– Бегаем и еще прыгаем, играем в шахматы и футбол…
Полушутливый этот диалог произошел между Виктором Беспаловым, председателем Комитета образования Волгоградской области, и одним из заведующих роно. Беспалов вручал награды управленцам: дипломы, ценные подарки – за победу школьных команд районов в Х областной спартакиаде. А проходило награждение на областном семинаре-совещании перед началом нового учебного года.
В Урюпинске все спокойно
Собрались, как водится, лица заинтересованные: управленцы, методисты, председатели райпрофсоюзов, работники ИПК… Не столько для того, чтобы лишний раз мобилизовать “коллективный разум”, сколько для встречи со столичными гостями: первым замминистра Минобразования Александром Киселевым, замначальника Департамента общего среднего образования Алексеем Водянским и директором Центра оценки качества образования (РАО) Галиной Ковалевой. Но разговор поначалу зашел о родном, близком и насущном – зарплате. В области сравнительно благополучная обстановка – задолженность лишь полумесячная. Но это, как заметил председатель комитета, “средняя температура по госпиталю”. В кое-каких районах выдают даже авансы (!), а где-то не закрыли еще апрель. В Урюпинске, на родине нынешнего министра образования, все спокойно. Течет Хоп╙р, торгуют арбузами, а в первый класс Нижнеантошинской основной школы, где всего 26 учеников, придут аж два первоклассника. Неспокойно в Светлом Яру – учителя здесь грозятся вообще не начинать учебный год. Ни первого, ни второго сентября. Требования классические – “сначала деньги, потом стулья”. Понятно, что власть и финансы – карманы одного кафтана. Вот и зашла на совещании речь о муниципализации школ и о ее последствиях – учительском безденежье. Лидия Нестеренко, председатель обкома профсоюза, с горечью заметила:
– Пока боролись с одной бедой – приватизацией, прозевали другую – муниципализацию. У нас сегодня и школа, и церковь отделены от государства. Только у церкви – льготы на торговлю табаком и алкоголем, а у нас – долги по зарплате. Но попробуй скажи, что ты за государственную школу! Тебя сразу обрубят: вы что, против гражданского общества, либеральных ценностей?!
Да, проблема муниципализации ненова, а уж сколько наша газета писала о ней! Требуются изменения в Законе о местном самоуправлении. Но от нынешней Думы поправок, похоже, не видать. Да и не все жаждут перемен – против регионы-доноры, а зачастую и муниципальные власти: – существующее положение дел дает им невиданное прежде влияние на население, делая школу (учителей, а через них и родителей) послушной, управляемой. В период выборов это действенный и нелишний рычаг. В советские времена педагог был одинок перед махиной государственной машины, которая, впрочем, чаще управляла им с помощью “пряника”; теперь учитель бессилен перед “кнутом” местного чиновника. Что хуже – не вопрос. Сепаратизм в образовании – шаг к сепаратизму политическому и территориальному. Необходимость государственной школы понимали в Древнем Египте, Китае. Даже в Киевской Руси. Но странно было бы, если бы история нас чему-то учила. Пора понять: без школы нет государства. Кажется, мы можем поздравить друг друга: ленинская мечта об отмирании этого института сбылась…
Тоска по государственности
Человеку нужны не только материальные стимулы, но и высокие смыслы, идеалы. Народу – тем более. Общности, особенно педагогической, в первую очередь. Мы не тоскуем по “зашнурованности”, тоталитаризму. Мы все тоскуем по элементарной логике, здравому смыслу, т.е. государственности. У всякого сооружения – архитектурного ли, управленческого должна быть завершенность. Так, купол собора венчает крест. То, что государство наше не то, что без “креста”, но и без “купола”, на совещании впрямую не звучало, но подразумевалось. А ведомство наше, образовательное, если имеет до сих пор пристойный вид, то вовсе не потому, что “цемент”, скрепляющий его, прочен. Многое держится на “честном слове”, еще больше – на слове добром, но никак не на законе, построенных “вертикалях-опорах”.
– У Минобразования, честно говоря, нет реальной власти, – приватно признался Алексей Водянский.
В таком случае власть берут. И если это делается не силой, а умом, возражений в принципе нет.
Последние шаги министерства в области содержания образования, в общем, были встречены волгоградцами благожелательно. Напомню их: появление минимумов содержания образования; министерские программы по предметам (сопряженные с минимумами); сборники по оценке качества подготовки выпускников (выйдут в ноябре); методические письма по предметам (публиковались летом в “УГ”) и, наконец, разработка нового положения об итоговой аттестации. Похоже, наведут порядок и с учебниками: в Первый перечень Федерального комплекта войдут лишь те, которые максимально отражают предложенное Минимумами содержание. Таким образом, проблема госстандартов будет частично решена. А значит, можно вспомнить о внутришкольном контроле. Шаг ли это назад – “из свободы – в темницы”? Скорее, вперед – от хаоса к дисциплине, ответственности, порядку, т.е. нормальной жизни.
