Прогресс не стоит на месте, все вокруг становится все более высокотехнологичным, и мы должны подготовить детей к жизни в таком мире, каким он никогда еще не был. Но главным остается не головокружительный уровень техники, а личностные качества человека, его способность воспринимать новое и критически относиться к окружающей действительности, обучаться и стремиться к цели, а чтобы достичь этого, необходимо применять в своей работе современные образовательные технологии, повышая эффективность обучения и воспитания школьников. Мы стремимся выбирать такие средства и методы, которые оптимально соответствуют нашей цели.
Одна из наших любимых технологий – это проектная деятельность. Трудно найти метод, столь же действенный и в то же время увлекательный и для детей, и для взрослых. Особенно важно это для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Их познавательный интерес снижен, поэтому так важно увлечь их какой-то практической деятельностью, которая позволит параллельно привить полезные качества и повысить уровень знаний.
Именно таким стал проект «Из семечки маленькой растет цветочек аленький». Педагогам удалось увлечь ребят идеей посадить красивые цветы на пришкольном участке. Здесь много зелени, пестреют клумбы, рабатки, есть даже небольшой фонтан. Нашей группе было предложено оформить несколько небольших цветников. Идея увлекла ребят. Школьникам не терпелось приступить к работе. Но долго держалась слишком низкая температура, почва прогрелась недостаточно, поэтому было принято решение вырастить из семян рассаду, а затем уже оформить клумбы. Это удивительные впечатления для ребят – видеть, как из крохотного семечка вырастает цветок.
В процессе работы ребята ознакомились с различными декоративными растениями. Выбор был сделан в пользу гацании и герани (пеларгонии зональной). Обусловлен он был тем, что пеларгония подходит для выращивания как на клумбе, так и на подоконнике в цветочном горшке, а значит, осенью растение можно переместить в кабинет и продолжить наблюдения и уход за ним. Еще один аргумент в пользу герани – то, что существует множество ее расцветок. Ребята выбрали несколько сортов, были приобретены семена. Школьники с любопытством разглядывали крошечные семечки, недоумевая, как из них получатся пышные цветущие кустики. Были изучены различные смеси для выращивания рассады, выбрана оптимальная, состоящая из песка, торфа, удобрений. Ребята посадили семена и тщательно вели наблюдения за рассадой, следили, как проклюнулись ростки, появились первые листочки.
Работа над проектом подарила детям много новых знаний об окружающем мире. Ребята узнали, из каких частей состоит цветок, что ему необходимо для развития и роста, получили понятие о том, что в природе все взаимосвязано. Проект оказал и мощное эстетическое воздействие, научил школьников ответственности за взятое на себя дело. Рассаду поместили на клумбы и в вазоны возле фонтана, и школьники поняли, что есть и их вклад в дело оформления школьного двора. Это стало предметом их гордости и вдохновило на участие в новых проектах.
Хотелось бы упомянуть еще о некоторых проектах, над которыми работали наши ученики. Это и оформление клумб, например, на метеоплощадке, и исследования, помогающие больше узнать об окружающем мире. Скажем, краткосрочный проект «Огород на окошке» увлек ребят и научил их многому.
Как жаль, что в больших городах дети не так уж много знают об овощах и фруктах, цветах и деревьях! Даже если у семьи есть дача, родители нередко считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья им не помощник, и не привлекают его к уходу за огородом и садом. Проект заинтересовал школьников и помог узнать больше о сельскохозяйственных культурах, особенностях их роста и развития.
Главной педагогической задачей для нас стало не только воспитать в детях упорство, придать им уверенности в своих силах, повысить познавательный интерес, но и сформировать навыки экспериментирования, пробудить исследовательский талант. Ребята опытным путем ознакомились с периодами роста овощных культур, смогли наблюдать все своими глазами, самостоятельно ухаживали за растениями. В ходе практической деятельности школьники узнали о том, какой бывает посевной материал, как надо высаживать, поливать, удобрять овощные культуры. В итоге дети получили полезные знания и навыки, а главное – повысился их интерес к науке, появились новые полезные навыки. Ребята почувствовали, что могут быть полезны, что их усилия не пропали даром. Результатом стали их наблюдения, знания и радость родителей, ведь взлелеянные растения отправились на дачи и принесли урожай.
Каждый, кто приходит к нам в гости, восхищается, как чисто и красиво на школьном дворе, любуется клумбами, цветущими кустами сирени и гортензии, уютной детской площадкой и яркими скамейками. А ведь все это оформлено руками детей, педагогов и родителей! Становится ясно, что это территория творчества и радости, что школа – это не просто место работы, это родной дом, который хочется сделать уютнее и красивее.
Елена АЛМАЕВА, Светлана МАКАРОВА, воспитатели школы-интерната №31
Комментарии