search
main
0

Все грани новизны в мечтах педагогических

В прошлом номере мы рассказали, что в Центре качества прошел конкурс школ, которые претендовали на право принять участие в эксперименте по созданию и отработке модели «Школы будущего». Пожалуй, впервые педагогические коллективы решились на публичное представление своих взглядов на то, какой будет в будущем московская школа. Но, к сожалению, широкой педагогической общественности пока неизвестно, какими были презентации участников конкурса. Мы решили ликвидировать этот пробел. Естественно, мы не можем сразу предоставить слово всем конкурсантам, но надеемся, что эта тема будет постоянной в нашей газете и многие из участников конкурса обязательно выступят на ее страницах.

Центр образования «Школа здоровья» №1317:

– Наш проект «Строим школу будущего» создавался при содействии управленческого и педагогического коллектива и научных сотрудников, учащихся и родителей.

Идея проекта – создание и внедрение системы e-learning в рамках информатизации. Это означает, что должны быть:

Доступ к самой полной и актуальной информации в области электронного обучения.

Обучение работе с современными образовательными технологиями.

Поддержка и помощь в реализации новых инициатив в области электронного обучения.

Предоставление крупнейшей базы электронных курсов и материалов заинтересованным потребителям.

Внедрение инновационных решений в области электронного обучения.

Формирование социального макрокосма школы: социокультурной среды района, округа, города.

На наш взгляд, это может обеспечить:

– быструю и эффективную доставку необходимых знаний,

– передачу базовых навыков в e-learning,

– создание электронных курсов управления по основным предметам и дополнительному образованию,

– высокий уровень компьютерной грамотности,

– эффективный поиск информации в интернете,

– навыки работы в виртуальных группах,

– навыки высокой самоорганизации,

– электронное управление школой (офис, электронные журналы, дневники).

На наш взгляд, e-learning может обеспечить для школьников постоянный доступ к электронным учебным материалам, возможности индивидуальной консультации с преподавателем в любое время через интернет, постоянного использования актуальных учебных материалов интернет-ресурсов, развития самообучения, наблюдения за собственной успеваемостью, возвращения к пройденному материалу, проверки собственных знаний, использования гибкого графика изучения учебного материала.

Учитель в такой школе должен владеть технологиями преподавания в электронной среде, вести групповую работу (в виртуальной лаборатории, на форумах и так далее), обмениваться файлами, тестировать, общаться в чатах.

Общественность в такой школе получит полноту представлений о ее работе, о процессах, происходящих в ней, у родителей появится возможность диалога со всеми участниками процесса e-learning, влиять на принимаемые решения через интерактивные формы.

Мы хорошо понимаем, что для этого необходимо переподготовить управленческие и педагогические кадры, дооснастить центр образования необходимым оборудованием (портативными компьютерами, интерактивным учебным оборудованием и так далее), образовать пространство, позволяющее везде использовать e-learning (организация безопасности, питания, досуга).

Наш центр образования – «Школа здоровья», поэтому мы считаем, что одним из самых важных моментов при построении модели «Школы будущего» будет создание школы с минимизацией стрессов. Это должно выражаться в создании более комфортной образовательной среды, тренирующей и развивающей личность ученика, не действуя на нее деструктивно.

Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, проведение мероприятий, реализующих концепцию психологической безопасности, образовательной среды, – реальная система профилактических мер, предупреждающих возникновение деструктивных стрессов. Очевидно, что профилактика стрессов будет способствовать сохранению здоровья детей.

Кроме того, при построении модели «Школа будущего» мы считаем необходимым постоянно учитывать насущную потребность в создании комфортной образовательной среды школы, гуманизацию отношений всех участников образовательного процесса, эффективно применять личностно-ориентированные методы и технологии работы в условиях стресса.

Центр образования №345:

– Хорошей школы будущего не может быть без хорошей школы настоящего. А наша школа сегодня – это школа успеха, здоровья и творчества. Школа будущего – это такая образовательная система, которая должна адекватно, оперативно, профессионально отображать запросы и интересы семьи, общества и государства. Какими могут быть запросы семьи? Личностные, социально и профессионально успешные. У государства? Свобода и ответственность, социальная справедливость, национальное единство и безопасность, конкурентоспособность нации и информационная компетентность. Главный результат образования – сформированная система ценностей учащихся и их компетентность, то есть сформированность внутреннего потенциала, ресурса человека, умение применять знания в конкретной жизненной ситуации. Школа будущего – это школа, где ребенок успешен, где он может укрепить свое здоровье, овладеть способами сохранения здоровья и саморегуляции. Школа будущего – это школа развития личности, индивидуальности, творчества, знаний и культуры, экономики, права, менталитета стран и мира, это толерантная школа, где учащиеся умеют соотносить ценности своей культуры и культуры других, это школа информационной культуры и медиакомпетентности, школа, обеспеченная всеми необходимыми технологиями для психологической безопасности. В школе будущего будут высокие критерии при отборе учебных программ и содержания образования.

