Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Все дело в шляпе. Активные методы обучения как условие достижения метапредметных результатов

Учительская газета, №23 от 6 июня 2017. Читать номер
Автор:

Каждому учителю, планирующему использовать в процессе обучения активные методы для достижения образовательных результатов, навыков исследовательской деятельности, необходимо в первую очередь проанализировать структуру урока, определить место методов на уроке и их целесообразность.Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы и средства обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также инициировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.

Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания, требующие от учащихся активных мыслительных действий: «докажи», «объясни», «приведи пример», «выработай альтернативную точку зрения» и т. п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления намеренно сделанных ошибок, формулирования и разработки заданий для участников образовательной деятельности.Такие виды работ, как креативные письменные задания, проекты, творческие работы, наилучшим образом способствуют творческому развитию обучающихся на уроке, помогают обеспечить необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого участника образовательного процесса, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.Стратегически важной задачей ФГОС нового поколения является создание особой образовательной среды, способствующей формированию системы образовательных результатов, включающих как личностные, предметные, так и метапредметные результаты обучения, где центром и главной задачей является перевод ученика в режим саморазвития, самообразования.По существу, происходит некий переход от средств обучения, называемых традиционными, к более усовершенствованным методам, которые побуждают ученика к активной и плодотворной работе. Здесь обучающийся может анализировать учебные ситуации, активно принимать участие в разработке и интеграции идей, а также выбирать методы и способы реализации учебно-познавательных задач.Острая необходимость в выборе соответствующих методик и способов организации образовательной деятельности, способствующей выработке соответствующих компетенций, универсальных учебных действий, а также положительной мотивации на уроке, вызвала отбор тех методов и средств, которые в большей мере бы могли способствовать успешному усвоению и закреплению учебного материала. Множество известных методов, позволяющих сделать урок интересным и плодотворным, также поддается отбору при определенных условиях, критериях и целях учебной работы. Педагог сегодня обладает достаточно большим инструментарием для успешной реализации тех или иных задач, однако среди прочих известных и зарекомендованных практикой стоит выделить основные методы обучения, дать их характеристику.Говоря о соответствующих активных методиках и способах, необходимо отметить причину их возникновения в педагогической практике:    низкая мотивация и заинтересованность в процессе;    плохая организация  самостоятельного овладения знаниями;    слабый интерес в групповой деятельности;    слабая организация коммуникативных качеств личности;    психологическая готовность к восприятию тех или иных форм сотрудничества и работы на уроке и т. д.;В связи с этими и многими другими проблемами, создающими барьер на пути к саморазвивающейся личности, педагог должен использовать подходящие для решения таких проблем технологии и способы организации учебного сотрудничества, способствующие освоению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.Методы активного обучения базируются на экспериментально установленных фактах.Так, обучающийся, находясь в условиях образовательного пространства,  в единицу времени усваивает 90% того, что делает на уроке, 50% того, что видит, и 10% того, что слышит. Несложно сделать вывод о том, что обучающийся в рамках урока усваивает больше через практико-ориентированную деятельность. Однако сам по себе процесс обучения состоит из многих факторов. На уроке обучающийся имеет возможность слушать, видеть и решать, то есть делать. Именно в комплексе осваивать знание – главная задача образования. А промежуточными звеньями между обучающимися и знанием являются педагог в роли консультанта и соответствующие методы и способы учебного сотрудничества.Рассмотрим несколько методов и охарактеризуем их.Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которой выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Такая форма работы на уроке активизирует процесс познания обучающихся, направляя их на поисковую и исследовательскую деятельность.Успех проблемного обучения обеспечивается через совместную деятельность преподавателя и обучающихся.Задача педагога в данном случае состоит не столько в полном раскрытии и подаче материала, сколько в консультировании, в процессе которого обучающиеся выстраивают свой образовательный маршрут, свои возможности для решения задачи.Функция обучающихся не просто изучить и проанализировать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием включения мышления учащихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.С помощью определенных наводящих вопросов, гипотез, анализа ситуации педагог побуждает обучающихся к коллективной работе по решению задачи, обучающиеся генерируют идеи, обсуждают возможности решения. Анализ конкретных ситуаций также является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. Суть данного метода состоит в овладении знаниями на основе поиска выхода из конкретной практически значимой учебно-познавательной ситуации. