В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”.
В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.
Введение государственного образовательного стандарта соответствует статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Участники пакта обязались уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований к образованию, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Вместе с тем в международных документах по правам человека подтверждается свобода отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения при условии соблюдения норм, утверждаемых государством. Иными словами, права учащихся, гарантируемые образовательным стандартом, не могут быть нарушены.
Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст.44). Образовательный стандарт, определяя обязательный минимум содержания, не должен связывать преподавателю руки в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.
Главная функция школы как социального института состоит в том, чтобы всячески способствовать развитию индивидуальных, суб’ективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в современном демократическом обществе.
Процесс демократизации образования не может быть нерегулируемым, поскольку позитивные в целом процессы легко могут перерасти в свою противоположность. В практике обучения в настоящее время можно отметить следующие негативные явления:
– принятие рядом образовательных учреждений учебных планов, в которых отсутствуют или существенно сокращены отдельные важные образовательные дисциплины, в том числе те, которые во всех цивилизованных странах составляют ядро общего образования, его основу;
– перенос в сферу дополнительно оплачиваемых образовательных услуг преподавания ряда обязательных предметов (или их разделов), необходимых для полноценного общего образования;
– ранняя специализация со всем характерным для нее комплексом негативных последствий;
– превышение (подчас значительное) норм учебной нагрузки;
– разрушение системы оценивания учебных достижений школьников без создания и внедрения адекватной замены.
Все это сделало реальной перспективу утраты системой образования возможности выполнять свои социальные функции. Стала очевидной необходимость предотвратить разрушение единства образовательного пространства и создать благоприятные условия для развития и совершенствования общеобразовательной школы России.
Вот почему особое значение имеет принятие принципиально нового для российской школы нормативного документа – Государственного образовательного стандарта, разработка которого предусмотрена Законом Российской Федерации “Об образовании”. В основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия государства и общества в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Баланс взаимообязательств несет в себе и баланс требований. С принятием стандарта не только государство сможет требовать от ученика соответствующей подготовленности. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых обязательств. В этом контексте стандарт – средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
1.1. Понятие образовательного стандарта
Понятие стандарта (от английского – standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества.
Стандартизация (разработка и использование стандартов) является об’ективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин “стандарт” в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.
Основными об’ектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, об’ем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.
Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст.7 Закона РФ “Об образовании”. Он развивает и конкретизирует положения Закона о федеральных компонентах стандарта, “определяющих в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный об’ем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников”, являясь основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.).
Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.
Исходя из такого понимания сущности и назначения образовательного стандарта, основными требованиями, пред’являемыми к нему, являются следующие.
1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.
2. Стандарт должен быть ориентирован прежде всего на нормирование конечного результата.
3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования.
4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.
5. Описание единиц содержания образования в стандарте должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.
6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отразить баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые в свою очередь исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.
7. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.
8. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.
9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.
В Законе Российской Федерации “Об образовании” предусмотрено, что государственными органами власти нормируется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный об’ем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений.
В законе закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России, – федеральный и национально-региональный.
Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент стандарта по ступеням общего образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.).
Кроме того, стандартом устанавливается об’ем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения.
1.2. Функции стандарта
Сущность общеобразовательного стандарта более полно раскрывается через описание его функций.
Критериально-оценочная функция. Проистекает из сущности стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, об’ема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений образования.
Функция обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере.
Функции сохранения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют об’ем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого эквивалента общего среднего образования, гарантированного качества подготовки выпускников школы, на которые можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.
Функция гуманизации образования. Четкое определение минимально необходимых требований к подготовке учащихся открывает реальные перспективы для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях.
Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение, что позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения.
Функция управления. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения на основе использования системы об’ективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образования, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование программ повышения квалификации педагогических кадров и др.).
Функция повышения качества образования. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый об’ем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До сих пор подобного рода общегосударственных обязательных норм не существовало. Представления об уровне общеобразовательной подготовки складывались во многом стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников, а уровень требований зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не решала проблемы качества образования в целом.
Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки. Внедрение стандартов в практику школы, ориентация на их соблюдение призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом.
1.3. Общая структура стандарта
Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру:
– базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта;
– стандарты базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей.
Эта структура реализуется в виде следующего пакета документов:
1. Пояснительная записка.
2. Базисный учебный план.
3. Стандарты базовых образовательных областей.
4. Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта.
Пояснительная записка излагает общую идеологию стандарта, основные концептуальные положения, об’ясняет его структуру и содержание.
Базисный учебный план дает интегральное представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные планы образовательных учреждений:
– соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами стандарта образования;
– соотношение между базовой и дифференцируемой частями общего среднего образования;
– продолжительность обучения (общую и по каждой из ступеней);
– недельную нагрузку для базовых образовательных областей, обязательных и факультативных занятий;
– максимально допустимую недельную нагрузку учащихся;
– итоговое количество часов, финансируемых государством.
Стандарты образовательных областей определяют в совокупности обязательную часть содержания общего среднего образования и требования к уровню усвоения этого содержания учащимися по ступеням школы.
2.1. Базисный учебный план – генеральный уровень представления стандарта
Стандарт общего среднего образования как документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся, должен включать представление содержания образования как целого, которое не может быть сведено к описанию отдельных учебных предметов. Такое представление – генеральный уровень стандарта школьного образования – содержится в базисном учебном плане школы.
Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом и утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Служит основой для разработки региональных базисных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.
Региональный базисный учебный план. Разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона и является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.
В структуре учебного плана выделяются:
а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.
Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены тремя основными видами учебных занятий:
– обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
– обязательные занятия по выбору учащихся;
– факультативные занятия.
Разделение компетенций в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном об’еме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика и астрономия, химия.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице суб’ектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.). Вместе с тем ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка).
Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьей 32 п.2е Закона “Об образовании” является исключительно прерогативой образовательного учреждения.
Учебное время, отведенное в базисном плане на школьный компонент, может быть использовано для расширения и углубления знаний, относящихся как к федеральному, так и к национально-региональному компоненту.
Наряду с изложенным выше Базисный учебный план как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
б) недельную учебную нагрузку для:
– базовых образовательных областей на каждой из ступеней общего среднего образования,
– обязательных занятий по выбору учащихся,
– факультативных занятий;
в) максимальную обязательную недельную учебную нагрузку учащегося;
г) итоговое количество учебных часов, финансируемых государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы – осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение. Этот принцип находит выражение в линейно-циклической структуре курсов, представляющих образовательные области. Вместе с тем каждая из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся и особенностями самого учебного заведения.
Специфика ступеней общеобразовательной школы настолько значительна, что по набору базовых учебных курсов, по соотношению базового ядра и занятий по выбору учащихся и др. речь может в сущности идти о трех особых базисных учебных планах, основы которых изложены ниже.
2.2. Базисный учебный план (начальная школа)
Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к началам отечественной и мировой культуры, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
– познавательной культуры,
– коммуникативной культуры,
– нравственной культуры,
– эстетической культуры,
– трудовой культуры,
– физической культуры.
На этом возрастном этапе они определяют структуру учебного плана. При этом в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: “Окружающий мир” и “Математика”. Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.
Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры. Изучение литературы и искусства нацелено на развитие нравственных и эстетических начал личности. Трудовая и физическая культура представлены соответствующими образовательными областями. (Cм. табл. N1)
Базисный учебный план (основная школа)
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания.
На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра обязательных учебных курсов, единого для школ всей страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.
Базисный учебный план основной школы включает функционально полный и в то же время минимизированный набор образовательных областей:
– Язык (родной, русский, иностранный) и литература.
– Искусство.
– Математика.
– Физика и астрономия.
– Химия.
– География, экология (комплексное изучение Земли).
– Кибернетика и информатика (изучение самоуправляемых систем).
– Биология.
– Общественные дисциплины.
– Технология, техника, труд.
– Физическая культура.
На переходной ступени основной школы (5-6 кл.) блок “Природа” может быть представлен систематическими курсами или интегрированным курсом – “Естествознание”, на второй (7-9 кл.) – систематическими курсами физики, химии, географии и биологии. Эти курсы по своему статусу в учебном плане равнозначны таким курсам, как математика, информатика, трудовая подготовка и др., представляющим отдельные образовательные области. (Cм. табл. N2)
Базисный учебный план (полная средняя школа)
Базисный план средней школы (10-11 классы) включает в себя тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы.
Однако старшая ступень (полная общая школа) строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального об’ема.
В зависимости от профиля школы отдельные образовательные области могут быть представлены здесь самостоятельными учебными дисциплинами или интегрированными курсами.
Время на изучение самостоятельных курсов может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору учащихся.
В рамках занятий по выбору в учебном плане могут возобновляться те учебные курсы, обязательное изучение которых завершилось в основной школе, или появляться новые, связанные с профилем школы и (или) обеспечивающие начальную профессиональную подготовку учащихся. (Cм. табл. NN3,4)
Принципиальной особенностью этой части стандарта является выделение двух уровней требований:
– к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащимся;
– к содержанию образования, усвоение которого фиксируется в виде минимальных обязательных требований к подготовке учащихся.
Наличие двух уровней определяется тем, что процесс обучения не может быть сосредоточен лишь на достижении минимального, самого необходимого, “стандартного”, сведен к натаскиванию на обязательные результаты обучения. Преподавание должно вестись не на уровне обязательных минимальных результатов, а значительно шире и глубже, так что те из учащихся, кто может и хочет, могли бы достигнуть более высоких уровней подготовки. Такую возможность открывает описанное в стандарте базовое содержание образовательной области.
В стандарте каждой образовательной области выделяются четыре раздела:
1) Общая характеристика общеобразовательной области.
2) Базовое содержание образовательной области.
3) Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
4) Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.
3.1. Общая характеристика образовательной области
В этом разделе стандарта описываются педагогические функции и цели образования в данной области на современном этапе развития общества и школы. Дается системная характеристика об’екта изучения (человека, общества, живой природы, вещества, Земли и др.) как части реальности. Рассматривается общая структура содержания с указанием основных содержательных линий с учетом минимизации и функциональной полноты.
Характеризуются ближайшие перспективы развития содержания образовательной области.
3.2. Базовое содержание образовательной области
В этом разделе стандарта приводится описание содержания, доведенное до перечня целостных компонентов содержания, которые далее не подразделяются на более мелкие единицы.
Фиксируется базовое содержание с такой степенью детализации и в таких терминах, которые позволяют предельно однозначное их толкование.
Базовое содержание образования, обеспечиваемое школой, шире и глубже по сравнению с минимально требуемым уровнем усвоения материала. Диапазон требований между пред’являемым и обязательным для усвоения содержанием определяет поле возможностей в учебной деятельности школьников. Предоставление таких возможностей – обязанность школы и государства. На них ориентируются учителя, составители программ и авторы учебников.
3.3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся
В этом разделе приводятся требования, содержащие характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей общего образования уровня подготовки учащихся по образовательной области.
В процессе формулирования требований к уровню подготовки выпускников средней школы должны соблюдаться следующие принципы:
– Требования должны отражать всю совокупность базового содержания и заданы в предметно-деятельностной форме.
– Требования должны быть сформулированы так, чтобы они адекватно понимались всеми участниками педагогического процесса (учитель, ученик, администрация школ и органы управления, родители, общественность); об’ем требований не может быть тождественным об’ему содержания образования, пред’являемого в процессе обучения.
3.4. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта
В этом разделе характеризуется система и приводятся образцы “измерителей” уровня подготовки школьников по данной образовательной области. Она конкретизирует требования к обязательной подготовке, выражая их в виде типовых заданий и процедур оценивания их выполнения школьниками.
Система должна обладать как минимум тремя функциями: диагностической, воспитывающей и информационной.
Система основывается на дихотомической (двоичной, альтернативной) шкале типа: “достиг” или “не достиг”; “зачет” или “незачет” и представляет собой, таким образом, критериально-ориентированные тесты (задания), отвечающие требованиям репрезентативности, содержательной валидности и посильности для учащихся.
Форма заданий (с выбором ответа, с альтернативным ответом, с кратким свободно-конструируемым ответом, с развернутым свободно-конструируемым ответом, включая эссе, сочинения, устные ответы на собеседованиях и пр.) должна выбираться в зависимости от специфики образовательной области при обязательном условии об’ективного измерения и фиксации.
Внедрение стандартов потребует в будущем значительных изменений всей системы контроля, учета и оценки уровня подготовки школьников. Поэтапная стратегия перестройки контроля будет предложена в проектах стандартов.
В соответствии с постановлением правительства Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается правительством, а стандарты полного среднего образования – Минобразованием России.
Главными принципами, лежащими в основе всех работ организационно-правового характера, являются следующие:
– Открытость и демократичность на этапах разработки, легитимизации и введения стандартов.
– Вовлечение в эту деятельность широких слоев общественности, специалистов в области образования всех уровней.
– Осуществление мероприятий по принципу цикличности, что позволяет проводить многократные коррективы всех компонентов структуры стандарта и на этапе его разработки, и на этапе его введения.
– Последовательное введение стандартов по отдельным образовательным областям и их группам, что позволит избежать тиражирования ошибок и формировать оптимальную процедуру введения, которая впоследствии сама станет своего рода стандартом для предусмотренных законом циклов в разработке и корректировке стандартов.
Общая стратегия введения стандартов включает три фазы, каждая из которых выделена по ее ведущей функции.
I фаза – подготовительные и организационные мероприятия, широкая информационная работа, разработка общей концепции.
II фаза – разработка проектов стандартов, их экспертная оценка.
III фаза – принятие государственными органами, введение стандартов в практику, их апробация, внесение коррективов, экспертиза.
Первые две фазы осуществляются последовательно. Третья фаза (утверждение и принятие) фактически присутствует на протяжении всего процесса.
В пределах каждой фазы, при ее планировании и проведении необходимо учитывать следующие приоритеты.
1). Постоянно развивать общую концепцию стандарта и соответствующие ей, но не входящие в нее концептуальные вопросы.
2). Планировать конкретные результаты (продукты работы, которые предполагается получить).
3). Планировать конкретные мероприятия и деятельности, направленные на достижение наибольшей “готовности” широкой общественности к принятию стандартов.
4). Определять в каждой фазе профессиональный состав исполнителей и ответственных должностных лиц с учетом функциональной полноты и характера основной задачи.
Среди конкретных направлений деятельности, необходимых для успешной работы в течение всех трех фаз, необходимо выделить следующие:
– информационное обеспечение (информирование, просвещение, пропаганда и т.д.);
– экспертная деятельность;
– методическая работа (пособия, руководство, консультации, учебные материалы и пр.);
– опытно-экспериментальная работа.
Специфика каждой отдельной фазы, связанная с концептуальной работой, ожидаемыми результатами, планируемыми мероприятиями, составом исполнителей, оказывает непосредственное влияние на перечень конкретных дел, которые предполагается осуществлять в сферах информации, экспертизы, опытно-экспериментальной и методической работы.
На этой основе строится сетевой график для каждой из фаз, используемый для планирования и организации деятельности.
Комментарии