Центр образования «Технологии обучения»:

– Наша школа будущего – это медиашкола, школа-музей, школа-библиотека, школа-мастерская, школа-театр, школа-сад.

Это школа, где есть мастер и подмастерья, которые вместе с ним работают и перенимают его опыт, знания, опыт, который он может им передать.

Это школа, в которой учатся дети с разными возможностями – одаренные, с проблемами здоровья, с разными жизненными целями.

Это школа, в которой у каждого ребенка будет свой индивидуальный учебный план. Для нас эта школа – прежде всего школа успеха, благодаря корректировке индивидуального учебного плана, который есть у каждого ученика, и состояния его здоровья можно выстроить его индивидуальную программу, его индивидуальную траекторию.

Школа будущего – это школа, где интегрировано основное и дополнительное образование, где они не разделены на два «фронта», где дополнительное образование переходит в основное, а основное – в дополнительное образование.

Для нас школа будущего – школа с насыщенной образовательной средой, в которой у каждого есть свой инструмент – компьютер, это школа, где ребенок имеет доступ к разным материалам и разным ресурсам. Это школа, где ученик сам получает информацию, собирает ее, анализирует, организует и представляет.

Это школа, где моделирование и проектирование становятся одним из ведущих видов деятельности для учащегося.

Школа будущего, по нашему мнению, это школа, где создана единая информационная среда, которая фиксирует все работы, выполняемые учащимися.

Это школа, где учитель, родители и ребенок понимают, как они движутся вперед, и эти данные открыты для всех. Ребенок получил задание, написал свой ответ, учитель дал рецензию и отослал свой ответ на эту работу. Все это видят родители, учителя, ребенок, и это очень важно.

Для нас школа будущего – это школа, которую мы уже строим, и та, которую мы уже частично создали.

Школа №1060:

– Нам кажутся принципиальными несколько моментов, которые в Школе будущего должны быть выращены, поскольку в реальности пока существуют далеко не полным образом.

Первое – эффективность школы для разных категорий детей.

Второе – новое качество образования.

Третье – открытая образовательная среда.

Естественно, что много будет сказано об инструментарии, которым все это достигается, – инструментарии вполне традиционном. Это компьютерные технологии, индивидуальные учебные планы, активные формы обучения, разные виды мониторинга и так далее. Что касается портфолио учащегося, то это исследования, социальное партнерство, элементы общественного управления. Все эти инструменты нужны для того, чтобы в школе действительно возникала эффективность, понимаемая нами как равные возможности для разных категорий детей, чтобы в школе возникало новое качество образования, которое позволяло бы выпускнику продолжать обучение и дальше, иметь возможность учиться, иметь необходимую компетентность. Если говорить о том, в чем мы видим дефицит, о том, что необходимо вводить, то это прежде всего интеграция всего школьного пространства в известного рода медиацентр, это создание электронного портфолио, это формирование наглядно-активной образовательной среды.

Школа №354:

– По нашему мнению, школе будущего должен быть свойственен кластерный подход в управлении развитием учебного заведения. Практическая значимость проекта «Строим школу будущего» состоит в выявлении условий, способствующих совершенствованию непрерывного процесса развития школы, для разработки научно-методических рекомендаций. Наша школа на данный момент уже реализует, на наш взгляд, основные базовые элементы Школы будущего. Они представляют собой отдельные аспекты образовательного и воспитательного процесса, стратегическое развитие которых ведет к развитию всей школы в целом. Тема и основной базовый элемент – это школа индивидуальных программ и личностно-ориентированного содержания образования. Этот базовый элемент успешно реализуется в нашей школе уже пять лет. Это базовые развивающие технологии на первой ступени обучения, технологии школы ориентирования на второй ступени, технологии организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам на третьей ступени. Следующий базовый элемент – школа воспитания в развивающей среде, который реализуется в режиме работы школы полного дня, дополнительном образовании, гражданско-патриотическом воспитании, в школе самоуправления и воспитания экологической культуры.

Третий базовый элемент: школа – это лаборатория экспериментальной деятельности, мы участвуем в городской экспериментальной деятельности по следующим направлениям: экологическое образование, совершенствование форм и психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса. Особое место в нашей школе занимает формирование социоприродного окружения, что также, на наш взгляд, должно стать базовым элементом Школы будущего.

Наконец, школа информатизации. Наша школа разработала программу развития единого информационного пространства, учитывая вызовы ХХI века, в котором каждый способен быть достойным участником диалога различных систем образования.

Успешная реализация всех составляющих школы будущего во многом зависит от системы управления их развитием. Наиболее продуктивным в создании инновационной модели школы может стать кластерный подход, заключающийся в целенаправленном сотрудничестве систем и групп, организаций, ведь кластер – это объединение усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентных преимуществ. Кроме того, в рамках кластера может складываться система общенациональных приоритетов.

Центр образования №548:

– Не нужно предсказывать будущее, нужно его строить. Мы строим свою школу, исходя из следующих посылов.

«От массовости к индивидуальности» – и на это у нас работает большой объем педагогических технологий, новых инновационных методик содержания.

«От пассивности к деятельности» – и на этом направлении у нас уже накоплен большой объем инновационных программ, экспериментальных работ, которые мы делали за последние 20 лет.

«От статичности к динамизму» – эту тенденцию мы развиваем, прежде всего меняя форму и структуру управления, что сказывается и в направлениях, и в технологиях, и в содержании учебной работы.

«От монополизма к открытости образовательных сетей» – тут мы исходим из посыла, что школа будущего должна отойти от тех позиций, что она единственный источник информации, и рассматривать ее надо как открытую систему в образовательной сети.

«От повседневности к персональности» – это подход к содержанию методик и, самое главное, к личности наших учеников.

Самый главный вопрос заключается в том, что мы видим школу будущего как дружественную школу, школу дружественную ребенку с точки зрения ее понятности, побуждающую ребенка действовать.

Мы видим школу будущего как добрую школу, куда ребенку хочется идти и в которой ему комфортно, при этом он чувствует в такой школе заботу о себе.

Мы опросили наших детей и сделали небольшую модель того, какой они видят школу будущего. Они не воспринимают современную школу, которая больше реализует механический, субъектный подход к ребенку, они видят школу живой и активной, которая будет открытой системой, которая не принадлежит к жестким структурным системам и соответственно требует к себе адекватного подхода. Две модели – школа настоящего и школа будущего – мы строим и будем строить.

Центр образования «Школа здоровья» №1071:

– В нашем проекте школа будущего – это школа, реализующая концепцию устойчивого развития. Устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Задачи образования на пути реализации концепции устойчивого развития – экологизация сознания и реструктуризация образовательной системы.

Для такой школы будущего потребуется новый учитель – устремленный в будущее профессионал, обладающий интегративно-целостным видением мира, компетентно владеющий технологиями биоадекватного, природосообразного преподавания.

Для становления такого нового учителя должны быть созданы соответствующие условия. Во-первых, управление, базирующееся на принципе «развитие без разрушения», основа которого мотивационные подходы. Во-вторых, создание здоровьеформирующей среды, базирующейся на ситуации успеха. В-третьих, создание системы интеллектуально-креативного потенциала учителя.

Школа №1205:

– Чудес не бывает, школа будущего не упадет единожды сверху, она вырастет из тех процессов, которые определяют развитие школы сегодня.

Строить будущую школу №1205 мы начали по четырем основным направлениям.

Первое – системообразующее – не оригинально. Это информатизация общешкольного пространства, поскольку именно этот процесс позволяет менять образовательную парадигму, отказ от накопления знаний в пользу накопления способов деятельности в условиях доступности любых информационных источников и ресурсов – печатных, наглядных, предметных, электронных и, конечно же, сетевых.

Освоение новых способов деятельности стало в свою очередь целью работы городской экспериментальной площадки «Развивающая образовательная среда», где ключевыми стали разработки таких видов деятельности, как наблюдение, измерение, поиск, планирование и постановка эксперимента, анализ результатов и их оценка, презентация самой деятельности и ее итогов.

Соответственно расширение способов деятельности и экспериментальная база учебного процесса позволяют организовать в школе опытно-проектную и научно-исследовательскую деятельность. Главным итогом этого процесса становится то, что урок как основная форма организации учебного процесса уступает место проектной и научной деятельности как равноправным формам организации учебного процесса, открывая тем самым путь деятельностно-ценностному подходу к образованию.

Оформление этого подхода в целостную учебную технологию и должно стать главным концептуальным посылом к созданию школы будущего.

В будущем наша школа будет школой господства образования, глобального информационного сообщества, технологии продуктивного обучения, ориентированного на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных . То есть они применяются в следующих направлениях: в выработке навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и коммуникационных средств, в формировании способов решения проблемной задачи, рефлексии проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результатов работы с достижением общественного развития. Конечным прогнозируемым результатом работы должна стать новая грамотность учащихся, где знания перестают быть целью, а становятся средством в овладении культурными образцами мышления, формировании собственных мыслительных стратегий и самостоятельного освоения накоплений культуры.

Школа №1314:

– Школа будущего – это школа преодоления разрывов между естественными и гуманитарными науками, теорией и практикой, наукой и образованием. Эти разрывы не позволяют решать многие проблемы ХХI века.

