Выпускники Центра педагогического мастерства прошли олимпиадный путь. О том, как за 10 лет менялись олимпиадное движение и работа с талантами школьников в Москве, мы поговорили с директором ЦПМ Артемом ШИШОВЫМ.
- Артем Алексеевич, вы работаете в ЦПМ с 2014 года почти с самого основания организации. Какое развитие вы наблюдали за это время?
В ЦПМ я пришел молодым наставником, так как сам тогда только завершил свой олимпиадный путь. В 2014 году ЦПМ только зарождался. И это время не сравнится с нынешним по количеству ребят, интересующихся олимпиадами. Если на занятия по истории, которые я тогда вел, приходили 100 человек, то сейчас уже больше 1000.
За девять лет работы в ЦПМ я заметил, что интерес школьников к получению знаний и участию в олимпиадах вырос в разы. Это в том числе благодаря тому, что мы с каждым годом готовы предложить все больше материалов и способов подготовки для ребят.
В ЦПМ за 10 лет удалось сформировать коллектив, который состоит и из молодежи, которая только закончила олимпиадный путь и поступила в вузы, и опытных преподавателей. Это формирует некий дух межпоколенческого сотрудничества. Каждый чувствует себя комфортно вне зависимости от своего возраста. Эта атмосфера в центре заряжает учеников, которые видят, что могут обратиться к абсолютно любому педагогу. И мы видим, как молодые преподаватели на основе своей работы и сотрудничества со старшими коллегами становятся профессионалами в педагогической деятельности.
- Каждый год курсы ЦПМ проходит множество ребят. Кто эти выпускники сейчас, чем они занимаются?
10 лет это очень мало. Первым выпускникам ЦПМ сейчас всего по 28 лет. И ребята, по сути, находятся в начале своей профессиональной траектории, потому что 3‑4 года назад только окончили вуз. Это ребята, которые получили невероятно большой объем знаний, в том числе и в ЦПМ. Я надеюсь, сейчас они понимают, что находятся на правильном пути в своей профессиональной деятельности. И нам очень важно формировать сообщество выпускников ЦПМ, потому что они в дальнейшем будут развивать в том числе наши страну и город. Важно не терять с ними связь.
Как мы знаем, олимпиады не только победы, но еще и разочарования. Это формирование стрессоустойчивости. Это умение проигрывать и побеждать. Школьник, который поучаствовал в олимпиадах, уже в подростковом возрасте получил сильную закалку к будущим победам и поражениям.
Наши ребята также приобрели очень важные навыки учиться, получать знания самостоятельно, обрабатывать огромные объемы информации, применять цифровые технологии, свои мягкие навыки. Это очень важно для будущего профессионала своего дела. Выпускник ЦПМ, таким образом, в принципе готов к жизни уже сейчас. Самое важное он готов к высшему образованию. Всетаки ЦПМ это центр дополнительного образования, сочетающего в себе много школьного и вузовского.
- Какое достижение вы бы назвали главным за время работы центра?
Ни в одном регионе нет такого количества школ, дающих призеров и победителей олимпиад, как в Москве. У нас это порядка 50% от всех школ города ежегодно. Это говорит о том, что абсолютно у каждого ребенкамосквича есть возможность готовиться к олимпиадам вне зависимости от школы, в которой он учится. В регионах побеждают, как правило, ребята из профильных школ. Такие специализированные школы всегда были и будут, это традиция нашей системы образования. Но регион должен заниматься развитием и общеобразовательных школ. Например, в 2010 году на заключительном этапе среди победителей были ученики 4% московских школ, сейчас 44%. Это большая заслуга ЦПМ, так как он работает со всеми школами Москвы. Думаю, это самое важное достижение.
- Какие новые проекты в ЦПМ начинаются сейчас или планируются в будущем?
Олимпиады не могут стоять на месте, они должны соответствовать реалиям современного мира. Так, у нас появились олимпиада и смена по искусственному интеллекту, а также форум по креативным технологиям. Мы организовали их, так как профессионалу сейчас очень важно как обладать знаниями современных цифровых технологий, так и быть человеком творческим.
ЦПМ старается уделять внимание не только фундаментальным, но и смежным предметам, которые сейчас очень важны. Поэтому мы будем развиваться в этом направлении, делать выездные смены и олимпиады, которые затрагивают не только школьную, но и околошкольную программу. В наше время гуманитарий должен обладать знаниями в области цифровых технологий, а в физикоматематических областях важно обладать творческим мышлением, потому что оно помогает делать открытия. А нам они нужны.
- Какое напутствие на этот учебный год вы бы дали школьникам и преподавателям?
Школьникам хочется донести мысль, что надо заниматься любимым делом. При этом главное понимать, что с течением жизни оно может меняться. А любые приходящие изменения должны на чемто основываться. Эта основа хорошие знания, воспитание, понимание себя и мира вокруг и выработанные навыки, которые помогают применять и наращивать имеющиеся у вас фундаментальные знания.
Единственное, что я хочу пожелать учителям, это стараться быть на одной волне со своими учениками и быть для них всегда человечными. Понимать ребенка и давать ему как можно больше свободы в выборе того, чем он хочет заниматься, но не забывать, что в педагогике доля строгости тоже важна. В таком балансе, где вы находитесь на стороне ученика и при этом остаетесь учителем, можно добиться высочайших педагогических результатов.
Валерия МЕДВЕДИК
Комментарии