивают высокую эффективность усвоения знаний.
Кроме того, ввожу такой важный, на мой взгляд, элемент деловой игры, как несогласие с решением суда и обращение с кассационной жалобой в вышестоящий суд. В результате ученики получают целостное представление о судебной системе страны. Или при изучении темы “Местное самоуправление” проводится заседание деловой игры “Заседание областной Думы”. В процессе игры подростки должны принять решение в качестве депутата областной Думы – строить или не строить предприятие, которое ухудшит экологическую обстановку в городе, но обеспечит рабочие места и тем самым поднимет уровень жизни его жителей. Во время этой игры ребята усваивают структуру и функции органов местного самоуправления, глубже вникают в проблемы своего города (или распределение городского бюджета на различные сферы жизни общества – другая тема деловой игры).
Игра требует предварительной подготовки как со стороны учителя, так и учеников (заранее готовятся эксперты). В результате значительно повышается интерес к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в области.
Или при изучении темы урока “Президент РФ” в классе (группе) провожу деловую игру “Выборы президента группы”. “Кандидаты в президенты” формируют свою предвыборную программу, заполняют и оформляют подписные листы и проходят регистрацию в качестве “кандидатов в президенты”. Далее, если позволяет время, предвыборная агитация и сами выборы проходят на уроке. Счетная комиссия подсчитывает голоса. Президент, получивший больше всего голосов, становится президентом группы.
Форма нужна не только алмазу. Поэтому каждый думающий преподаватель ставит перед собой задачу предусмотреть для ученика активную роль исследователя, первооткрывателя, организатора или исполнителя своих идей и проектов.
Существует несколько методов:
Пассивный метод – предполагает, что фигура преподавателя – главная на уроке, а ученики выполняют роль слушателей, т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.
Активные методы – предполагают, что роль учителя не столь доминирующая, как в первом случае. Здесь преподаватель подвигает учащегося к сотрудничеству, общению, поиску истины и ученик соответственно в большей степени находится в положении субъекта.
Интерактивные методы – подразумевают активное взаимодействие всех субъектов процесса. Учитель в роли тренера, который должен организовать процесс “освоения” знаний учениками.
Современная педагогическая мысль предлагает и ориентирует преподавателя на интерактивные методы обучения.
Дискуссия составляет основу многих активных и интерактивных методов: “дебаты”, “мозговой штурм”, “пресс-конференция”, “ситуативная методика”, “видеодискуссия” и т.п.
В процессе дискуссии оттачивается устная речь, подростки сами ищут истину в многообразии мнений. О ценности дискуссии можно сказать словами Платона: “Заговори, чтоб я тебя увидел”.
Оценивание знаний учащихся
Здесь особенно раскрывается мастерство преподавателя. Закон РФ “Об образовании” (1996 г.) предоставляет педагогу исключительные возможности. Можно выбирать самые разные методы оценки знания. И тем не менее сегодня необходимы другие, более эффективные средства оценивания, отвечающие требованиям современной науки и практики.
Пассивный контроль сегодня уже недостаточен (т.е. вспомнить и пересказать основные положения ранее пройденного урока).
Учителю следует создавать демократические условия в группе (классе) и научить ребят принимать активное участие в образовательном процессе и, конечно, в оценивании. Уметь вовлекать их в обсуждение процесса оценивания, призывая к “сотрудничеству” при выборе учебной деятельности.
Существует определенная система оценивания
а) Процессуальный компонент оценивания: умение учиться рационально использовать учебное время, умение вдохновлять других, умение налаживать взаимодействие в группе “коммуникабельность”, уметь быть лидером группы.
б) Целевой компонент оценивания: полнота ответа, умение делать выводы, использование значимой информации, грамотность речи, аккуратное оформление результатов учебной работы, оценивание задания высокого уровня сложности – эссе, создание учебных проектов, проведение различных исследований.
в) Портфолио – эта система помогает отследить количественный и качественный прогресс учащегося в течение определенного времени.
г) Рейтинговая оценка – за оригинальный ответ, за красивую речь, за ответы на вопросы, требующие сравнения, анализа, обобщения и т.д.
Оценивание – сложный, кропотливый, ответственный труд всех участников образовательного процесса. Оно должно носить объективный характер и быть свободно от личных, национальных, религиозных, этнических, социальных и других предпочтений. Объективность оценивания позволяет преодолевать проблемы и добиваться высокого качества образования.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин горнотехнического колледжа, Кемерово
Комментарии