России нужны люди, которые понимают, что происходит в различных областях науки и практики, способные преодолевать границы узкой специализации, переходить в другие области знаний, совершать научные прорывы.

Школа будущего должна учить молодого россиянина понимать ситуацию в экономике, политике, в культурной и социальной сферах, формулировать задачи и находить пути их решения, быть профессиональной во всех областях. То есть необходимо вводить молодого человека в культурную сферу.

Разрывы другого типа – это углубление межстабилизационных противоречий. Их преодоление возможно на основе понимания исторических корней, а также ведения диалога с представителями других народов и культур. Для этого необходима культура коммуникаций.

В школе будущего нужно будет также ответить на вопросы: как, оставаясь россиянином, быть открытым всему миру, как выращивать человека, способного вести диалог в интересах своего города, своего народа, своей страны. Все это основные задачи новой школы – школы будущего.

Человек будущего должен выступать от лица России и действовать во благо России и в малых делах, и в решении масштабных проектов. Для этого ему нужна культура социального действия. Для всего этого нужно создавать в школе специальную среду, в которой учащийся получит опыт коммуникации, мышления и социального действия. Рефлексивное осознание того, как молодой человек действует, мыслит, понимает, – основное условие формирования новых способностей.

Опыт работы нашей школы – школы мыследеятельностной педагогики – позволяет приступить к реализации проекта «Строим школу будущего». В учебную программу у нас включены метапредметы, в рамках которых идет работа с задачами, проблемами знаниями на материале научных предметов. А также в практических ситуациях предусмотрено выполнение образовательных проектов, в ходе которого совершаются первые проектные шаги, а также общественно значимые действия. Этнокультурная составляющая открывает мир иных культур, религий, укладов жизни.

Школа №1689:

– Наша школа работает при Курчатовском институте, поэтому наш проект посвящен обеспечению молодому способному и талантливому человеку возможности прийти и работать в российской науке.

Сейчас в России множество научных центров, но все они испытывают огромный дефицит молодых кадров. Задача состоит в том, что решать эту проблему нужно самим центрам.

В 1990 году ученые Курчатовского института разработали проект системы непрерывного обучения «школа – вуз – аспирантура – наука». При этом школа становится частью большого проекта, который разрабатывается вместе с органами управления образованием.

С 9-го класса у нас начинает работать вечерняя физико-математическая школа, а вот в старших классах на место учителя математики и информатики в физико-математических классах встают только научные сотрудники Курчатовского института. Ребята занимаются параллельно и на территории школы, и на территории института, проводятся ежемесячные семинары, на которых выступают лучшие ученые Москвы и России, таким образом ребята адаптируются в научной среде.

Школа №597:

– Москва и Россия – это динамично развивающиеся системы, им нужны молодые люди, которые устремят их вперед, которые смогут осуществить прорывы во всех областях. Нужен тот, кто способен разгадать замысел, сделать проектный ход, выдвинуть идею, создать переговорную площадку, переконструировать проект и продолжать движение к цели. Все новые решения принадлежат, как правило, подготовленным людям. Точнее, подготовленным мыслительно.

Нужно понимать, что школа будущего – это школа, по-новому работающая прежде всего с содержанием образования. В нашем проекте школа будущего представлена как лаборатория знаний. Учитель там формирует способы и приемы мыслительной работы, учит мышлению, мыслительному искусству. Это и есть новое содержание образования. Оно позволяет складываться учебным программам, учебным средствам нового поколения. Здесь вырастает педагогическая практика нового типа.

С нашей точки зрении, школа будущего – это школа прежде всего мыследеятельностной педагогики, потому что именно она завязана на формирование теоретического и рефлексивного мышления у всех детей, а не избирательно.

Качество обучения в школе будущего оценивается не по количеству полученных знаний, а по сформированности способности ребенка мыслить, действовать и общаться. Что касается нашей школы, то наши учащиеся работают с физическими моделями, строят схемы, учатся систематизировать, изучают типы мыслительной работы разных ученых, выделяют способы своих мыслительных движений и вырабатывают свои мыслительные приемы. В результате они получают настолько оригинальные идеи, что, безусловно, их надо объединять в научное сообщество и использовать ученический потенциал.

Ученик может быть ученым уже за школьной партой. В нашей школе все более концентрируются подходы к работе с мышлением. Уже сейчас предметный уровень преподавания переводится в интегративный, метапредметный уровень.

Мы считаем, что школа будущего – не здание, а передовая практика, которая может быть распространена и внедрена в другие школы. Учителя нашей школы умеют работать в команде, кооперироваться по решению проблем, ставить задачи. Это очень продуктивное свойство, потому что школа будущего на то и школа будущего, что она никогда не остановится в своем развитии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте