Важное направление деятельности любого вуза – содействие процессу трудоустройства выпускников, нацеленность всех структур вуза на поддержку карьерного роста молодого специалиста, выходящего из стен учебного заведения. В этих условиях имидж вуза, его признание работодателями и обществом напрямую определяются количеством успешно трудоустроенных выпускников.
При анализе состояния рынка труда по России и Москве необходимо учитывать негативные тенденции, способные оказать влияние на процесс трудоустройства студентов педагогических вузов:- недостаточность объективных статистических данных по потребностям в квалифицированных кадрах;- быстрое изменение рынка труда в условиях кризиса;- изменение структуры образовательной системы Москвы;- сокращение общего числа педагогических вакансий в школах;- нестабильный механизм обратной связи с работодателем.Особенностью современной ситуации стало усиление конкуренции среди соискателей педагогических вакансий. К привычной конкуренции между выпускниками разных педагогических вузов добавилась так называемая внутренняя конкуренция между выпускниками одного педагогического вуза (например, обучавшимися по программам специалитета и бакалавриата), конкуренция с выпускниками непедагогических вузов (нынче на рабочие места педагогов претендуют также выпускники классических университетов), а также конкуренция с выпускниками региональных педагогических вузов. Сложившиеся тенденции обозначили основные векторы деятельности Центра развития карьеры МГПУ: содействие трудоустройству и развитию карьеры студентов и выпускников университета.Процесс трудоустройства сегодня – это серьезная, комплексная системы работы, включающая не только непосредственное трудоустройство выпускников, но и реализацию подготовительной работы, включающей формирование у студентов профессиональной направленности, развитие у них дополнительных профессиональных компетенций и навыков, формирование навыков эффективного поведения в процессе поиска работы, адаптация к современным условиям рынка труда.В 2013 году мы провели городской мониторинг образовательных учреждений Департамента образования «Требования работодателей к выпускникам педагогического профиля», в котором приняли участие 250 образовательных учреждений разного типа, бюджетных учреждений социальной сферы и учреждений дополнительного образования. В ходе мониторинга были выявлены наиболее важные, с точки зрения работодателей, общекультурные, профессиональные компетенции и личностные качества, которыми должны обладать выпускники педагогического вуза.Требования работодателей к личностным качествам распределились следующим образом: организованность; ориентация на результат; способность к командной работе; стремление уважать людей, проявлять внимание и тактичность; способность быстро адаптироваться и эффективно работать в различных ситуациях.Качества для успешной работы в педагогическом коллективе: наличие профессиональных практических знаний, умений и навыков; наличие у выпускников профессиональной общетеоретической подготовки, которая позволяет им продвигаться по карьерной лестнице; способность работать в коллективе, команде; навыки работы на компьютере, владение ИКТ-компетенциями; готовность и способность к дальнейшему обучению; креативность и способность осуществлять нововведения в профессиональной деятельности.Ежегодно столичное учительство пополняют 80-85% выпускников МГПУ, конечно, нам было небезынтересно узнать, какие компетенции, с точки зрения работодателей, наиболее ярко выражены у выпускников нашего вуза. Это: готовность и способность к дальнейшему обучению; эрудированность и общая культура; способность работать в коллективе; коммуникативные навыки и способности; креативность, способность осуществлять нововведения; самостоятельность в принятии решений; нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие; навыки самопрезентации и умение демонстрировать результаты своего труда.Центр разработал с учетом требований работодателей проект профессионально-личностного развития «Я и моя карьера», включающий три направления: «Profконсалтинг center», «Training center» и «Project center», в которых за минувший год приняли участие более 600 студентов и выпускников ГБОУ ВПО МГПУ.«Profконсалтинг center» – комплексное карьерное и психологическое консультирование по проблемам профессионально-личностного и карьерного развития. Профконсультирование включает в себя: профдиагностику; индивидуальное карьерное консультирование; составление по запросу индивидуальной карты профессионального развития. После получения консультации студент или выпускник в соответствии с полученными результатами, как правило, становится участником развивающих мероприятий «Training center», позволяющих им совершенствовать сильные стороны своей личности, а также развить более слабые, что важно не только для личностного роста студентов и выпускников, но и для их дальнейшего трудоустройства.«Training center» – реализация цикла тренингов, семинаров-практикумов, деловых игр для студентов, выпускников, направленных на развитие личностного потенциала студентов и выпускников, дополнительных профессионально важных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и развития карьеры. Такие формы работы со студентами и выпускниками предполагают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем, где они становятся субъектами взаимодействия, активно участвуют в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Сотрудники центра в рамках этого направления провели мероприятия, востребованные у студентов и выпускников вуза: тренинги «Эффективное общение – залог успеха твоей карьеры», «Психология победителя», «Социальный интеллект», «Властелин времени».Безусловно, расширение числа партнеров и совместная реализация карьерных мероприятий – это вооружение студентов и выпускников дополнительными компетенциями и навыками, способствующими их трудоустройству, закреплению и профессиональному продвижению на рынке труда. Именно поэтому одна из приоритетных задач направления «Project center» – разработка совместных проектов с работодателями, закрепление и профессиональное продвижение выпускников университета на рынке труда.В 2013 году проект «Я и моя карьера» был отмечен дипломом участника Всероссийского конкурса на присуждение премии «Траектория» за лучшие проекты, содействующие профессиональному самоопределению молодежи, и премии молодежного совета при префекте Юго-Восточного округа в области реализации молодежной политики на территории ЮВАО в номинации «Лучшая организация/объединение в сфере образования молодежи».