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучающийся имеет возможность:    выявлять, отбирать и решать учебно-познавательные задачи и методы их решения;    работать с информацией, осмысливать значение деталей, описанных в ситуации;    анализировать и синтезировать информацию и аргументы;    работать с предположениями и заключениями;    проводить оценку альтернатив;    принимать решения;    прислушиваться к участникам команды, находящимся в группе, анализировать варианты и сопоставлять возможные решения задачи, предлагаемые другими участниками, – навыки групповой работы.Метод разыгрывания ролей. Ролевая игра предполагает такую деятельность обучающихся в рамках выбранных ролей, при которой они руководствуются характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.Разыгрывание ролей – это игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:    наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;    взаимодействие участников игрового занятия обычно посредством проведения дискуссии.Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;    ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий.Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т. д.;    оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.Существует достаточно много интерпретаций данного метода. Рассмотрим один из самых, на наш взгляд, ярких примеров реализации метода шести шляп Эдварда де Боно.Метод шести шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определенного цвета означает определенный образ мысли, и, надевая ее, обучающийся играет предписанную роль. Данный метод позволяет составить целостную картину проблемы, давая разные суждения по одному и тому же вопросу. Также техника де Боно позволяет педагогам решать рабочие конфронтации и споры. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а значит, развивает внимательность. В качестве вывода подчеркнем, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом, то есть при обучении математике метод также имеет место.ПЕССИМИЗМЧерная шляпа защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Вопросы:    Что может пойти не так?    Почему это нельзя делать?    Каковы опасения?    Какие существуют подводные камни?ЦЕЛИ И ИТОГИСиняя шляпа служит для управления самим процессом работы, координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует. Ее используют в начале занятий для определения порядка работы и в конце, чтобы сообщить достигнутые результаты и обозначить новые цели. ОПТИМИЗМЖелтая шляпа требует концентрированности на поиске достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи или метода. Вопросы:    Каковы положительные стороны?    Каковы преимущества и достоинства?    Каковы перспективы?    Почему это стоит делать?ИТУИЦИЯКрасная шляпа позволяет высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса. Вопросы:    Что мы переживаем по этому поводу?    Каковы наши догадки по этому поводу?    Что нам подсказывает интуиция?    Каковы наши предположения?ТВОРЧЕСТВОЗеленая шляпа создает новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности, разрушает стереотипы. Вопросы:    Какие есть альтернативы?    Какие новые идеи связаны с этим?    Как это можно реализовать?    Что еще можно с этим сделать?ФАКТЫБелая шляпа используется для направления внимания на информацию и факты. Вопросы:    Что мы об этом знаем?    Какая есть информация, цифры, статистика, исследования?    Какой еще информации не хватает?Метод производственного проектирования. Игровое производственное проектирование – активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:    разделение участников на небольшие соревнующиеся группы;    наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучающимся учитель;    проведение заключительного заседания научно-технического совета, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.Данный метод позволяет замотивировать обучающихся на изучение учебных дисциплин, делает процесс обучения более интересным, познавательным, а следовательно, результативным. В дальнейшем это позволит участникам образовательного процесса решать более эффективные, значимые и значительно более  сложные методические проблемы.Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) основан на диалоговом строении образовательного процесса, где активными субъектами деятельности являются обучающиеся и учитель в ходе решения учебно-познавательных задач и практически значимых проблем. При таком взаимодействии обучающиеся учатся точно излагать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, грамотно их описывают и анализируют ситуацию, опровергают фактическими данными ошибочные мнения участников обсуждения, вступают в культурный спор.В таких формах организации занятий учителю необходимо быть одним целым с командой обучающихся, нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать в конечном счете педагогику сотрудничества.Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.С помощью World cafe можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная и  дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность.Данная модель позволяет организовать несколько команд, которые занимают свои столы и решают конкретные учебные задачи. Суть модели заключается в том, что она динамическая, поскольку каждый из участников стола, подобно карусели, за единицу определенного времени меняет свое местоположение, то есть стол, и помогает другим решить ту или иную задачу. Мозговой штурм – это широко применяемый способ генерации новых идей для решения учебно-познавательных задач. Цель такого метода – способствовать становлению единого «коллективного разума», то есть создать условия для коллективного взаимодействия по обсуждению разрешения определенной на уроке проблемы.Использование данного метода на уроке позволит решить следующие задачи:    творческое усвоение школьниками учебного материала;    связь теоретических знаний с практикой;    активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;    формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;    формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам.Это один из ведущих методов активного обучения, где в определенных ролях обучающиеся строят соответствующие умозаключения, являющиеся предложениями, решениями или домыслами в рамках решения определенной задачи.Деловая игра отвечает  следующим требованиям:    распределение ролей между участниками игры;    совместная деятельность участников игры в условиях переменчивых функций в зависимости от условий и задач;    согласованность решений через диалоговое общение участников группы;    решение конфликтных ситуаций участников группы на основе разногласий по обсуждаемому вопросу;    следование общей игровой цели и концепции, основываясь на внутреннем укладе коллектива и правилах игры;    введение в игру импровизаций, умение реагировать при неожиданно изменившихся обстоятельствах;    умение за определенную долю времени вжиться в роль и решить поставленную задачу;    динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;    наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, то есть побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал человек в реальной жизни;    достижение единого обучающего, развивающего и воспитывающего эффекта деловой игры.Метод инцидента. Суть метода состоит в овладении знаниями на основе поиска выхода из профессионально важной ситуации в неблагоприятных условиях (дефицит времени, информации, аварийная ситуация и др.). Обучающимся предлагается дать оценку ситуации, высказать свою точку зрения, предложить свой вариант решения данной проблемы. На основе выступлений и обсуждения предложенных вариантов решения инцидента и организуется дискуссия, которая завершается принятием общего, обоснованного решения.На сегодняшний день существует достаточно много методов, позволяющих организовать работу педагога с обучающимися. Более того, количество методов растет по мере развития и выхода новых технологий в образовании, новых средств ИКТ. Сегодня учитель, педагог XXI века, имеет хороший инструментарий для работы с обучающимися, но существенная особенность заключается в том, что активные методы обучения той или иной отрасли знания обеспечиваются организацией учителем деятельности на уроке, где он как проводник к знанию консультирует, направляет, наталкивает на выводы, а обучающийся через решение практических задач, через обсуждение, работая индивидуально или в группе, задает вопросы и советуется, осваивает новые способы деятельности.Таким образом, использование активных методов в обучении математике позволит сделать образовательный процесс не только продуктивным с точки зрения формирования универсальных учебных действий, но и интересным. Такие формы организации учебного сотрудничества способствуют активизации внимания обучающегося, обеспечивают деятельностный подход.Роль активных методов в обучении существенна, поскольку создает благоприятную обстановку обучения, где каждый обучающийся может проявить свои возможности и творчество. Безусловно, успех образовательного процесса зависит от применяемых в рамках урока методик.Методы обучения – это способы организации совместного диалога педагога с учащимися на определенные темы, организация плодотворной работы и одна из форм взаимодействия между обучающимися и педагогом. Такая работа и форма взаимодействия направлены на формирование широкого круга образовательных результатов, так как в комплексе обеспечивает педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности.Методы обучения можно разделить на три группы:    пассивные;    интерактивные;    активные.Пассивные методы обучения – это такие методы, в которых основным участником и ведущим образовательного контента является учитель, а в роли слушателей выступают обучающиеся, которые следуют строгой расстановке приоритетов педагога.В такой образовательной атмосфере обучающиеся связаны с преподавателем посредством самостоятельных и контрольных работ, тестов или диктантов, где основная работа строится на подаче материала и его тестировании как результате выполнения определенного круга задач. Такой метод считается неэффективным с точки зрения современных педагогических технологий, поскольку не мотивирует обучающихся и не включает их в поисково-творческую деятельность, не позволяет раскрыть сущность межгруппового взаимодействия и навыки сотрудничества, не формирует тот значимый комплекс образовательных результатов, универсальных учебных действий, которые установлены федеральным государственным образовательным стандартом.Интерактивный метод. Сущность его заключена во взаимодействии участников образовательного процесса, позволяет находиться в постоянном диалоге с учителем. Интерактивные методы обучения нацелены на широкое взаимодействие обучающихся с участниками образовательного процесса.Можно сказать, что интерактивный метод обучения по большей части направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий помимо предметного усвоения материала.Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в процессе которого решаются образовательные задачи. При таком подходе все обучающиеся максимально вовлечены в процесс обучения, а также развивают познавательную деятельность, вносят свои идеи и проводят рефлексию способов действий. В рамках интерактивного урока можно использовать такие формы обучения, как:    задания творческого характера;    работа в малых группах;    обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры);    ресурсы и web-технологии;    проектная деятельность;    тестирование;    диалоговые формы по решению различных вопросов и проблем;    тренинги;    дистанционное обучение и т. д.Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучающихся носит поисково-исследовательский характер. К ним можно отнести различные дидактические игры, конкретные ситуации и их анализ, решение проблем общественно важных вопросов, исследование и творческую работу.Термин «активные методы обучения» появился в литературе во второй половине ХХ века. Юрий Емельянов использует это понятие для описания и определения характеристик социально-психологического обучения.Данное понятие было использовано в описании групповых исследований, в частности группового обучения. Здесь уже активными являются не сами методы, а обучение.Появление методов активного взаимодействия или обучения связано с большим стремлением педагогов активизировать познавательную потребность учащихся и максимально способствовать повышению качества усвоения материала. При таких методах взаимодействия обучающийся перестает быть послушным запоминающим устройством, он превращается в активного участника образовательного процесса. Такая роль способствует динамике его личностного развития.Обучение в системе активного взаимодействия не вынужденная мера или обязанность, здесь обучение происходит в активном диалоге участников образовательного пространства.Первоначально активные методы обучения нашли свое признание в системе высшего образования, поскольку такая организация образовательного процесса – вынужденная мера, выраженная в специфике образовательных учреждений, так как знания нужно получить в ускоренном темпе и за короткие сроки.В последнюю очередь активные методы обучения стали применяться в системе общего образования.Организация образовательного процесса, в котором применяются активные методы обучения, строится на следующих принципах:    индивидуализация;    гибкость;    элективность;    контекстность;    сотрудничество.Все методы активного взаимодействия имеют отличительные особенности:    проблемность;    адекватность учебно-познавательной деятельности;    взаимообучение;    индивидуализация;    исследование изучаемых проблем и явлений;    самостоятельная работа с информацией;    мотивация.Проблемность. Основной задачей педагога в данном случае является создание такой учебной ситуации, проблемной ситуации, для разрешения которой обучающимся не хватит собственных умений и навыков, а также теоретико-практической базы. Задача обучающихся будет сводиться к тому, чтобы организовать свое собственное исследование, принять ответственное решение для нахождения ответа на поставленный вопрос. Собственное исследование и поиск ответа на определенный круг задач обучающийся может реализовать в команде, а также индивидуально, консультируясь с педагогом.Адекватность учебно-познавательной деятельности основана на восприятии учебного процесса как преемственной релевантной составляющей образовательного пространства. При этом каждый обучающийся воспринимает содержание учебного процесса как некое рациональное зерно, являющееся для него первостепенной и важной составляющей при выборе будущей профессиональной деятельности.Взаимообучение. Основными видами деятельности при организации образовательного процесса с использованием активных методов обучения являются коллективная деятельность обучающихся и дискуссионная. Интеллектуальная деятельность в рамках таких форм организации урока существенно влияет на уровень развития каждого участника образовательного пространства. Обучающимся предоставляется возможность обучать и обучаться у других участников, поскольку такие формы предполагают наличие активности каждого. Это может проявляться в идеях, способах решения задач, во многих других факторах, качественно влияющих на конечный образовательный «продукт».Индивидуализация. Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей личности. Такой признак подразумевает наличие у обучающихся самоконтроля, способности к саморегуляции и самообразованию.Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация такого признака подразумевает наличие у обучающихся навыков анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи в собственных рассуждениях, выбирать альтернативные способы решения задач, то есть тех навыков, которые необходимы для успешного самообразования.Самостоятельная работа с информацией. В традиционных системах обучения роль педагога заключалась в полной содержательной разработке дидактических средств и материалов, где роль обучающихся была пассивна. По мере внедрения новых технологий и методик учителю стало в определенной мере проще, поскольку некоторую часть работы обучающиеся проделывают самостоятельно на уроках, используя при этом собственные возможности. При активизации обучения педагог является не столько ведущим, сколько консультантом, который в роли помощника участвует в образовательном процессе, направляет на взаимодействие с учебными материалами. Учитель становится связующим звеном между поставленной задачей урока и результатом, где промежуточными связями являются активные действия обучающихся в консультировании с педагогом. При работе с информацией обучающимся важно уметь структурировать знания, извлекать необходимую информацию, уметь применять навыки информационного поиска, преобразовывать знаки и схемы, подробно и сжато передавать содержание текста, свободно ориентироваться в системе СМИ и т. д.Мотивация. Причины, рождающие мотивацию, могут быть различными: положительная оценка, творческий характер задачи, соревновательная составляющая, эмоциональная вовлеченность. В традиционных методах обучения можно найти немного составляющих мотивации. Современные активные методики и средства, образовательные технологии вполне оправданны в интересе обучающихся к предметной области, поскольку методы позволяют сделать процесс обучения разнообразнее и творчески разностороннее.Таким образом, активные методы обучения являются особым средством активизации учебно-познавательного процесса, а также являются в большей степени групповыми методами, поскольку эффективнее всего их применять в группах.​Дмитрий  КРАСОВСКИЙ, учитель математики и информатики средней школы №86,  Самара


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту