search
main
0

Все требует ухода и заботы

С урока литературы ребенок должен унести в сердце что-то доброе

Когда Марина ГУБИНА пришла работать в школу учителем русского языка и литературы, одной из первых ей позвонила ее бывший классный руководитель и тоже филолог Алла Александровна Лаптева: «Марина, не пропал наш скорбный труд и дум высокое стремленье!» Опытная учительница была очень горда тем, что ученица пошла по ее стопам, радовалась за нее и наверняка предполагала, что Марина обязательно добьется успеха, например станет победителем конкурса «Учитель года» в Костромской области.

Детская мечта стала реальностью

Марина родом из этих мест, оканчивала школу в селе Верхнеспасское, в которой начинала работать ее мама Светлана Николаевна Морокова, сначала учителем физкультуры, а позже истории, географии и биологии. Она и сейчас продолжает там преподавать, а Марина после окончания педагогического колледжа в городе Шарья – втором по численности населения городе Костромской области – устроилась в шарьинскую гимназию №3. По словам Марины Михайловны, она с самого детства знала, что будет учителем, другого пути даже никогда не представляла:
– Помню, все время играла с сестрой и ее одноклассницей в школу, у меня в тетрадке был расчерченный журнал, и я учила девчонок писать и читать, а в журнал ставила отметки. И еще очень любила выставлять отметки красной пастой – это казалось таким значительным!

Но, даже играя, она уже с детства хорошо знала, насколько трудна учительская профессия – видела на примере своей мамы, как та переживала за каждого ученика. И сколько носила тетрадей домой на вечер, а потом сидела над ними до поздней ночи! Казалось бы, по географии и биологии их меньше, чем по русскому с литературой, но все равно их было много. И постоянно вокруг мамы были книжки, методички, учебники! Вот так, с детства знала, что трудная профессия, но все равно выбрала ее.

Правда, пришлось еще решить, учителем какого предмета Марина хочет стать. В колледже думала, что будет учителем начальных классов, а когда попробовала, поняла, что это не совсем ее. Русский язык и литература ей нравились еще в школе и легко давались, поэтому жизнь без любимых писателей и поэтов казалась скучной. Тем более что любимая учительница и классный руководитель тоже вела русский с литературой. На мой вопрос, чем нравились уроки Аллы Александровны Лаптевой, Марина первым делом отмечает легкость подачи материала. И добавляет, что сельская школа сильно отличается от городской: все компактно, детей меньше, есть возможность уделить каждому ребенку больше внимания. На уроках они очень много говорили и обсуждали, разбирали каждое произведение. Марина была любимой ученицей, потому что всегда все читала и много отвечала. После уроков можно было пойти в кружок по русскому языку, занятия в котором тоже вела любимая учительница. В лучшие годы в их классе было до 20 учеников, а оканчивали школу уже вдесятером.

Любимый класс

В шарьинской гимназии №3, где сегодня работает Марина Михайловна, в классах по 25-30 учеников, в ее 7‑м «А», где у нее классное руководство, – 29 детей. В основном в параллели 3-4 класса, но бывает и до пяти. Всего в городе шесть школ, их гимназия расположена в поселке Ветлужский и считается сельской. Учителя получают сельские льготы, но это в том случае, если сами живут в поселке. А те, кто живет в Шарье и ездит в Ветлужский на работу, льгот не имеют. Марина как раз из их числа и каждый день ездит в гимназию и обратно, правда, это недалеко, на автобусе всего 15 минут в одну сторону.

В наступившем учебном году ее нагрузка мало чем отличается от того, что было в прошлые годы, – 30-33 часа в неделю, классы с шестого по девятый, но из-за пандемийных санитарных правил появилась вторая смена, ритм работы поменялся, в школе теперь надо будет проводить больше времени, чем раньше. Зато семиклассники радуют, по словам Марины Михайловны, класс у нее особенный – дети артистичные, самодостаточные, а в чем-то даже самолюбивые.

– Они мне очень нравятся, потому что у них огромная тяга к знаниям! На уроке заинтересуешь – и лес рук! Каждому хочется ответить, и нужно, чтобы учитель заметил, – говорит педагог.

А как им нравится участвовать во всем интересном! Откликаются сразу все. В прошлом году проводился конкурс «Самый лучший класс», и они выиграли, разделив первое место с более взрослыми ребятами, потом очень гордились своей победой и тем, что выиграли денежный приз. Так в гимназии поощряют детские коллективы, которые стремятся себя проявить с хорошей стороны. Сегодня ребята мечтают о подобных конкурсах, потому что из-за карантинных ограничений в прошлом году долго пришлось сидеть в одном кабинете, а хочется и с другими классами соревноваться, и на экскурсии выезжать. До сих пор с восторгом вспоминают, как все вместе ходили на городской хлебозавод и смотрели, как выпекают хлеб. Учитель надеется, что в этом году будет легче и класс вернется к более привычному и активному образу жизни.

Музей на уроке

Участвовать в конкурсе «Учитель года России» Марине Губиной предложила заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе Надежда Александровна Зезина, тоже участник конкурса и победитель регионального этапа 2009 года. Когда вместе они определяли, что должно быть главным в конкурсном уроке, выбрали воспитательную составляющую, потому что каждый настоящий урок литературы должен содержать в себе нравственный потенциал для развития детей: «Чтобы не только передать материал, а чтобы дети унесли что-то с урока в своем сердце!»

