Век новых компьютерных технологий требует принципиально нового подхода к графическому образованию, основу которого составляют разделы геометрии, изучающие форму и пространственные отношения геометрических тел, другими словами, к геометро-графическому образованию.
Сейчас благодаря компьютерам на людей обрушился «девятый вал» информации, которая значительно быстрее и проще передается и усваивается в графической форме, чем большим текстом. «Одна картинка стоит тысячи слов». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Информация, грамотно переданная графическим языком, может заменить большие сообщения на всех вербальных языках, вместе взятых. А значит, подходить к изучению графического языка надо также серьезно, как к изучению любого вербального языка – русского или иностранного.
Чтобы хорошо выучить любой язык, необходима система и научно построенная работа учителя. Что же мы имеем в школах на сегодняшний день? Трудно сразу подсчитать, сколько учебных часов отводится на изучение русского и английского языков с 1-го по 11-й классы, но можно точно сказать, что на графический язык часов вообще не выделяется. Об этом универсальном языке общения и передачи информации нет даже упоминания в Федеральном государственном образовательном стандарте. Обучение молодежи графической грамоте в школах осуществляется сегодня по принципу «как Бог даст», где в роли Бога выступает администрация школ, на усмотрение которой отданы часы под предметы, пришедшие на смену отмененному в 90-х годах черчению.
В результате, подавляющее большинство учащихся школ, согласно действующей школьной программе, ждут стереометрии в выпускных классах или даже на первых курсах института, чтобы узнать, как грамотно изобразить простые геометрические тела на плоскости карандашом и как выполнить их 3D-изображения. Сейчас графический язык, как средство общения, передачи и хранения информации в школах практически не изучают, так как уничтожен старый фундамент графической подготовки будущих инженеров, которым было черчение, а новый, учитывающий современные возможности компьютерного моделирования, еще не создан. Сегодня в России налицо общая графическая неграмотность молодежи, поэтому проблема должна решаться масштабнее и глобальнее, чем просто выделение нескольких учебных часов для того, чтобы снова «вклинить» черчение в школьную программу.
Напрашивается сравнение изучения графического языка нашими школьниками с тем, как всеми любимый герой сказочной повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» кот Матроскин самостоятельно овладевал русским языком.
– А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Федор. – Да так, – говорит кот, – Где слово запомнишь, где два.
Ликвидация массовой графической неграмотности в России по такой схеме будет проходить нескончаемо долго, а страдать от этого, в первую очередь, будет наше инженерно-техническое образование. Поэтому необходим кардинально новый подход к геометро-графическому образованию, как самостоятельной образовательной области, изучающей графический язык – универсальный международный язык общения и способ передачи и хранения информации. В основе геометро-графического образования лежит строгая, математически точная наука – теория изображений, а его основополагающими элементами (буквы, слова, предложения, тексты) являются геометрические понятия и образы.
Линии и геометрические фигуры – круги, треугольники, прямоугольники, имеющие длину и ширину – это своего рода «буквы», из которых складываются «слова», т.е. объемные простые геометрические тела – цилиндры, пирамиды, шары и т.д.. Сумма или разность нескольких простых геометрических тел – это уже окружающие нас реальные объемные предметы и изделия, которые можно считать «предложениями». Из них складываются «тексты, романы и поэмы» – города, здания, машины, самолеты, записать (изобразить на бумаге или экране монитора) которые можно разными техниками – ручной, инструментальной и компьютерной.
Образованный современный человек должен не только отличать куб от квадрата, но и знать, как правильно нарисовать этот куб рукой (как художник) и как начертить его с помощью чертежных инструментов (как инженер), а также он должен знать, как склеить кубик из бумаги и выполнить его 3D-модель в КОМПАС 3DLT. Графический язык должен изучаться так же, как любой другой язык, а записывать этот язык, то есть выполнять графические изображения учащиеся должны уметь в трех техниках: ручной (рисунок), инструментальной (чертеж) и компьютерной (в простой и доступной в каждой школе российской системе трехмерного моделирования КОМПАС 3DLT).
Эксперименты по разработке и внедрению курса «Геометрография – азбука графического языка», проводимые автором на протяжении нескольких лет, показывают, что основы геометро-графической грамоты должны профессионально и по особой методике закладываться по возможности в самом раннем возрасте, начиная с 5,5–6 лет. Детей надо сразу не только знакомить с цилиндром, конусом, пирамидой, тором, но и показывать, как они правильно изображаются. У маленьких детей, как правило, возникают большие проблемы с ручной и инструментальной техниками из-за того, что еще не хватает силы в руках и плохо развита моторика, но соответствующие операции в КОМПАС 3DLT они осваивают очень быстро и легко, причем, большинство запоминают всё с первого раза. Благодаря возможностям программы КОМПАС 3DLT дети быстро понимают, как должно быть изображено данное геометрическое тело на рисунке или чертеже, то есть, к чему стремиться, работая карандашом на бумаге. У детей гарантировано развивается пространственное мышление, и они получают возможность раскрыть свои способности, самостоятельно выбирая тот инструмент и технику выполнения графических изображений, которая для них наиболее оптимальна и доступна в данный момент времени. Для таких детей российская система автоматизированного проектирования КОМПАС 3D – такой же элементарный инструмент, как карандаш, линейка и циркуль. При этом родителям и учителям сразу же видны особенности каждого ребенка, что ему дается легко, а что (преимущественно рисование от руки из-за плохо развитой мелкой моторики) требует длительной и кропотливой отработки и совершенствования. У детей младшего возраста сразу же в полной мере проявляются фантазия, творческие способности, интерес к технике и другие очень важные особенности.
