Учитель – кто он? Человек с педагогическим образованием? Или обладатель множества знаний? Возможно, это мастер своего дела с золотыми руками? Или философ, распространяющий свое учение? И нельзя предавать забвению виртуозных преподавателей танцев, театральных и кинорежиссеров, воспитавших целые поколения талантов.
Пожалуй, поставленный вопрос имеет довольно широкий спектр ответов, но главная черта, объединяющая всех учителей, – это дар умело передавать свои знания и навыки окружающим. И первыми нашими учителями, конечно же, были родные и близкие, научившие всему необходимому в жизни, воспитавшие интересы и стремления.Однако можно поставить вопрос о статусе учителя иначе. Часто учитель по профессии, попадающий в водоворот школьных дел и уроков, оказывается в плену стереотипа: обучает, а ученики обучаются. Такое негибкое мышление ведет к возрастанию авторитарности стиля учителя, постепенно растет барьер между учителем и учеником, теряется взаимопонимание. Поэтому, становясь на учительский путь, следует помнить о том, что обучение – процесс взаимный, постигать диковинный мир наук полезнее, лучше, интереснее и веселее вместе. Ведь дети многому могут научить нас, учителей. У них есть та неподкупная непосредственность, которая очаровывает и дарит светлую радость за их достижения, победы и успешные выступления. Они учат нас быть счастливыми и ценить жизнь, наполнять ее яркими моментами.За те несколько лет, которые работаю учителем, я осознала, что нельзя игнорировать мнение учеников по разным вопросам, потому что они искренни и беспристрастны, еще не умеют лукавить в отличие от взрослых, могут подсказать решение многих проблем: и научных, и жизненных. Именно общение с детьми разных возрастов стимулирует учителя к постижению нового, неизведанного, к постоянному совершенствованию собственных знаний и умений. Мы увлекаемся и интересуемся, развиваемся духовно и интеллектуально и вместе с тем чувствуем свою причастность к великому и светлому. Ведь мы помогаем своим ученикам раскрывать их способности и таланты, выбирать профессию или область их будущей трудовой деятельности. Не случайно Роберт Рождественский писал о нас: «Учитель – профессия дальнего действия». Не сразу виден результат нашей работы, но мы убеждены, что он непременно будет, только достигается все постепенно. Мы должны проводить самоанализ нашей деятельности, не забывать о рефлексии, к этому подталкивают нас не только постоянно обновляющиеся учебные программы, но и меняющиеся вопросы, задачи от наших учеников. Быть в тонусе – выражение, точно отражающее требование современности и к учителям, и к ученикам.Мы можем порой только позавидовать той сообразительности и находчивости, которые помогают нашим подопечным справляться с изощренными заданиями олимпиад, мы тоже должны быть деятельны и гибки, чтобы не отставать от своих учеников. А на любительских спектаклях наши юные актеры проявляют себя как талантливые, изобретательные актеры и чтецы, но, главное, в многогранной и разнообразной школьной и внеклассной деятельности ученики не теряют позитивного настроя и юмора, которых иногда так не хватает взрослым. Нам следует оценивать свое поведение критически и помнить, что угрюмые и тоскливые лица не привлекают юные горящие взгляды. Учитель должен излучать добрую энергию, быть открытым для диалога. В этом заключается главная особенность и одновременно перспектива современного образования. Если ученики будут ощущать товарищескую атмосферу на уроках, они станут смело выражать свои мысли, проявлять активность, креативность и творческие способности. Учитель в свою очередь не будет бояться ошибиться, ведь у него есть поддержка, вместе с классом ему под силу любая задача; также учитель станет искать и пробовать новые методы в работе, будет экспериментировать. Ученики учат нас не бояться неизвестного, идти на авантюры, благодаря этому профессию действительно можно назвать живой и незаурядной.Хотя, конечно, без трудностей наша учительская жизнь не обходится. Молодому педагогу довольно сложно найти верный баланс в общении с учениками, ведь, с одной стороны, детям нужна сильная личность во главе, достойная уважения, с другой стороны, с педагогом отношения должны быть доверительные и добрые. Это означает, что каждый учитель, наверное, имеет секрет достижения гармонии со своими подопечными, пусть даже это состояние равновесия нестабильно, зато все мы в процессе школьной жизни вместе учимся общаться и взаимодействовать, ошибаться, мириться, осознавать свои промахи и исправлять их.Серые будни. Это устоявшееся словосочетание, на мой взгляд, совершенно не свойственно учительской профессии. Почему? Каждый день не похож на другой, в этом есть позитивные и негативные стороны. Не секрет, что подготовка к занятиям и проверка тетрадей отнимают у учителя много сил, утомляют. Но стоит только подумать о том огромном количестве информации, которую ежедневно усваивают ученики в школе, приходя домой, выполняют домашние задания и посещают разные секции и кружки, что ловишь себя на проявлении малодушия и лени и продолжаешь трудиться с новой силой. Мы вместе с нашими учениками сами создаем атмосферу и настроение школьных будней и можем окрашивать их в разные цвета, добавляя радостный желтый или спокойный зеленый, иногда тревожный красный, а порой начиная день с чистого белого листа.В жизни можно научиться многому, но нравственность и человечность воспитываются всю жизнь; терпимость и толерантность – качества, скорее больше присущие взрослым, чем детям, однако именно взаимодействие с непохожими друг на друга учениками взращивает и укрепляет в учителе все эти важнейшие педагогические черты.
Екатерина СТАРЧЕНКО, учитель географии и биологии школы №1273
Комментарии