В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, разработана Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N751.
Правительство поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения Национальной доктрины при разработке и осуществлении мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.
Министерство образования Российской Федерации обязано оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Осуществление положений доктрины предусмотрено последовательно на трех этапах, на каждом из которых определен соответствующий уровень финансирования системы образования с учетом многоисточникового (многоканального) поступления средств.
Уже на первом этапе (до 2004 года) намечены темпы роста бюджетных средств, опережающие по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Одновременно с этим предусматривается расширение возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.
В дальнейшем, на втором этапе (до 2010 года), предполагается обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП). При этом дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.
На завершающем, третьем этапе (до 2025 года), как указано в доктрине, при сохранении темпов роста бюджетного финансирования должно происходить дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.
Что касается федерального бюджета, то уже на протяжении ряда последних лет прослеживается тенденция возрастания бюджетных ассигнований на развитие образования. Так, в 1998 году они составляли 17,3 млрд. руб., в 1999 г. – 20,9 млрд. руб., в 2000 г. – 32,1 млрд. руб., в 2001 г. – 45,8 млрд. руб.
Причем увеличение бюджетных ассигнований происходило не только в абсолютной сумме, но и в процентах к расходной части федерального бюджета (в 1998 г. – 3,45%, в 1999 г. – 3,63%, в 2000 г. – 3,75%, в 2001 г. – 4,34 %).
Незначительный, но все же имеется рост бюджетных ассигнований из федерального бюджета в процентах к ВВП (в 1998 г. – 0,61%, в 2001 г. – 0,67 %).
Принимая во внимание наличие актуальных проблем развития образования в стране, социальной напряженности, сохраняющейся в регионах, справедливо возникает вопрос о достаточности финансовых ресурсов, государственных бюджетных ассигнований и привлекаемых средств из различных внебюджетных источников на указанные цели и для практического осуществления задач Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации.
Чтобы объективно и всесторонне сформулировать ответ на этот вопрос, необходимо прежде всего сказать о назревшей острейшей проблеме – нормативах финансирования образования.
В этих нормативах должны быть учтены не только потребности сегодняшнего дня, ликвидации сложившегося отставания в финансировании, но, самое главное, следует предусмотреть темпы роста финансовых ресурсов из всех источников (бюджета и внебюджетных) на: обеспечение реализации конституционного права граждан на получение образования высокого качества; создание условий полноценного обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, с использованием новейших технических и информационных средств; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, высоких технологий и экономики.
До введения таких нормативов целесообразно добиваться безусловного применения действующих в настоящее время нормативов, например, доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не должна составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета.
Целесообразно в последующем периоде нормативное финансирование образования определять в процентах к ВВП, как это делается в экономически развитых странах. При таком способе нормирования будет устранено негативное влияние возникающих кризисных ситуаций с определением ежегодно объема расходной части федерального бюджета в соответствии с решением изменяющихся задач на очередной финансовый год.
Задачи, предусмотренные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, состоят не только в мобилизации финансовых ресурсов из различных источников, но и в обеспечении их целевого эффективного использования и сохранности. В осуществлении этих задач велика роль финансового контроля, проводимого в условиях рыночных отношений в экономике страны и действия принципов бюджетного федерализма.
В области образования финансовый контроль призван учитывать специфику этой сферы, задачи и функции развития образования, предусмотренные в действующих законодательных и нормативных правовых актах.
Актуальными направлениями финансового контроля в сфере образования являются: установление наличия и правильности применения законодательных и нормативных правовых актов по организации и финансированию образования; соблюдение уставов (положений) контролируемых объектов и договоров с их учредителями, обеспечение финансово-экономической самостоятельности в соответствии с действующим законодательством; анализ всех финансовых ресурсов образовательных учреждений; проверка целевого эффективного использования и сохранности финансовых ресурсов и государственной собственности в системе образования.
Важное значение следует придавать вопросам составления и исполнения сметы доходов и расходов (основного документа финансового планирования и важнейшего инструмента анализа организации финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования).
Финансовый контроль должен быть нацелен на проверку: полноты и своевременности поступления финансовых средств (с учетом внесенных законодательных изменений в утвержденные объемы бюджетных расходов на образование); обоснованности распределения средств бюджетополучателям (в соответствии с бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, поквартальным распределением бюджетных ассигнований); финансирования мероприятий государственных целевых программ в сфере образования (по развитию образования, государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки, детям-сиротам и т.п.).
Особое внимание следует уделять контролю за расходованием средств на выплату заработной платы, стипендий, компенсаций и по другим социальным льготам (наличие задолженности по ним и ее ликвидации), на развитие материально-технической базы образовательных учреждений (на приобретение материалов, инвентаря, вычислительной и множительной техники, приборов, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования, оплату коммунальных, транспортных услуг, других материальных затрат).
В поле зрения финансового контроля должны находиться вопросы консолидации финансовых ресурсов с целью осуществления государственной политики в выпуске учебной литературы и обеспечении ею учащихся, развитии учебного книгоиздания, пополнении библиотечных фондов образовательных учреждений.
Весьма актуальным является контроль по финансовым вопросам информатизации в области образования с учетом современного мирового уровня развития и использования новых информационных технологий в образовательном процессе, создания системы дистанционного образования, национальной сети компьютерных телекоммуникаций, связанной с международными компьютерными сетями, в целях развития образования и науки.
В настоящее время и в последующем периоде необходимо придавать важное значение контролю за поступлением и использованием валюты иностранных государств (от оказания платных образовательных услуг, от сдачи в аренду имущества, по результатам внешнеэкономической деятельности образовательных учреждений).
Продолжают оставаться актуальными традиционные вопросы финансового контроля – по проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, правильности расчетно-платежных операций, выполнению обязательств перед бюджетом, организации ведомственного и внутрихозяйственного контроля (обеспечение строгого соблюдения государственной финансовой дисциплины в организациях и учреждениях образования).
Осуществление систематического контроля за реализацией мероприятий Национальной доктрины образования в Российской Федерации и действующего законодательства позволит отслеживать и анализировать уровень достижения целей доктрины в части опережающего развития образования, вывода России из кризиса, обеспечения будущего нации, создания достойной жизни каждой семье, каждому гражданину России.
В.А. ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии информатизации
Комментарии