Обучение и помощь детям с ограниченными возможностями здоровья сегодня как никогда приобретают особую актуальность. Увеличивается число детей с ОВЗ, с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В системе работы с такими детьми оказание психологической и педагогической помощи предполагает важность не самого дефекта, а усиленный акцент на формировании и развитии личности ребенка как индивидуума. Важнейшим в работе с детьми с ОВЗ является направление деятельности на компенсацию нарушений и вместе с тем успешную социализацию ребенка в дошкольной среде, главное – это реализовать его потенциальные возможности.
Все дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий, а на занятиях учитываются индивидуальные психологические особенности ребенка. Эти дети напряжены в деятельности, отличаются эмоциональными реакциями, поэтому от педагогов требуется не только знание приемов обучения детей с ОВЗ, но и личные качества, такие как ответственность, умение найти подход к каждому воспитаннику, терпеливость и корректность при коммуникации.
Развитие когнитивной, познавательной и эмоционально-волевой сфер предполагает решение определенных задач: развитие памяти, внимания, мышления, речи; развитие личностных компонентов – саморегуляции, познавательной активности; развитие коммуникативных навыков; развитие представлений об окружающем мире; обогащение активного и пассивного словарей. При этом важно избегать психофизических перегрузок и одновременно создавать благоприятный психологический климат в процессе обучения.
И именно профессионализм коррекционных педагогов школы №1212 позволил в сложный период эпидемиологической обстановки в Москве плавно перейти из зоны комфорта и работать с детьми с ОВЗ в дистанционном режиме, то есть на дому. Для эффективности обучения занятия длились 10‑15 мин. Для поддержания физической формы при нахождении ребенка в изоляции в период пандемии занятия проводились в игровой форме, использовались видеоролики, мастер-классы, презентации. В видеозанятиях по продуктивным видам деятельности содержалась пошаговая инструкция, если в занятия включались элементы аппликации, конструирования либо применялись различные техники рисования.
Роль коррекционного педагога заключалась в создании условий обучения, развития, мотивации у ребенка к формированию вербальных, мыслительных и психомоторных навыков.
Положительным фактором дистанционного обучения детей дошкольного возраста является не только возможность индивидуального обучения, но и наличие обширной методической основы – видео- и аудиозанятий, презентаций, мастер-классов, которые были разработаны и созданы коррекционными специалистами школы с применением дифференцированного подхода в обучении.
Эти разработанные методические пособия используются специалистами и при электронном проведении локальных групповых занятий в карантинных условиях в дошкольных корпусах школы.
Авторские занятия коррекционных педагогов в период дистанционного обучения обобщены, оформлены и являются важной составной частью дошкольной электронной библиотеки, с материалами которой сегодня любой желающий может ознакомиться на сайте школы.
Можно констатировать, что самоизоляция и карантин явились для коррекционных специалистов возможностью не только освоить новые профессиональные компетенции, изучить уже имеющийся опыт, но и использовать накопленный авторский педагогический потенциал на основе ИКТ, сделать его доступным для детей и родителей. Дистанционное обучение – сегодня это новая реальность, при выборе правильной системы коррекционных занятий, учете индивидуальных пожеланий ребенка и родителя оно дает результаты в коррекции речевых и когнитивных нарушений.
Диана ИСАЕВА, старший воспитатель школы №1212;
Ольга МАКАРОВА, руководитель психолого-педагогической службы, учитель-дефектолог школы №1212
Комментарии