К счастью, делаются и другие отдельные попытки исправить ситуацию, а точнее каждый, кто как может и умеет, пытается чем-то компенсировать отсутствие единого и систематизированного геометро-графического школьного образования на разных предметах, таких как технология, информатика, естественнонаучные дисциплины, математика, изобразительное искусство, в курсах профориентации, в начальных классах, в системах дошкольного и дополнительного образования.
Для эффективной и быстрой ликвидации геометро-графической безграмотности, для всеобщего графического ликбеза в России необходима новая государственная стратегия геометро-графического образования. А для этого надо, чтобы Минобрнауки России обратило внимание на «белое пятно» на карте российского образования, чтобы была выделена новая самостоятельная образовательная область, разработаны комплексные межпредметный и метапредметный подходы к новому виду образования, чтобы усилиями специалистов разных областей знания была разработана единая, научно проработанная система и методика изучения геометро-графического языка, начиная с детского сада и кончая выпускниками школ, а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Федеральный государственный образовательный стандарт.
К сожалению, одних постановлений и законов недостаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Наше общество и школа должны кардинально изменить своё отношение к значению и месту графического языка в современном образовании. Нужен отдельный, самостоятельный, новый школьный предмет, причем под новым названием (автор предлагает название «Геометрография»). Давно устарел традиционный подход, что графическое образование – это то же самое, что изобразительное искусство, где решающее значение имеет талант и душа художника, его чувства, его видение мира и т.д. (аналогично можно считать, что задача филологии русского языка сделать всех Пушкиными или, на худой конец, простыми писателям и журналистами). С другой стороны, многие убеждены, что графический язык – это лишь основы машиностроительного черчения, которые нужны только будущим инженерам и рабочим. А для всех остальных черчение – это вспомогательная дисциплина, которая успешно развивает пространственное воображение в старших классах и в институте (при том, что оно развивается до 12 лет), мелкую моторику, обучает старшеклассников пользоваться линейкой, циркулем и так далее. При этом мало кто вспоминает, что на уроках черчения учащиеся в первую очередь знакомились с основами начертательной геометрии и теорией изображений Гаспара Монжа.
Эти перекосы в сторону искусства логичны, если принять во внимание, что долгие годы будущих инженеров готовили учителя рисования, то есть художники. При этом, пока учителя математики на уроках геометрии в 7 классе почти целый год изучают три признака равенства треугольников, учителя рисования на уроках черчения в том же 7 классе должны оперировать основными понятиями стереометрии и начертательной геометрии. К сожалению, контакт и понимание между учителями черчения и математики потеряны уже давно. Когда школа в СССР была восьмилетней, то геометрия и черчение изучались параллельно, логично дополняя друг друга, в двух последних классах – 7-м и 8-м. Но после перехода на 10- и 11-летнее образование курс геометрии был искусственно растянут на 5 лет, а черчение так и оставалось долгие годы неизменным в 7-8-м классах. Кроме того, основы начертательной геометрии и теория изображений не входят в программу подготовки учителей математики.
Геометро-графическое образование позволит осуществить значительный прорыв в нашей системе образования, так как приведет в порядок и единую систему получаемый школьниками на разных предметах большой объем информации, связанной с пространственным мышлением и графическими способами передачи информации, будет способствовать переходу от чрезмерно большого количества информации к её качеству.
В заключение хочу напомнить слова французского писателя, философа-просветителя XVШ века Дени Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». Предлагаю заменить слово «рисовать» на «графический язык».
Литература
1. Анисимова Г.А., Покровская М.В. Геометро-графическое образование – первая ступень формирования инженерно-технических кадров нового поколения. // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование», №01, январь 2012, 77-30569/288781.
2.Г.А. Анисимова, О.Г. Мелкумян, В.О. МоскаленкоК вопросу повышения уровня геометро-графической подготовки абитуриентов высших технических учебных заведений// Электронное научно-техническое издание «Наука и образование», июль 2013, 77-48211/603456.
3.Г.А. Анисимова Забытый предмет// Московский Запад. 1994 год, №3, с. 3 и 6.
4. Г.А. Анисимова Заговор безъязыких. России грозит графическая немота// Учительская газета от 13 февраля 2001 г., № 6.
5. Г.А. Анисимова Черчение, которого нет. Спроектируйте мысли на плоскость // Учительская газета от 8 марта 2005 г., № 9.
6. Г.А. Анисимова Черчение исчезает? Да здравствует черчение! // Фактор времени 2011 № 3 С. 45-47.
7. Г.А. Анисимова Новый школьный предмет? // Методическая кухня. Технологии, сценарии, идеи № 18 // Учительская газета от 8 мая 2012, №19.
8 Г.А. Анисимова С чего и когда начинается инженер или даешь начертательную геометрию в детский сад. // Методическая кухня. Технологии, сценарии, идеи № 48 // Учительская газета от 23 декабря 2014 года, № 51.
Галина Анисимова, педагог дополнительного образования Центра досуга «Ровесник», Москва
Комментарии