search
main
0

Встречают по одежке, а провожают по содержанию

Решила через вашу газету поделиться с коллегами наболевшим.

В 2000-2001 учебном году школы страны, по рекомендации Министерства образования РФ, начали переходить на новые программы и учебники по физике. В числе первых в журнале “Вестник образования” N 4, 2000 г. названы учебники под редакцией С.В.Громова и Н.А.Родиной.
Может быть, о Громове мало наслышаны учителя физики, но Родина известна всем как соавтор А.В. Перышкина. Более 10 лет назад они создали замечательные учебники, которым мы (учителя) должны найти достойную замену. Только вот встал вопрос: “Как?”.
В перечне предлагается около 30 экземпляров учебников физики, в их числе только для восьмого класса пять вариантов. Я выбрала те, что в списке стоят на первом месте (вероятно, их рейтинг выше). Но не только поэтому – знакомы фамилии авторов.
Беглый просмотр убедил в правильности выбора: материал излагается легко, доступным языком, налицо межпредметные связи, например, с историей (апория Зенона, остроумие Диогена…). Но разочарование наступило уже при подготовке к первым урокам. Оказалось, что содержание упрощено кое-где до такой степени, которую можно сравнить, пожалуй, “с ребенком, найденным в капусте”. Приведу небольшой пример из ╖2: “Чтобы найти ускорение тела, начинающего равноускоренное движение, надо приобретенную телом скорость разделить на время, за которое достигнута эта скорость:
ускорение = приобретенная скорость/время и формулы: а = v/t или а = v0/t.
У моих “занковцев” (в начальной школе они обучались по системе Занкова Л.В.) сразу возникли вопросы: “А если v / 0 и v0 / 0?” Поэтому мы с ними записали а = v – v0/t, тем более что в этом же параграфе есть определение: “физическая величина, показывающая, на сколько изменяется скорость тела за каждую секунду равноускоренного движения, называется ускорением”. Очевидно, что более подходящая формула та, которую мы привыкли давать в 9-м классе.
В итоге, чтобы доступно и правильно дать детям это фундаментальное понятие механики, пришлось “вооружиться” учебником “Физика. 9 кл.” И.К. и А.К. Кикоиных и собственным опытом преподавателя предмета.
Еще один рекомендуемый учебник для 9-го класса тех же авторов почему-то отводит разделу “Атомная физика” всего два параграфа, в то время как в программе на его изучение предлагается 25 часов! Очень полно эта тема отражена у Гутник Е.М. и Перышкина А.В. Но при составлении календарно-тематического планирования я обнаружила, что одного этого учебника тоже недостаточно для усвоения образовательного минимума (например, отсутствует рекомендуемая программой сила Лоренца).
Короче, найти учебник, отвечающий всем требованиям программы основной школы, мне пока не удалось, но я не теряю надежды – перечень вон какой длинный…
В заключение скажу, что разобраться в этом обилии учебной литературы в принципе можно, но при наличии нескольких условий:
1. N-го количества свободного времени для детального изучения каждого вновь выпускаемого учебника.
2. N-го количества “лишних” денег для их приобретения (не сверять же содержание с программой у книжного прилавка!).
Но вот вновь встает вопрос: “Где взять и то, и другое?!” И предложение: каждый новый учебник, одобренный Министерством образования РФ, отправлять (по одному экземпляру) на район или хотя бы на область, чтобы учителя-практики на заседаниях методических объединений получили возможность “потрогать их своими руками” и сделать правильный выбор.
Ведь, кроме вышеназванных трудностей, существует еще одна проблема – на богатых книжных развалах порой днем с огнем не сыскать нужный экземпляр.

Лилия ДИТРИХ,
учитель физики, директор шайковской СШ N 2
Кировский район,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте