Конкурс «Учитель года Кубани» в нынешнем году был тринадцатым и проходил необычно. В последнем, краевом этапе участвовали 148 педагогов. Членам жюри предстояло определить не только лучшего учителя Краснодарского края, но и победителей в двух новых номинациях. В одной соревновались преподаватели предмета «Кубановедение», введенного в крае три года назад, а в другой, организованной по просьбе Кубанской епархии, – преподаватели факультативного курса «История православной культуры».
Как любое живое явление, конкурс меняется, ширятся его масштабы, обновляется программа, но традиционно в работе оргкомитетов и жюри на муниципальном и краевом уровне самое активное участие принимают представители профсоюзного актива. Нынешний марафон не стал исключением, более того, он позволил профсоюзу проявить себя в новом качестве.
В период проведения конкурса по решению президиума краевого комитета в территориальных организациях и крайкоме шел процесс формирования Советов молодых учителей. Задача профлидеров состояла в том, чтобы среди участников конкурса, среди лучших из лучших найти молодых и талантливых педагогов, которые войдут в состав советов, созданных при профсоюзных органах.
На наш взгляд, это поможет краевой организации идти в ногу со временем в условиях модернизации образования. Кто, как не молодежь, имеет свежий взгляд на развитие данного процесса? Но молодые учителя нуждаются в поддержке, признании. Вот эту роль и решил взять на себя профсоюз – роль координатора и советчика, помощника в профессиональном становлении педагогов.
Советы молодых учителей – это тот источник, из которого профсоюз может черпать не только новые идеи и перспективные планы, но и свежие, творческие кадры для краевой профорганизации.
Мы преследовали и еще одну цель. Поскольку в ходе реализации национального проекта профсоюз взял на себя роль контролера и аналитика, для нас было очень важно узнать, что думает по этому поводу педагогическая элита края, выяснить, чем может помочь профсоюз конкретному учителю. Не случайно крайком предложил ввести в Положение о краевом конкурсе такой вид состязания, как пресс-конференция на заданную тему, в частности «Национальные проекты – их роль в развитии образования и мое участие в их реализации».
Входя в состав жюри, работники крайкома приняли участие в пресс-конференциях, задали участникам интересующие вопросы и получили богатый аналитический материал. Мы обобщили высказанные предложения по повышению социального статуса учительства края и будем работать над их реализацией.
Возвращаясь к теме молодых педагогов, хочется заметить, что их выступления в ходе пресс-конференции показали – молодое поколение учителей мыслит широкомасштабно:
«Нацпроекты необходимы, потому что позволят нам, учителям из сельской глубинки, в ходе создания интернет-сети вводить современные образовательные технологии и успешно использовать дистанционные программы обучения»;
«Считаю, прежде чем реформировать школу, необходимо осуществить реформу педагогического образования»;
«Хотелось бы, чтобы учитель, получивший президентский грант, стал бы известным не только в учительской среде, но и в станице, городе, крае»;
«В ходе введения новой системы оплаты труда педагогов хотелось бы, чтобы главным критерием повышения зарплаты являлся критерий успешности работы учителя»;
«Я очень рад тому, что наша учительская работа наполняется особым смыслом. Мою школу назовут лучшей не управленцы, свое слово о ней скажут и ветераны станицы, и казачьи объединения, и родители. Если моя профсоюзная организация, методическое объединение выдвинет меня на звание лучшего учителя, разве это не стимул к работе?»
Вот он – готовый план действий профсоюза! Педагогические колледжи, университет, пединститут – члены нашей краевой организации. Значит, необходимо нам выступить с инициативой и собрать за «круглым столом» профактивистов, молодых учителей, преподавателей 8 колледжей и вузов, чтобы вместе попытаться найти пути решения проблемы: как общими усилиями добиться того, чтобы молодой специалист, окончивший вуз, был готов к работе в условиях реформ, в условиях инновационного режима?
Сейчас мы занимаемся доработкой плана участия профсоюза в реализации национального проекта «Образование». Безусловно, значительное место в нем будет отведено работе пресс-центра крайкома по пропаганде опыта лучших школ и учителей, которые получат президентские гранты.
В планах работы Совета молодых учителей из числа профсоюзных активистов – творческая экспедиция по местам педагогической славы, маршрут которой пройдет по школам края, где трудятся победители и финалисты конкурса «Учитель года Кубани-2006». Каждый из них (а это 6 молодых педагогов) покажет свою творческую лабораторию, а завершится экспедиция в Геленджике на базе профсоюзного центра оздоровления «Рассвет». В это время традиционно проводится семинар для председателей территориальных организаций и студенческих профкомов, в его рамках пройдет дискуссионный клуб с участниками экспедиции. Это лишь часть плана, который нам подсказало участие в конкурсе.
Президиум краевого комитета принял решение наградить победителей во всех трех номинациях премиями: в размере десяти окладов – учителю года Кубани-2006 и трех окладов – лидерам в номинациях «Кубановедение» и «История православной культуры».
Кто же он, учитель года Кубани-2006? Скажем так: в нынешнем конкурсе победили молодость, творчество и наука. Педагогический стаж учителя русского языка и литературы гимназии №8 города Тихорецка Оксаны Мишуры – 2 года. 23-летняя аспирантка Армавирского государственного педагогического университета работает над проблемой «Проектная методика с использованием информационных технологий», умело сочетая в своей работе элементы традиционной педагогики и достижения современной педагогической науки. Личность творческая, она ищет себя во всем: пишет стихи, увлекается музыкой. Нередко Оксана на уроке берет в руки гитару и поет, зажигая в сердцах ребят любовь к поэзии и музыке. О себе она написала следующие строки:
Я – не книги прочитанная
страница,
Я – странница, не прошедшая
путь,
Вечерняя, огненная зарница,
Я – ветер, которому нравится
дуть!
Я совсем не алмаз,
где бесчисленны грани,
Я скорее – кремень
или даже гранит!
Я – маяк, освещаю надежду
в тумане,
И – свеча, но такая,
что не догорит.
Не вино, не сравнить
с ароматным рубином,
Я – вина, что порою мешает
дышать,
Я – немая, цветаевская
рябина,
Ты, увидев, не сможешь меня
не узнать!
На наш взгляд, конкурс «Учитель года» ценен еще и тем, что позволяет учителю сравнить себя с другими и в конечном счете повышает объективность самооценки. После конкурса каждый из участников понимает, над чем ему предстоит работать в дальнейшем, возвращается в школу обогащенный новыми методическими приемами. Это эффективный способ распространения бесценного педагогического опыта.
Кроме того, конкурс открывает новые перспективы профессионального роста и карьеры. Из 12 победителей прежних краевых конкурсов двое сегодня возглавляют муниципальные управления образования, есть те, кто успешно руководят школами, трое стали кандидатами наук и реализуют себя на ниве педагогической науки.
Вот сколько граней конкурса видит краевой профсоюз. Участвуя в его проведении, мы преследуем свою главную цель – повышение авторитета и социального статуса кубанского учительства.
На 10-м юбилейном конкурсе был утвержден его символ и главный приз – «Кубанская Ника». Поздравляя победителей и лауреатов, я выразила надежду, что крылатая богиня непременно станет счастливым талисманом всего педагогического сообщества Кубани.
Людмила ЦЕЙ, председатель Краснодарской краевой организации Профсоюза работников народного
образования и науки РФ
Комментарии