Цели: дать представление о разных формах участия граждан в политической жизни страны. Развивать умения работы с документами, текстами законов, анализа, обобщения, выводов. Формировать правосознание и правовую культуру, понимание того, что от их выбора зависит будущее всего народа.
в России начала ХХ века в советской России и СССР – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.
Основные понятия: выборы, избирательное право, избирательная система, курии, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, смешанная избирательная система, политическое участие.
Граждане РФ по-настоящему получили право избирать и быть избранными только с принятием Конституции России 1993 года. До недавнего времени смена власти в стране проходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции, «сверху» и «снизу», «подковерные» решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный порядок декоративные «выборы», вроде бы и всеобщие, тайные, прямые, при тайном голосовании, введенные сталинской Конституцией 1936 г.
О том, как это было и как это происходит сейчас, мы и поговорим на уроке.
Ученикам было дано опережающее задание: составить словарь основных понятий.
Словарь
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ и другими законами.
Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов.
Классификация выборов: президентские, парламентские, региональные, муниципальные, судей и других должностных лиц.
Выборы: очередные, внеочередные, дополнительные.
Выборы: всеобщие – ограниченные (цензовые), тайные – с открытым голосованием, равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные).
Избирательное право
Активное: право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пассивное: право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательная система – 1) система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти; 2) способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
Мажоритарная избирательная система (от франц. – «большинство») – система, при которой избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают.
Пропорциональная избирательная система – система, при которой каждая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное голосам, поданным за ее кандидатов на выборах.
Смешанная избирательная система – система, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы (пропорциональная и мажоритарная).
Курии – группа избирателей при выборах в представительные учреждения.
Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров.
Избирательное право в России начала ХХ века
В период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Ученики работают с документом и делают вывод, что Николай II даровал России представительный выборный орган – Государственную Думу.
Появление в России первого парламентского учреждения было огромным шагом вперед в деле превращения самодержавной монархии в конституционную. Но этого не произошло, а последовало отречение Николая II от престола.
По указу, регламентировавшему выборы, все население делилось на 4 курии (это была сословно-цензовая система представительства): земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую.
В выборах не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, батраки, некоторые национальные меньшинства. (Работа с документом, учебником.) Ученики делают вывод, что выборы не были всеобщими.
Не были они и равными. Каждое сословие имело свои нормы представительства.
Выборы были не прямые. Для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные.
Это помогало отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов.
Ученики разыгрывают сценку «Как мы Думу выбирали».
(Отрывок из книги М.Суетнова «Мужики»)
По избирательному закону от 11 декабря 1905 г. выборы были не прямые, а многостепенные: для помещиков и буржуазии – двухстепенные, для рабочих – трехстепенные, для крестьян – четырехстепенные. Депутаты в Думу выбирались на губернских собраниях выборщиков.
Дума – это орган, в котором лучшие люди России будут посильно воспомоществовать его императорскому величеству советами и выслушивать его монаршую волю. Государь разрешил крестьянам участвовать в сих выборах, дабы вы послали в Думу мужей, светлых разумом, достойных поведением, христианским смирением, славными деяниями на пользу отечеству и православной церкви.
Староста нам растолковал:
– Сперва, мужички, каждые десять дворов выберут десятидворника. Эти десятидворники соберутся и выберут уполномоченного – конечно, одного на все село. Уполномоченные соберутся в уезде и выберут выборщиков. Ну а выборщики соберутся в Нижнем и выберут из себя в Думу депутата…
Эти слова нас будто отрезвили – вот так механика!.. А через неделю в нашу десятидворку пришли урядник с Чегодаевым – десятидворника выбирать. В просторной избе Людоеда собрались мужики, бабы, парни, девки и Гераськины батраки. Урядник сел за стол, выпучил глаза, сердито ими повел и строго сказал:
– Которые бабы, парни да девки – вон из дома! Умом еще не доросли, чтобы в царские дела нос совать!
Бабы, девки и парни стали уходить.
Урядник достал бумагу, карандаш и стал всех переписывать. Людоеда и Богачонка он записал сразу и ни о чем не спрашивал, а как дошел до батраков – опять взъерепенился:
– Вы чего сюда пришли? Вам выбирать право не дано! Идите отсюда!
Батрак Степан, по прозвищу Курносый, заерзал на скамье и, гундося в проткнутый вилами нос, спросил:
– Это почему нас обходят? Мы разве не мужики?
Урядник зло ответил:
– Надо свое хозяйство иметь, а не жить паразитом на чужом гнезде! Когда урядник всех мужиков допросил и запугал, стали десятидворника выбирать. Первым, конечно, назвали Людоеда, вторым Богачонка. Из бедных мужиков никого не называли – боялись урядника.
Так в селе выбирали десятидворников. Ну а десятидворники тоже молча выбрали уполномоченного – и опять же Людоеда.
Как проходили выборы выборщиков и депутатов, мы не знали. Слышали только, что от нашего уезда избраны два депутата – поп-черносотенец Вельский и земский начальник Горсткин.
Избирательное право в советской России и СССР
После победы большевиков перед ними встала задача – создание новой избирательной системы, которая обеспечила бы их господство в высшем органе власти страны. Таким органом стал Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Это было закреплено в Конституции РСФСР 1918 г. Была провозглашена диктатура пролетариата. Политические права и свободы предоставлялись только трудящимся. Избирательного права были лишены «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, монахи и духовные служители, служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, душевнобольные, умалишенные, находящиеся под опекой, осужденные за корыстные и порочащие преступления». (Ученики делают вывод, что выборы были не всеобщие, а по классовому цензу.)
В связи с образованием Советского Союза в 1922 году съезд Советов СССР принял Конституцию 1924 года, сохранявшую принципы прежней конституции. Высший орган власти стал называться Всесоюзным Съездом Советов.
В середине 30-х годов И.В.Сталин заявил, что социализм в СССР в основном победил. Эта установка нашла свое отражение в новой Конституции СССР 1936 г. Здесь впервые в истории советских конституций выделяется глава «Избирательная система». Кроме того, внесены два важных изменения: переход от многоступенчатых выборов к прямым и отмена ограничения классового характера. Верховный Совет СССР становится высшим органом государственной власти страны. Избирательная система по Конституции СССР 1977 г. не претерпела особых изменений.
Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Новым явилось то, что в ней закреплялась руководящая роль КПСС, ставшей ядром всей политической системы.
Эти документы служили своего рода ширмой, прикрывающей тоталитарный режим демократическими и социалистическими одеждами.
12 декабря 1993 г. принимается новая Конституция России. В итоге избирательная система стала развиваться на новой основе.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Принципиально очень важно, какая избирательная система используется на выборах.
В общем, существуют два типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная.
Ученикам было задано опережающее задание: найти достоинства и недостатки этих двух систем.
Рабочий лист №1
Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (франц. Majorite – большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают.
Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).
Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например палаты парламента, избирательные округа создаются обычно одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран только один депутат.
В странах, имеющих давние демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, только представители которых в основном и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно.
В тех же странах, где партийная система еще находится в становлении, а возникающие партии большого авторитета в обществе пока не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату, в большей мере подверженную стихийным политическим эмоциям. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массу привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется.
Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах, например, в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Весьма часто она используется при местных выборах. Практически при этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов и даже меньше. К тому же в ряде стран, применяющих данную систему, не установлены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная их доля, участие которой необходимо для признания выборов действительными.
В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе весьма значительная часть голосов пропадает, будучи поданной за неизбранных кандидатов, то порой оказывается, что партия кандидатов, которую по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.
В России п. 2 ст. 70 рамочного федерального закона предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов.
Задание: прочитать и проанализировать текст.
Рабочий лист №2
Пропорциональная избирательная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.
Стремление преодолеть явную несправедливость мажоритарной системы по отношению к участвующим в выборах политическим партиям, которая столь часто имеет место, породило систему пропорционального представительства партий и движений, именуемую сокращенно пропорциональной системой.
Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень.
Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. Избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней иногда для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями.
При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы, демократия, ее формы и признаки проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.
При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов.
Впервые на выборах в Государственную Думу в 1993 г. был официально закреплен принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов (225) избиралась на основе мажоритарной системы по одномандатным округам. Остальные 225 – на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу от партий.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005 г.) закрепил выборы депутатов Госдумы по партийным спискам, т.е. депутатов от одномандатных округов не будет.
Ирина ШУВАЛОВА, учитель истории и обществознания, Мордовия
Комментарии