Основной инстинкт
“Обществу должен быть присущ инстинкт отцовства и материнства. Хранитель этого инстинкта – учитель”, – заметил в своем выступлении Александр Киселев. Из его уст собравшиеся услышали если и не то, что хотели услышать, то по крайней мере много созвучного своим думам. Что Минобразование твердо стоит на позициях бесплатного среднего и высшего образования, что школа должна готовить не только к жизни, но и к вузу, что без школы нет села, а без села – России и что национальная доктрина образования, о которой так много говорят, но никто ее в глаза не видел, появится к концу сентября… Будет ли в доктрине заложен основной инстинкт – об этом мы говорить остережемся до ее появления. Но гораздо важнее, что в жизни еще встречаются люди, наделенные любовью к родине, стремлением служить ей. Это тысячи волгоградских учителей – знаменитых и пока неизвестных. Это Федор Слипченко, директор Волгоградского мужского педагогического лицея – уникального учебного заведения, единственного в стране. Это, наконец, Валерий Данильчук, ректор местного госпедуниверситета, стены которого и принимали участников совещания. Высокому собранию Данильчук докладывал:
– Девять лет назад у нас было пятьсот бюджетных мест. В этом году мы приняли на дневное отделение 1224 студента. Из них – 1147 бюджетников и только 77 человек на коммерческой основе.
Успехи волгоградского ректора впечатляющи. В вуз приняли 216 целевиков, 404 человека из сельской местности. Здесь готовят не только традиционных учителей-предметников, но и социальных педагогов, психологов, логопедов, специалистов по допризывной подготовке. Ежегодно университет в меру сил прихорашивается – оборудует аудитории, общежития и даже, извините, туалеты. И это при том, что деньги “сверху” “забывают” дать вот уже шесть лет. Я спросила Валерия Ивановича, в чем секрет достижений.
– Так я же с хутора, – ответил Данильчук.
Ну допустим, Ельцин тоже не из Чикаго. Не в происхождении дело. Дело в инстинкте. В инстинкте сохранения совести.
…Над Палласовским, Старополтавским, Дубовским и Быковским районами области пронесся ураган. Пострадали жилые дома, повалены опоры линий электропередачи, стихия сорвала крышу с одной из школ… Постепенно раны, нанесенные стихией, залечат. Ураган природный не парализует волю человека, он учит его побеждать. Другое дело, ураган политический, пролетевший над Россией. Собирая на августовские совещания учителей, что нового могут сказать им министры, замминистры и другие официальные лица? Какие задачи первоочередные? Чем отличается год наступающий от года предыдущего? В принципе что-то новое сказать невозможно. Если ты родился учителем (журналистом, рыбаком, сталеваром, пахарем), надо просто делать свое дело. Вопреки любым разрушительным стихиям. Эту негромкую истину особенно ясно осознаем здесь, в Волгограде, у подножия величественного Мамаева кургана. Победили фашизм, победим и ураган. Так что с праздником 1 сентября вас, учителя России!
Лидия СЫЧЕВА
Волгоград
В президиуме республиканской конференции по народному образованию в Мордовии среди солидных мужчин в пиджаках и галстуках сидели две учительницы в ярко-красных народных костюмах и платках. И не только потому, что местные педагоги чтут национальные традиции.
B наступающем учебном году Мордовия отметит 70 лет со дня образования, и вопрос о юбилейных школьных мероприятиях попал в повестку дня. В целом же о проблемах школ с этнокультурным компонентом говорилось мало. Но нельзя сказать, что их вовсе обошли вниманием. Идет разработка образовательных стандартов по предметам национально-регионального компонента.
В Мордовии нет индустриальных гигантов. Ей больше подходит “титул” аграрной республики. Сеть учреждений общего образования работает в республике стабильно. Но именно за счет закрытия сельских начальных школ идет сокращение образовательных учреждений. Причина в том, что с 1992 года падает рождаемость. А количество средних школ увеличивается. Министр образования республики Василий Кадакин в соем докладе заметил, что, закрывая школу, нужно думать не только об экономии, но и о перспективах развития деревни или поселка. В предстоящем учебном году на рассмотрение правительства будет вынесена комплексная программа “Сельская школа Мордовии”.
Некоторые выступающие рассказывали, какое хозяйство и сколько сдало мяса, молока и так далее. Зал на это бурно реагировал. Потом мне объяснили: зарплата сельского учителя зависит от экономического положения в районе, в конкретном хозяйстве. Если дела идут успешно, то и деньги учителя получают в срок. Образовательную политику осуществляет министерство, а деньги дают муниципалитеты. Есть такие районы, где глава администрации назначает и увольняет директора школы. Мордовское Министерство образования выступило с инициативой о разграничении компетенции между образованием и властью, разработало договора, где четко указано, кто и за что должен отвечать.
Для решения экономических проблем предлагалось дать школам статус юридического лица, расширить сферу платных образовательных услуг, совершенствовать систему многоканального финансирования.
Республике нужен еще один дошкольный детский дом. Желательно, чтобы он был в Саранске, где есть кадры. Планируется разместить его на базе детского сада, который ремонтируют уже три года… В целом же, что и было отмечено в принятой педагогами резолюции, образование республики доказало свою устойчивость и способность приспосабливаться к требованиям времени.
Виктор Боченков
Саранск
Комментарии