Эпиграфом так и хочется взять слова драматурга: «Вот она, жизнь-то; истинно сказано: суета сует и всяческая суета. Черт знает, и сам не разберешь, чего хочется». Александр Николаевич написал эту комедию за пять лет до кончины, и она не принесла ему славы, ее редко ставили, а потом и вовсе пьеса попала в разряд забытых.
А тем временем в «Невольницах» удивительным образом переплетаются все основные мотивы, которые затрагивал драматург на протяжении всей своей жизни: борьба поколений и неравный брак, противостояние мужского и женского, тема нравственности и чинопочитания, власть денег и ее трагические последствия. Посвящены «Невольницы» женской теме, любимой теме Островского, которого судьба женщин в России волновала, пожалуй, больше, чем что-либо другое. Достаточно прочесть вот эти строки, чтобы согласиться с этим наверняка: «Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то… располагают ими ловкие люди», «Женское сердце мягко. Мягко-то оно мягко, зато уж ведь и злей-то женщины ничего на свете нет, если ее обидеть чувствительно. Женщина отомстит ужасно…». А вот и признание от самой женщины: «У нас очень дурно воспитывают девушек. Вы, молодые люди, представляете нас ангелами, а мы, поверьте, хуже мужчин. Мы корыстнее, пристрастнее… в нас чувства чести и строгой справедливости гораздо меньше».
Героиня «Невольниц», 28‑летняя Евлалия Андревна (Любовь Козий), выпускница женского пансиона, в спектакле Михаила Мокеева именно такова. Три года назад ее против воли выдали замуж за богатого старика Стырова (заслуженный артист Андрей Анкудинов). И оказалась она в золотой клетке, в которой по мановению исполнялись все ее капризы. Евдоким Егорыч, глава промышленной компании, с удовольствием выходил теперь в свет: сопровождала его молодая красивая жена. А Евлалия в тонкостях своего брака только начинала разбираться: как ни крути, богатый муж – это хорошо, но к подаркам его, которыми он заваливал их семейную лодку, – реальная лодка с подарками красуется на авансцене – она не прикасалась, и в клетке ей было тоскливо.
Роковая Софья Сергевна (Инна Лясковец) в красном бархатном декольте, жена Никиты Абрамыча (заслуженный артист Игорь Лагутин), компаньона Стырова, обучает девушку премудростям семейной жизни, когда можно и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. То есть пользоваться деньгами мужа, а любовные объятия находить на стороне. А в соседях у Стыровых, как на грех, живет молодой красавец приказчик компании Артемий Васильич Мулин (Артем Минин), давний знакомец Евлалии, к которому она неровно дышит. Встречаемся с героиней именно в этот момент – она в белом платье, не то выпускном, не то свадебном, восторженно ждет от судьбы любви – и просто проваливаемся в ее проблемы. Как быть бедной женщине – броситься навстречу манящей любви или остаться верной пожилому мужу?
Спектакль идет в сценографии и костюмах Евгении Шутовой, действие развивается на помосте из золотисто-серебристой фольги, приподнятом над бурлящей рекой жизни, а над помостом этим нависает огромный такой же золотистый «девятый вал», таящий немалую опасность. Из декораций лишь стулья, которым много что придется сыграть в этом спектакле: с ними будут танцевать, и именно стул постоянно будет доставаться в качестве партнерши Евдокиму Стырову, на них поочередно будут сидеть персонажи, наблюдая за игрой друг друга, таков один из режиссерских приемов.
Собственно, эти стулья и представляют собой дом Стыровых, где компаньоны будут договариваться о делах, Мулин получать задания от начальства, жены-невольницы обсуждать их «тяжелую» жизнь, где будет летать влюбленная Евлалия в танцах с Мулиным. Свой моральный выбор она осуществляет в пространстве, ограниченном жесткими постулатами. «Они считают нас хитрыми – надо быть хитрой, они считают нас лживыми – надо лгать. Им других и не нужно, – это говорит многоопытная Софья Сергевна. – Доказывать им, что ты умна и хороша, бесполезно, все равно не поверят, наши мужья сами пошлы, ищут пошлости и видят во всем только пошлость». А мужчины на вопрос, всегда ли они говорят правду, отвечают: «Нашу правду вам незачем и знать. С вас довольно того, что мы находим нужным сказать вам. Вот и вся правда, и другой для вас нет». Евлалии остается только согласиться с взглядом на нее как на невольницу.
Страстное танго, во время которого героиня буквально повисает на Мулине, и вальс лучше всяких слов говорят о тайных мыслях Евлалии (хореография Сергея Землянского на музыку Алексея Айги). Она упорно хочет считать настоящей любовью свои встречи с альфонсом Мулиным, называет его незаурядной личностью и поэтом, думает, что растворяется в любимом человеке. Но ближе к финалу розовые очки наконец спадут с нее, иллюзии разрушатся, и поможет ей в этом все та же Софья, у которой, оказывается, многолетний роман с Мулиным, «любовь» которого она неплохо финансирует. И неудивительно, что из наивной институтки Евлалия сразу превратится в искушенного игрока. Из своей золотой клетки она не улетит теперь, даже заполучив свободу от мужа, которая неизвестно еще что принесет ей, а в клетке все знакомо. Она накинет на платье плащ из жесткой ткани, наденет крупные бусы и спрячется за черными очками. Теперь можно и подарки мужа рассмотреть, и в винт вместе со всеми сыграть… Финал у Островского, как всегда, неожиданный.
Немаловажна в спектакле и линия слуг – Мирона Ипатыча (заслуженный артист Константин Карасик) и Марфы Севастьяновны (Лиана Ермакова), которым хозяин поручал оберегать молодую жену, уезжая в командировку. Марфа всех ловко «строит», и это она при первом появлении на сцене наводит зрителей на мысль: не на Рублевке ли происходят все эти чудеса?..
Комментарии