На муниципальном этапе конкурса она давала урок литературы по произведению Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Когда коллеги-русоведы это узнавали, качали головами – нелегкая задача! Марина говорит, что решила сосредоточиться на главной теме, которую увидела в этой сказке: дружба, поддержка друг друга и взаимопомощь. В этом содержался нравственный потенциал, который хотелось донести до ребят. А второй момент, на котором решила остановиться, – попытаться уйти от привычной схемы и статичности урока, чтобы дети не только работали с текстом, но еще смогли двигаться по классу, что-то интересное увидеть, потрогать. Так появилась идея сделать на уроке музей «Кладовой солнца», в котором собрали предметы, связанные с повествованием. Еще выбрали специальное место, откуда должны были «расти» два дерева, – место маленькое, поэтому, когда двух учеников просили стать на этот «клочок земли», им приходилось придумывать, как поддержать друг друга, чтобы не упасть. Класс, как полагается, был незнакомый, и сначала ребята стеснялись, но когда поняли, что можно ходить по кабинету, «побывать» в музее и даже примерить на себя роль деревьев, – они перестали бояться и стесняться, а во время обсуждения от желающих высказаться не было отбоя.

На региональном этапе уроков не давали, потому что из-за карантина формат конкурса изменили. А в Волгограде на всероссийском этапе Марина Михайловна вела русский язык, урок проходил как бы в театре. Учитель предложила детям творческие задания на развитие читательской грамотности, когда надо было читать с афиш или, например, с билета – ребятам это очень понравилось. По словам Губиной, больше всего ее поразило, насколько открытыми и отзывчивыми оказались дети, и как они старались поддержать ее!

На мой вопрос, какие уроки легче давать – русский язык или литературу, – учитель ответила так:
– Я любому конкурсанту скажу, что давать все-таки легче литературу. Конкурсный урок по русскому языку требует огромных знаний. Урок оценивают очень опытные учителя, кандидаты наук по филологии, и ты даже из-за простого волнения можешь что-то упустить. А литература – это благодатная почва для размышлений, каждый может посмотреть на произведение по-своему, поэтому лучше, легче и выигрышнее давать уроки литературы.

Мы с Мариной Михайловной так подробно говорили о конкурсе не только из-за уроков, была и еще одна, может, даже более важная причина. Именно конкурс дал ей уверенность в собственных силах, и она почувствовала себя настоящим учителем.

– Сначала этого ощущения не было, хотя веду уроки уже 15 лет. Вначале было очень тяжело! Приходилось все время стараться и учиться самой. Но когда начала участвовать в конкурсе, увидела, что дети стали смотреть на меня по-другому, и почувствовала себя увереннее.

После участия в конкурсе «Учитель года» Марина поступила в Костромской государственный университет, чтобы получить высшее филологическое образование. До этого у нее был диплом колледжа, в котором прописана двойная специальность – учитель начальных классов и дополнительная подготовка по русскому языку и литературе. В 34 года, выиграв областной профессиональный конкурс, она решила, что ей необходимы новые знания и высшее образование. И отправилась за мечтой!

– Я понимаю, что мне это необходимо. Это конкурс меня переломил. Я почувствовала в себе уверенность как учитель. Преподаватели в университете прекрасные! И они дают те тонкости и знания, которых мне не хватало.

– Трудно учиться?

– Мне легче, чем тем, кто не связан с филологией. Все-таки знания, которые у меня есть, мне сильно помогают! И произведения я уже прочитала, и учиться легче, когда такая база есть. В этом году я перешла на второй курс, то есть поступала на первый без всяких льгот – на пять с половиной лет. Когда получу диплом, мне будет около 40 лет. Но я смотрю на своих одногруппниц: там есть женщины предпенсионного возраста, и они поступили. У некоторых даже предыдущая работа не связана с филологией, а они учатся, стараются получить высшее образование! Им нравится и нужно. Конечно, это очень вдохновляет.

Любимый класс ее по-прежнему поддерживает, а иногда и удивляет. Например, вопросы из ее предметной области – почему именно такой суффикс или куда девается корень в слове при чередовании. Ответы на такие вопросы запоминаются надолго, и учителя это радует. Как говорит Марина Михайловна, когда дети еще маленькие, их все это очень увлекает и они спешат поделиться своими вопросами и находками. Одна из последних такая: «Марина Михайловна, а вы знаете слово с тремя буквами «е» рядышком?» Оказалось, учительница знает. Они так удивились! Мне в этом случае вспомнилась строчка из Высоцкого: «На слово длинношеее в конце пришлось три Е», а все оказалось намного проще. Дети имели в виду слово «змееед».

Флоксы – любимые цветы

У нее в семье тоже нет отбоя от детских вопросов – подрастает пятилетняя дочка Анечка. А рядом с ней два верных друга – собака, лабрадор Ева, и кот, «шотландец» Персик. Мама, правда, говорит, что кошек любит больше собак, и что кошки – ее слабость. Но к Еве это не относится – умнейшая и очень добрая собака! Живет дружное семейство в частном доме, рядом с которым есть и сад, и огород. Там мама старается посадить «все разное-разное, чтобы все цвело и благоухало». Любимые цветы – флоксы, у них очень сильный и приятный аромат, и цветут они пышно – просто красавцы! Вторые любимые цветы – гортензии. «Даже когда езжу на сессии в Кострому, – говорит Марина, – обязательно что-то приобретаю, чтобы привезти домой и посадить. В этом году посадила розовую гортензию – приросла прекрасно, надеюсь, в следующем году зацветет». Надо будет в зиму укрыть получше – и все получится. Как говорит Марина, все требует ухода и заботы, тогда и результат порадует.

Еще одно ее увлечение – книги: были периоды, когда зачитывалась классикой, а сейчас любит современную литературу. С нетерпением ждала каждую новую книгу о Гарри Поттере, а недавно открыла для себя «Цветы для Элджернона». Ученикам нравится, что их учительница такая современная, многое можно обсудить с ней вместе.

Татьяна МАСЛИКОВА, Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте