search
main
0

Выбор будущего

Как продуктивно принимать судьбоносные решения

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая решает множество задач. Она позволяет подросткам получить необходимый объем общих знаний и вместе с тем сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся им в соответствии с выбранной будущей профессией.

Она призвана повышать мотивацию к обучению: гораздо интереснее и продуктивнее учиться в группе единомышленников, делиться с ними своими достижениями или обсудить возникшие трудности, да и учиться намного приятнее, когда в расписании гораздо больше предметов, которые вызывают интерес.

Профильная система обучения способствует повышению самостоятельности, ответственности и самодисциплины, так как лекционная подача материала, практические занятия приближают подростка к взрослой, студенческой жизни.

Однако большинство детей в 14‑16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно. Поэтому обучающемуся очень важно ощущать поддержку со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к ним за помощью: принимать судьбоносные решения лучше сообща.

Как сделать это наиболее продуктивно?

Вот те конкретные действия родителя, который тот может предпринять, если хочет помочь своему ребенку:

1. Чаще разговаривайте с ребенком по душам (на разные темы, не только о профессиональном самоопределении). С помощью таких разговоров можно лучше узнать интересы, мечты, опасения подростка. При этом важно не критиковать и не высмеивать мечты и желания ребенка, какими бы неосуществимыми они вам ни показались. Иначе подросток не будет доверять вам и будет неуверенным в своих действиях и желаниях.

2. Расскажите о своем периоде жизни, когда сами выбирали профессию, о своих сомнениях, переживаниях, волнениях. Пусть подросток поймет, что он далеко не одинок в своих сегодняшних чувствах и тревогах.

3. Если выбор ребенка вас удивляет, вы с ним не согласны, не стоит ему прямо и категорично об этом сообщать. Необходимо выяснить мотивы такого выбора, вместе обсудить его последствия и перспективу. Возможно, вы посмотрите на выбор ребенка по-другому, или сын (дочь) сможет изменить свое мнение.

4. Если ребенок совсем не может определиться со своими интересами, расскажите о возможности консультации с педагогом-психологом по этому вопросу, помогите записаться на прием.

5. Если подросток склоняется к нескольким профильным направлениям и не может определиться, предложите посетить дни открытых дверей, на которых будет предложена более полная информация о профилях, перспективах поступления, особенностях обучения.

6. Помните, что ваш ребенок – это не вы, он может быть совсем другим, со своими интересами, способностями. Поэтому не стоит переносить свои нереализованные мечты в жизнь своего ребенка. А также требования и ожидания должны соответствовать способностям и особенностям подростка. Главная ценность – это его здоровье и благополучие.

7. Не стоит забывать и о том, что любой человек (и ваш ребенок в том числе) имеет право на ошибку. Так и накапливается жизненный опыт. Выбрав одно профильное направление, подросток вправе его поменять.

Выбор – это всегда волнительно. И часто родители пытаются облегчить своим детям прохождение этапа определения своей будущей профессиональной направленности. Но не стоит забывать актуальные потребности старшего подросткового возраста в САМОпознании, САМОоценке, САМОопределении, САМОвоспитании, в психологической и эмоциональной свободе. Задача педагогов и родителей – пройти этот жизненный этап вместе с подростком, а не вместо него, сотрудничая для решения общих задач.

Светлана ГРИШАКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте