Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все хорошо, но кукол не хватает

УГ - Москва, №45 от 5 ноября 2013. Читать номер
Автор:

Елена Смирнова, руководитель Центра игр и игрушек МГППУ, почетный гость Московского съезда учителей:

– Мы все получили немалое удовольствие, поучаствовав в мастер-классах съезда. Все было красиво, умно, задорно, творчески.Я, как все психологи, категорически против смешивания дошкольного и начального общего образования, объединения этих возрастных ступеней. Каждый возраст имеет свою специфику, в каждом возрасте должны быть свои методы работы, свои формы, свое содержание. Новый стандарт дошкольного образования, к которому я имею непосредственное отношение, как раз направлен на то, чтобы предотвратить сползание школьных форм в дошкольный возраст. Дошкольники не должны учиться так, как школьники, у них свои задачи развития, свои формы детской деятельности. Они не должны учиться и усваивать знания, тут ни в коем случае не нужно отождествлять усвоение, запоминание знаний и развитие прежде всего личности, таких качеств, как воображение, самосознание, воля и произвольность, коммуникация. Все эти важнейшие фундаментальные качества закладываются именно в дошкольном возрасте и не на занятиях, не в учебной форме, а в главных формах детской деятельности, центральная из которых – игра. Игра, а не игровые технологии, игровые средства обучения. У нас сейчас очень часто подменяют игру всеми этими игровыми приемами, игровыми технологиями. Игра, в отличие от игровых технологий, занятий и средств обучения, – это свободная, самостоятельная, инициативная деятельность ребенка (не педагога, а ребенка!), в которой он переживает эмоциональное удовлетворение, видит какой-то результат своей деятельности, в которой он – творец своей собственной активности. Такой игры в дошкольном возрасте у нас, к сожалению, сейчас очень мало. Мы используем игровые технологии, а настоящих игр нет. Одна из причин этого – дефицит настоящих игрушек. Нет, игрушек очень много, но большинство из них непригодны для игры, просто тормозят игру, блокируют ее, сводят игровую деятельность детей к примитивным манипуляциям. Я имею в виду прежде всего интерактивные игрушки, которые нажмешь – и они начинают плясать и петь, или игрушки, которые предполагают однообразные стереотипные действия, они не для игры. У нас в Центре даже есть такое определение: игрушки не для игры. Поэтому мы проводим психолого-педагогическую экспертизу игрушек на предмет их пригодности для игры, а значит, на их развивающее значение. Развивающие – не те игрушки, которые учат, на которых написаны буквы и цифры, а те, которые способствуют активности ребенка. его каким-то творческим замыслам, созданию игрового пространства, которое стимулирует игру. В этом смысле мне понравился мастер-класс на первой секции съезда, посвященной дошкольному образованию, где учили изготовлению кукол. Кукла сегодня самая дефицитная игрушка, найти хорошую куклу, с которой можно играть (главная функция куклы для дошкольного возраста – это игра), чрезвычайно трудно. Детям предлагают взрослых намазанных барышень, говорящих, пищащих, машущих хвостиками собачек. Поэтому изготовление кукол в детских садах – это замечательное занятие. Игра в куклы – развитие детского изображения прежде всего, понимание себя и проигрывание своего опыта, прорыв в какое-то другое пространство. Ведь игра – совершенно потрясающая деятельность, в которой ребенок одновременно живет и в реальной, и в воображаемой ситуации. Это расхождение – он делает одно, а подразумевает другое – потрясающая способность игры, в которой строится внутренний план сознания, воображения и много чего другого. Кукла как раз способствует придумыванию, порождению каких-то новых образов и смыслов, это ее главная роль, а не просто одевание или мелкая моторика. То, что нам показали, как это делается, как просто из перчатки или шарика сделать куклу, очень хороший опыт, который можно перенести в детские сады. Если мы не можем найти подходящих кукол на прилавках, то давайте их делать с детьми на наших занятиях. Сегодня мы наблюдаем парадокс: главная инновация – восстановление опыта прошлой педагогики, вернуть себя и детей к тому, что апробировано годами, вспомнить старые песни, народные инструменты, вернуться к старой игре.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту