search
main
0

Второгодников у нас нет Утверждает директор тихвинской школы Евгения ЕРАСТОВА

Увидеть положительное в ребенке – что благороднее этой задачи? В общеобразовательной школе N6 города Тихвина Ленинградской области под “положительным” понимают безусловные способности каждого ученика. Проблема – в их реализации. И, определившись как школа равных возможностей, она предложила всем детям без исключения уверенный старт. В виде стратовой системы.
Более подробно я узнала о ней, побывав в школе сразу после выпускных экзаменов. По заметному волнению директора Евгении Ерастовой чувствовалось: школа – ее любимое и неповторимое детище.

– Итак, с чего же все началось?
– Так сложилось, что территориально мы находимся в окружении других образовательных учреждений, – говорит Евгения Ивановна. – Ситуация, когда школа стоит полупустая, нас не устраивала. На статус лицея или гимназии мы претендовать не стали, а решили, что будем школой, где каждый ребенок сможет в равной степени развить способности, данные ему природой. Мы познакомились с опытом работы школ Москвы, Петербурга, Ленинградской области. Применили у себя комплексную психолого-педагогическую диагностику, разработанную Петровской Академией наук (руководитель – академик, доктор филологических наук Л.Н.Засорина), по которой определили уровень обученности и обучаемости ребят, а также диагностику функционального состояния и работоспособности учеников (руководитель – кандидат медицинских наук Н.Д.Купцова). В итоге четыре года назад вышли на стратовую систему.
– Если объяснять популярно, то страта – это однородная группа. Например, – вступает в разговор заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Иванова, – параллель пятых, пять классов (стратовая система охватывает классы с пятого по восьмой). Разумеется, в них обучаются дети разного уровня. Кто-то воспринимает материал быстрее, кто-то медленнее (деления на сильных и слабых нет). Допустим, у Петрова по математике твердая четверка, а по русскому языку хромает орфография. У Иванова наоборот, а Сидоров не успевает ни тут, ни там. На всю параллель мы создаем семь страт, начиная с адаптивной и заканчивая интенсивной. Они охватывают математику, русский язык и иностранный язык (последняя страта появилась по причине раннего, детсадовского, изучения некоторыми детьми иностранного языка). И вот Петров по результатам наших наблюдений попадает в страту адаптации по русскому языку. В нее же из всех классов параллели могут попасть еще несколько человек. Здесь им важно отработать навыки по русскому языку, закрепить их. Как только это произойдет, Иванов начнет свое движение по восходящей: в 1-ю страту, 2-ю, 3-ю – до “интенсива”. Важно не запустить его пробелы, постараться их ликвидировать вовремя, заметить готовность к развитию. Групповая система хороша гибкостью: по итогам триместра проводится диагностическая контрольная работа, по ее результатам можно переводить детей в более высокую страту. К тому же в смешанном классе в силу большого количества детей учитель вынужден ориентироваться на основную массу, а в стратовой группе, где не более семнадцати человек, он уделяет внимание каждому.
– Программа при данной системе отличается от базовой программы общеобразовательной школы?
– Ни одного отступления от норматива нет, разные лишь методы преподавания. Если в “интенсиве” упор делается на частично поисковую, аналитическую работу ребенка, то в адаптивной страте – закрепление, закрепление и еще раз закрепление.
Отладив механизм этой системы, мы поняли, что способны варьировать. На какой-то параллели, если есть надобность, мы делаем страты стабильными, на какой-то убираем совсем, существуют также внеурочные страты “интенсив”.
В старшем звене стратовая система работает на профиль. Как это осуществляется? В первую очередь мы должны узнать “ученический заказ”. Для этого ребенок дома вместе с родителями составляет схему своего “индивидуального маршрута”. Из набора базовых предметов он должен выбрать те дисциплины, какие считает необходимыми для более глубокого изучения. Если он собирается посвятить себя медицине, то на химию и биологию ему нужно будет отводить не четыре часа, а шесть, если он предпочитает гуманитарные специальности, то ему нужны в расширенном курсе литература, история. Запросы, выходящие за рамки положенных 36 часов, мы удовлетворяем только с письменного разрешения родителей. Тот, кто не определился, учится по базе, остальные же сгруппированы по своему выбору и возможностям на страты.