Привлечение работодателей – залог эффективного трудоустройства, сегодня растет общее число организаций, заинтересованных в молодых специалистах. Вуз ежегодно заключает договоры с образовательными учреждениями, учреждениями социальной сферы и коммерческими структурами. В 2014 году список постоянных партнеров, у которых студенты проходят стажировку, увеличился, расширено партнерское взаимодействие с Департаментом труда и занятости, Департаментом семейной и молодежной политики, сетевыми СМИ.В рамках содействия трудоустройству Центр развития карьеры использует различные формы взаимодействия с работодателями: регулярно проводит презентации деятельности компаний, ярмарки вакансий и иные карьерные мероприятия, расширяет спектр связей с работодателями, не входящими в систему Департамента образования. Ежегодно проходят дни карьеры на юридическом факультете и в Институте менеджмента, в этом году в них приняли участие представители 31 компании-работодателя.Ярким примером эффективного взаимодействия с работодателями стала организация общеуниверситетской ярмарки вакансий, в которой приняли участие 47 организаций-работодателей, более 500 студентов и выпускников, налажена тесная связь с Департаментом труда и занятости, в университетских мероприятиях по содействию в трудоустройстве стал принимать участие городской мобильный банк вакансий. К сожалению, надо отметить сложившуюся в последнее время тенденцию, с которой сталкиваются вузовские центры трудоустройства, – низкую активность студентов, особенно так называемой группы риска, тех, кто отказывается от содействия в трудоустройстве и не планирует работать по специальности.В начале и в конце учебного года мы проводим организационные собрания со студентами выпускных курсов по проблемам трудоустройства, знакомим их с ситуацией на рынке труда. Ежегодно Центр развития карьеры организует две электронные ярмарки вакансий: осенняя направлена на содействие временной и частичной занятости студентов старших курсов, в ней участвовали 418 студентов, предложены 592 вакансии и 64 стажировки; весенняя предоставляет возможность найти постоянную работу выпускникам, в этом году работодатели предоставили 571 вакансию, 393 выпускника нашли себе работу. На сайте МГПУ была создана отдельная страница для размещения резюме соискателей, благодаря этому информационному каналу работодатели приглашают на собеседование выпускников, многие из которых впоследствии успешно трудоустраиваются. Страница Центра развития карьеры на сайте МГПУ пользуется стабильной популярностью среди студентов и выпускников.Стало уже традицией проведение городской общественно-педагогической акции «Эстафета профессионального успеха» на базе гимназии им. Росалии де Кастро №1558 – партнера проекта «Я и моя карьера». Акция направлена на сохранение преемственности и передачу педагогического опыта лучших учителей столицы студентам и выпускникам МГПУ, объединение представителей педагогического сообщества и людей, активно участвующих в поддержке развития педагогического образования, закрепление в профессии молодых учителей.В ходе мероприятия проходят мастер-классы и открытые лекции для студентов и выпускников, молодых специалистов. В этом году секретами профессионального мастерства поделились заведующая детским садом компенсирующего вида №909, абсолютный победитель московского профессионального конкурса «Воспитатель года Москвы-2010», лауреат I Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010» Наталья Малмыго; абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2013», учитель информатики МБОУ №29 Андрей Сиденко. Особенно приятно отметить, что ведущими мастер-классов становятся выпускники МГПУ: учитель физической культуры №2005, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013» Юрий Шендановин, учитель математики ОЦ ОАО «Газпром», победитель конкурса «Учитель года Москвы-2010» в номинации «Молодой педагог» Анна Теплинская; учитель математики школы №1208, лауреат конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года Москвы-2012» Полина Антошкина, которые передали эстафету своего профессионального успеха сегодняшним студентам. По итогам проведенных мастер-классов студенты получили сертификаты, которые, безусловно, станут дополнительным бонусом при трудоустройстве выпускников. Активность студентов в получении дополнительных знаний и умений, а также их участие в мероприятиях профессиональной направленности – залог их успеха в будущей профессиональной деятельности.На протяжении нескольких лет Центр развития карьеры проводит мониторинг карьерных достижений выпускников вуза. Регулярно мы получаем письма от наших выпускников, которые делятся своими профессиональными успехами, информация об их карьерных достижениях размещена на университетском сайте. Многие уже достигли определенных высот в профессии: например, выпускник исторического факультета 2000 года, победитель городского профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2011» Антон Молев стал директором Московского института развития образования, выпускник юридического факультета 2004 года Артемий Рожков – проректор МГПУ по организационно-правовым и экономическим вопросам, окончивший в 2009 году педагогический факультет Анатолий Ващилин – директор школы №1194, выпускник 2009 года Дмитрий Юрков работает в Министерстве образования и науки Российской Федерации помощником заместителя министра образования и науки Российской Федерации, выпускница химического факультета МГПУ, преподаватель химии школы №1360 Яна Иванцова стала абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог Москвы-2013», учителем года Москвы-2013.Выстроенная центром система работы «школа – вуз – работодатель» позволила охватить разные целевые группы: от школьника до молодого специалиста. Повышению конкурентоспособности молодых специалистов педагогического профиля способствуют разработанные сотрудниками Центра развития карьеры три программы курсов повышения квалификации, по которым за минувший год прошли обучение 98 человек. В течение нескольких лет мы оказывали методическую и организационную поддержку номинации «Молодой педагог» конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы».Одна из важнейших задач Центра развития карьеры – создание для наших студентов и выпускников дополнительных конкурентных преимуществ при трудоустройстве. Именно поэтому наш девиз: «Все в твоих руках и в наших силах!»И.КРУГЛОВА, директор Центра развития карьеры МГПУ
Комментарии