Вот уже на протяжении нескольких лет в России не сходит с повестки дня вопрос о едином государственном экзамене. Учительское сообщество продолжает спорить о целесообразности такой формы проверки знаний. Родительская общественность не перестает ломать копья, обсуждая плюсы и минусы ЕГЭ. И только наши ученики уже давно привыкли к нему.
Из года в год выпускники российских школ сдают экзамены по предметам, которые необходимы для получения аттестата о среднем образовании. Ну а если есть желание поступить в вуз, то к обязательным учебным дисциплинам добавляются еще и предметы по выбору. Школьники давно перестали задумываться над нужностью или ненужностью ЕГЭ. Они приняли его как данность. Их интересует только одно – как лучше подготовиться к сдаче экзамена и получить в результате высокие баллы. Сегодняшние дети умеют считать деньги. Почти каждый из них осознает, что высокий балл на ЕГЭ – это возможность поступить на бюджет в высшее учебное заведение.
Стратегия подготовки старшеклассниками выстраивается по-разному. Многое зависит от работоспособности школьника, финансовых возможностей родителей, а также от умения ученика управлять своим временем. Кто-то начинает подтягивать нужные дисциплины в 10‑м классе, кому-то хватает для успешной подготовки и одного года выпускного класса. И тех и других объединяет одно – они пытаются восполнить пробелы в знаниях и учатся решать задания в формате ЕГЭ.
Школа, такая школа
Она первой приходит на помощь нашим детям. Учителя в 10-11‑х классах планируют свои занятия, ориентируясь на структуру единого государственного экзамена. Это помогает даже самым ленивым ученикам ознакомиться с заданиями, которые могут им встретиться на ЕГЭ. Дома ребенок, может, и не заглянет в сборник для подготовки, а в классе он точно будет делать это вместе со своими сверстниками. Плохо это или хорошо? Конечно, хорошо. Иным школьникам пряник совершенно не нужен. Только строгий контроль и жесткая учебная дисциплина.
Естественно, при организации внутришкольной работы по подготовке к экзаменам образовательное учреждение не может удовлетворить все запросы старшеклассников. Это происходит по целому ряду причин. Основная – это финансирование дополнительных занятий, столь необходимых для всех, кто сдает ЕГЭ. Большинство школ имеют возможность проводить такие занятия только по обязательным дисциплинам, то есть по русскому языку и математике. Подготовка к остальным предметам целиком и полностью зависит от доброй воли учителя.
Работать бесплатно согласится далеко не каждый педагог. В свое время мне оплачивали занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в размере 24 рубля за один час. Буханка хлеба стоила дороже. Такая символическая плата напрочь отбивает желание оставаться после уроков и заниматься дополнительно. Поэтому учащимся приходится все взваливать на свои плечи и корпеть над учебниками либо искать репетиторов, которых сегодня пруд пруди.
Репетиторы на любой вкус
Тьюторов, предлагающих свои услуги, стало непозволительно много. Предложение давно превысило спрос. Исходя из размеров кошелька, можно найти преподавателя на любой вкус. Но среди них много дилетантов и откровенных шарлатанов. Они не знают структуры заданий, не интересуются последними изменениями, произошедшими в ЕГЭ, а также откровенно плохо владеют учебным материалом. Но при этом являются прекрасными рекламщиками и психологами. От таких частных преподавателей следует бежать сломя голову. Главное – суметь распознать их как можно быстрее. Обычно они прокалываются на первом занятии.
Есть настоящие профессионалы. Они прекрасно владеют всей базой знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов, в курсе всех изменений и всегда повышают собственный образовательный уровень. Среди таких репетиторов достаточно часто встречаются эксперты ЕГЭ. Услуги их недешевы, но они того стоят.
К некоторым специалистам очередь выстраивается за год, а то и больше. Их ученики показывают отличные результаты не только на экзаменах, но и на олимпиадах. Такие частные преподаватели имеют четкую структуру подготовки, используют авторские методики, жестко контролируют выполнение домашних заданий. Асы от репетиторства могут показать ученику вау-эффект. Его смысл заключается в том, что школьнику демонстрируют такие интересные приемы подготовки, которые вызывают у него восторг и помогают достичь результата намного быстрее, чем обыкновенные технологии.
Ну и, конечно, харизма педагога имеет значение! Еще Сократ говорил, что нельзя ничему научиться у человека, который не нравится.
Онлайн-школы
Помимо частных репетиторов сегодня очень много онлайн-школ, которые вовсю рекламируют свои услуги по подготовке к ЕГЭ. Начиная с 2020 года они стали появляться как грибы после дождя. Учащимся предлагают групповые занятия. Они дешевле, чем уроки с частным репетитором, но такой формат может устроить не каждого. Ну а те, кому это подходит, встают в стройные ряды онлайн-учеников и начинают осваивать премудрости необходимых им предметов вместе с преподавателями этих интернет-курсов.
Квалификация педагогов разная. Ряд интернет-школ привлекают к себе на работу студентов, сдавших единый государственный экзамен на высокий балл. Они совсем недавно сами прошли через это испытание, могут во всей красе описать процедуру экзамена, а самое главное – поделиться впечатлениями от заданий.
Есть преподаватели с большим опытом. Кто-то из них является экспертом ЕГЭ по проверке заданий с развернутым ответом. За таких специалистов онлайн-школы борются, не жалея денег.
Спектр образовательных продуктов на таких интернет-ресурсах очень разнообразный. Это могут быть годичные курсы по предмету, а также шестимесячные, трехмесячные и пр. Могут предложить вам даже за неделю овладеть набором знаний и умений, которые позволят сдать экзамены на высокий балл. Верить или нет таким «заманухам» – это уже забота потенциального клиента. Чтобы привлечь в свои ряды как можно больше учеников, онлайн-школы устраивают розыгрыши призов и подарков, проводят рекламные акции.
Один в поле воин
Достаточно большое количество учеников самостоятельно постигают премудрости ЕГЭ. Есть даже такие, кто добивается перевода на индивидуальное обучение. Это помогает старшекласснику высвободить больше времени, которое он тратит на спокойную и размеренную подготовку к экзаменам. Не секрет, что школьные учителя могут быть требовательны именно по тем учебным дисциплинам, которые ученик не выбрал в качестве экзаменационных. Каждый педагог считает свою науку главной. Вот и разрываются одинадцатиклассники между хорошей оценкой по предмету, который в принципе не нужен, и подготовкой к единому государственному экзамену.
И все-таки многие выпускники успевают все: и уроки делать, и к ЕГЭ готовиться. Для этого в их распоряжении есть все инструменты. На сайте ФИПИ публикуются демоверсии экзаменов. Там же есть открытый банк заданий, которые можно использовать для подготовки. Выпускаются сборники с типовыми заданиями по всем предметам. В интернет-пространстве можно найти абсолютно бесплатные вебинары по многим темам, которые могут встретиться на экзамене. Главное – не лениться, а работать.
В общем, забот у наших детей хватает с лихвой. Задача учителей и родителей – поддержать их в этом нелегком деле, создать все условия для нормальной учебы. Психологический комфорт очень важен для учеников и в какой-то мере является фундаментом, на котором выстраивается вся система работы по подготовке к ЕГЭ.
Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область
Комментарии