– Что дала вам стратовая система?
– Прежде всего мы забыли, что такое второгодничество, – говорит Ерастова. – Занятия в страте позволяют тщательно отслеживать рост каждого ребенка. Довольны системой и дети, и родители.
– А учителя?
– При такой технологии, как наша, педагогический состав должен быть очень сильным и творческим. Не ошибусь, сказав, что наши учителя не только коллеги-союзники. Мы давно уже отошли от пассивного прослушивания на семинарах, у нас проводятся “круглые столы”, дискуссии, спецкурсы. Приглашаем ученых. Создали кафедру педагогического мастерства (руководитель – учитель высшей категории Ольга Кондратюк), сильную методическую службу, причем спроецировали ее на предметные кабинеты и поставили цель: перевести учителей в режим исследовательской работы.
Мое глубокое убеждение как руководителя школы: педагога надо всячески стимулировать и поощрять, а не наказывать. Поэтому приказов о вынесении выговоров у нас нет. Вместо этого в школе работает медико-психологическая служба. Ее задача – снять негатив, разрядить то, что может принести вред и взрослому, и ребенку.
– Какова при стратовой системе форма управления?
– У нас существуют “годичные команды”. В них входят все учителя, которые работают в течение учебного года в одной параллели, включая классного руководителя. Каждый раз по итогам триместра обсуждается та или иная проблема, констатируются достижения ребенка. Его мы, кстати, ни с кем не сравниваем, обучение идет только на фоне его собственного успеха.
– У вас пятибалльная система оценивания?
– Да, но помимо цифры есть еще аттестационный лист и буквенная оценка. – Елена Ивановна разворачивает классный журнал. На его первой странице начертаны девять символов, пока для меня загадочных. – Начальная школа заполняет аттестационный лист. Это, если образно, подробный рассказ о сформированности навыков ребенка. У него “5” по чтению, но ведь надо прояснить, быстро он читает или медленно, воспринимает ли информацию, как вступает в диалог, логически ли мыслит. Все это закреплено целой системой значков и передается из начального звена в среднее. Момент преемственности очень важен. Учитель сразу видит, с кем и как ему работать. В старшей школе аттестационный лист составить сложно: там много разных учителей. Поэтому в дополнение к цифровой мы ввели буквенную оценку. Она – измеритель личностного роста. Выставляется в конце каждого триместра рядом с цифрой и способна разъяснить и родителю, и самому ученику, чем тройка Петрова отличается от тройки Иванова. Буквы выбраны не произвольно, а по ключевому слову небольшой характеристики.
Вот пояснение к букве “К” – “собственный интерес к предмету полностью отсутствует, усваивает знания только под влиянием сильного воздействия, постоянного жесткого контроля, активно противится образованию”.
Знакомлюсь с интересными педагогическими находками, с новыми идеями.
– Уже два года мы работаем над формированием у детей общеучебных навыков, – рассказывает директор. – Такой унылый факт: наши дети не умеют применять свои знания. Пришлось вводить в пятых классах спецкурс “Учись учиться”, где ребятам объясняют, как правильно составить конспект, быстро запомнить текст, выделить главную мысль.
В помощь ребенку, который испытывает затруднения, предметные кабинеты отработали и составили алгоритмы специальных умений и навыков, другими словами, план. Скажем, пришел ребенок на урок географии и не знает, что делать. Учитель кладет перед ним алгоритм, где рассказано и показано, как определить координаты, как верно прочесть карту.
Но все это было бы невозможно без системы комплексной диагностики, разработанной научно-методической службой для школьников с первого по одиннадцатый класс. Сюда включены и забота, и здоровье, и уровень обученности и обучаемости, и воспитание. В школе работает кафедра учебной и социальной адаптации, на которую полностью ложится изучение особенностей ребенка.
– И все же эксперимент есть эксперимент. Неужели не на что пожаловаться? – удивляюсь я.
Евгения Ивановна пожимает плечами. Были трудности, но большей частью из-за обилия документации. Да еще родителей пришлось долго увещевать, что переход ребенка из обычного класса в страту – не шаг назад, а стартовая площадка для успешной учебы.

Наталья АЛЕКСЮТИНА
Тихвин, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте