Одним из важных августовских мероприятий стала научно-практическая конференция «Московская наука – столичному образованию». О том, как работает самый крупный городской педагогический вуз Москвы – МГПУ, участникам конференции рассказал ректор, профессор доктор исторических наук Виктор РЯБОВ.
Концепция развития нашего университета с первых дней предусматривала создание условий, необходимых для достижения уровня исследовательского университета. Для этого была создана соответствующая инфраструктура: солидная учебно-материально-техническая база, НИИСО, аспирантура и докторантура по 27 научным специальностям, диссертационные советы, сеть учебных и научно-исследовательских лабораторий, университетский округ, ресурсный центр и др. По мировой практике выстраивается и структура: университет – институты – факультеты – кафедры – лаборатории НИР.
Информация к сведению
МГПУ сегодня это:
5 институтов,
19 факультетов,
85 кафедр,
28 научно-исследовательских лабораторий,
29 научно-педагогических школ,
200 докторов и 600 кандидатов наук,
36 программ подготовки специалистов, бакалавров, магистров,
41 программа повышения квалификации,
диссертационные советы по 14 научным специальностям.
Сегодня МГПУ располагает широким спектром естественных и гуманитарных, социальных специальностей и специализацией (36 программ подготовки специалистов, бакалавров, магистров); системой подготовки специалистов высшей квалификации, преподавательским корпусом высокой квалификации, современными информацинно-коммуникационными технологиями, особой корпоративной этикой, основанной на демократических ценностях и академических свободах. Вокруг университета сформировано особое интеллектуальное пространство, в которое вовлечены образовательные учреждения всех уровней. Такие условия предоставляют университету возможность генерировать новые знания и современные технологии и обеспечивают ему статус центра научно-методического сопровождения образования.
Научный поиск, осуществляемый в университете по самым современным направлениям естественных и гуманитарных наук, позволяет ему не только оперативно откликаться на все потребности образования, но более того, прогнозировать их и реагировать в опережающем режиме.
Высокий уровень научной компетентности преподавателей и научных сотрудников университета неоднократно подтвержден реализованными проектами, среди которых приоритет, безусловно, принадлежит городской целевой комплексной программе «Столичное образование». В 2007 году завершается «Столичное образование-4», концепция и содержание которой были разработаны МГПУ, и уже сейчас мы вместе с другими вузами и НИИ приступаем к разработке очередной программы «Столичное образование-5». Выполнение этой работы потребует анализа полученных результатов и определения важнейших направлений развития образования на основе прогноза социальных и экономических изменений. Только за последние три года ученые университета работали над такими городскими программами, как: «Москва многонациональная», «Русский язык», «Патриотическое воспитание»…
Среди традиционных направлений научно-методического сопровождения образования – разработка новейших концепций преподавания дисциплин и их методического сопровождения. Преподаватели и научные сотрудники МГПУ за последние 2 года подготовили около 150 учебников для школ, педагогических колледжей и вузов. Это учебники для школы по математике и информатике, иностранным языкам, биологии, химии, географии, специальной педагогике и психологии, а для вузов – по психологии, истории, экономике, педагогике и так далее. Многие из них (по английскому языку, алгебре, истории) входят в Федеральный комплект и отмечены различными наградами.
В 2007 году в Москве стартовал проект «Строим Школу будущего». На всех уровнях обсуждается модель Школы будущего и пути ее реализации на практике. Для того чтобы модель Школы будущего стала реальностью, а сама школа эффективно функционировала, нужны не только технологические решения, необходимо подготовить всех участников инновационного образовательного процесса и прежде всего учителей к работе в новых условиях. Именно учителю, тому, каким он должен быть и как этого достичь, должно быть уделено центральное место в строительстве Школы будущего. Поскольку в конечном итоге все успехи и неудачи этого проекта будут зависеть от традиционно ключевой фигуры школы – учителя.
МГПУ использует все возможности для создания инновационной системы подготовки конкурентоспособного, востребованного на рынке специалиста, системы, обеспечивающей опережающий характер подготовки учителя по отношению к изменениям и потребностям образовательной действительности. Все компоненты профессиональной подготовки в университете работают на достижение результата. Ученые МГПУ одними из первых разработали вариант модели нового поколения стандартов высшего педагогического образования. Ведущие профессора работают над обновлением содержания общего и профессионального образования. Самые последние методические разработки оперативно передаются студентам, а также учителям через систему повышения квалификации.
По нескольким направлениям подготовки учителей осуществлен переход на двухступенчатую систему подготовки, что потребовало пересмотра организации и содержания учебного процесса. Разработаны новые образовательные программы; создано современное учебно-методическое сопровождение; обеспечены инновационные формы образовательного взаимодействия; создан учебно-методический центр качества образования. УМО РГПУ одобрило магистерские программы, разработанные на филологическом факультете. Большое внимание будет уделено языковой подготовке бакалавров и магистров, обеспечивающей возможность зарубежных стажировок и студенческого обмена.
Формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности будущего учителя обеспечивает тесная связь преподавания с научно-исследовательскими работами МГПУ. Сотрудники НИИСО осуществляют специальную программу развития студенческой науки через привлечение к разработкам научно-исследовательских лабораторий студентов и аспирантов. Не случайно в числе лауреатов гранта Москвы – студенты и аспиранты МГПУ, полноправные члены творческих коллективов. Уже четыре года подряд студенты МГПУ становятся обладателями золотой медали ВВЦ на конкурсе «Научно-техническое творчество молодежи». В этом году четверокурсник факультета технологии и предпринимательства Павел Гринь, участвовавший в выставке НТТМ-2007 с проектом «Использование мультимедийных пособий при преподавании дисциплины «Материаловедение», стал лауреатом Премии Президента РФ в поддержку талантливой молодежи.
Накопленный опыт и инновационные подходы к профессиональной подготовке учителя в МГПУ обобщаются и будут отражены в материалах научных разработок, ВНИКов, созданных в рамках проекта «Школа будущего». Университету поручено разработать программу формирования профессиональных компетенций учителя «Школы будущего» в системе высшего профессионального педагогического образования, а также разработать и апробировать модель авторских педагогических мастерских как среды формирования педагога для «Школы будущего».
Интенсивная информатизация образования потребовала углубленной подготовки учителей к работе с новым мультимедийным оборудованием, аудиовизуальными средствами обучения и освоения нового программного продукта. Для обеспечения устойчивой и эффективной учебной и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в университете ведется углубленное изучение информатики, разработана система внедрения информационно-коммуникационных технологий во все предметные сферы. На всех уровнях используется только лицензионное, своевременно обновляемое программное обеспечение. В 2006 году МГПУ выиграл грант Национального фонда подготовки кадров в области информационно-коммуникационных технологий (250 тыс.дол.).
В рамках программы НФПК в 2006-2007 учебном году прошли обучение 1200 учителей и руководителей образовательных учреждений. На 2007-2008 учебный год Москва запланировала обучить 2500 учителей и руководителей ОУ.
До середины 2008 года на базе МГПУ пройдут повышение квалификации в области ИКТ 4000 работников образовательных учреждений Москвы и других регионов России.
В рамках проекта «Преподавание гуманитарных дисциплин в условиях информатизации и компьютеризации» предложена концепция создания высокотехнологичной среды урока, создана библиотека мультимедийных образовательных ресурсов для школы. Проект также удостоен гранта Москвы за 2006 год.
Вместе с тем, ориентируясь на завтрашний день, университет приступил к реализации среднесрочного проекта «Создание единой информационно-коммуникационной среды подготовки учителя». В ходе этого проекта предполагается создать программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, родителей, администрацию университета, Департамент образования и общественность.
Система повышения квалификации педагогов представлена в университете 41 программой. Ежегодно более 2500 учителей имеют возможность узнать о новейших методиках, педагогических технологиях и дидактических средствах на курсах повышения квалификации. В Институте подготовки руководящих педагогических кадров МГПУ (директор М.Л.Левицкий) регулярно проходят повышение квалификации директора и заместители директоров образовательных учреждений по основам финансово-экономической деятельности. На экономический факультет ежегодно по договору с Правительством Москвы принимаются 100 человек для получения второго высшего образования по специальности «государственное и муниципальное управление».
Широкий набор реализуемых в университете специальностей, включая естественные, социальные, гуманитарные, правовые, экономические, обеспечивает университету возможность проведения инновационных работ в секторе экономики образования, стратегического менеджмента образования, юриспруденции, готовить современного специалиста высокой культуры. В целях повышения эффективности решения стратегических управленческих задач в области кадровой политики приказом Департамента образования в МГПУ создан Центр стратегического анализа и прогнозирования проблем образования и регионального рынка труда. Предмет деятельности – прогноз демографических тенденций в регионе, определение потребности образовательных учреждений в педагогических, управленческих кадрах с учетом экономических и социальных потребностей. Среди уже выполненных проектов:
– определение перечня наиболее востребованных для городского хозяйства специальностей;
– разработка первичной системы прогнозирования перспективной потребности в педагогических кадрах для учреждений городской системы образования и др.
Лаборатория экономики образования в 2006 году разработала методику расчета нормативного финансирования образовательных учреждений. В настоящее время ведется разработка методики расчетов нормативов подушевого финансирования в высших учебных заведениях системы Департамента образования города Москвы.
Важное место в деятельности университета занимает участие в работе органов по общественно-государственной оценке деятельности учебных заведений всех уровней. Это проводимая уже на протяжении пяти лет «Общественная мониторинговая оценка деятельности образовательных учреждений и учебных округов». Университет заключил договор с Городской службой лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы о разработке «Общественно-государственной оценки условий и качества образования в городе Москве». На базе МГПУ работает Фонд поддержки российского учительства, проводятся конкурсы «Лидер образования России», «Педагогический дебют».
Научно-методическое и организационное сопровождение образования реализуется также через сеть экспериментальных площадок, мастер-классы, 200 базовых образовательных учреждений.
Ресурсами, обеспечивающими выполнение заказов, являются 29 научно-педагогических школ, зафиксированных в МГПУ.
Кадровые ресурсы МГПУ:
29 научных школ;
1200 преподавателей и научных сотрудников;
более 150 докторов и почти 600 кандидатов наук.
Индикаторами эффективности научно-методической работы университета можно считать такие ее показатели:
– средства, полученные в прошедшем учебном году на выполнение НИР из различных источников: гранты Москвы, федеральные и региональные проекты, гранты РГНФ, международные проекты – 13 млн. руб.;
– трудоустройство выпускников в образовательные учреждения города Москвы – на уровне 70%;
– около 50% студентов, задействованных в НИР, в их числе 36 победителей конкурсов, лауреаты Премии Президента РФ;
– более 10% выпускников поступают в аспирантуру университета и других вузов;
– число ежегодно выпускаемых монографий – более 40, учебников и учебных пособий – более 80;
– количество мониторинговых исследований, аналитических материалов, подготовленных по поручению Правительства Москвы и Департамента образования, – более 20 в год;
– более 100 ежегодно проводимых конференций, «круглых столов», семинаров, совещаний.
Ресурсами, обеспечивающими выполнение заказов, являются зафиксированных в МГПУ.
Комментарии