search
main
0

Все, что описывали писатели-фантасты, материализовалось

Медиакласс - необходимая реальность нашей жизни

Медиареальность в мире обусловлена уровнем развития технологий. В настоящее время в обиходе каждого человека присутствует большое количество гаджетов. Вся наша жизнь, работа, учеба и общение происходят не без участия электронных устройств и Интернета, из которых идет огромный поток различной информации.

А ведь совсем недавно (в исторических масштабах), 150 лет назад, жизнь людей была абсолютно другой. Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств. Информация передавалась из уст в уста, немногие умели писать и читать. Школ для крестьян и бедных было мало. Что знало и умело старшее поколение в семье, те знания и умения передавали детям. Немного лучше обстояли дела с образованием детей у дворянства, военных и в состоятельных семьях. Это были школы или приглашенные домашние учителя. Со времен школы стали обязательными, дети получали знания от учителей, общались со сверстниками в больших классах. Но с появлением радио, телефона и телевидения произошел настоящий информационный взрыв. Появилась возможность получать информацию из разных источников, сравнивать ее, искажать и передавать на большие расстояния. Мир замер, и несколько десятилетий вся медиареальность вращалась по кругу: телевидение, газеты, радио, кино, живое общение…

Спокойствие и застой были обманчивыми, готовился настоящий технологический мировой переворот. В конце XX века в нашу жизнь стали входить мобильные телефоны и Всемирная сеть – Интернет. Сначала очень скромно, но потом резко почти все, что писатели-фантасты описывали в своих произведениях, вдруг материализовалось и предстало перед ошеломленным человечеством.

Появилось поколение детей, которые ознакомились с тачпадом раньше, чем научились ходить и говорить. Произошли изменения и в способах потребления информации. Современные школьники могут одновременно слушать музыку, просматривать соцсети и делать домашнее задание. Из-за рассеивания внимания информация усваивается плохо, поэтому важным становится умение поиска этой информации в Интернете и ее верификации.

Как раз в этот момент на повестку дня выходит вопрос медиаобразования…

Известна старая поговорка «If you can’t win – become a leader», которую перефразировал генералиссимус Суворов: «Если ты не можешь предотвратить безобразие, нужно его возглавить». Медиаобразование является тем самым лидером, задача которого направить в нужное русло весь поток информации, научить школьников отличать истину от фальсификации и фейков, научить детей понимать информацию, осознавать ее воздействие на психику и экологично общаться в Сети, используя невербальные способы коммуникации при помощи технических средств. Психолого-педагогический словарь определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиа­образования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

В 2021‑2022 учебном году в 66 общеобразовательных учебных организациях Москвы, включая школу №2101, открылись классы предпрофильного образования – медиаклассы. Теперь медиаобразование будет не только давать знания и навыки по безопасной работе в сети Интернет или поиску нужной информации, но и учить школьников основам журналистики, фотографии и медиатехнологиям. Расширился спектр методов и форм проведения занятий с учениками. Это просмотр и обсуждение кинофильмов, комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера. Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на практических работах, погружении в тему, игровых моментах, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельности мышления, стимулирующих творческие способности, выявлении приоритетов развития через вовлечение в творческую деятельность. В медиаклассах образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы любой школьный предмет ученик мог изучать с точки зрения журналиста-исследователя, включаться в процесс создания произведений медиакультуры, погружаться в глубь медиапрофессий, что возможно как в варианте дополнительных заданий, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

К сожалению, на этапе становления медиаобразования в школах выявилась проблема – медиа­класс дети пока воспринимают как общеобразовательный или социально-гуманитарный. Поэтому перед педагогами стоит вдвойне сложная задача – заинтересовать, зажечь учеников, мотивировать к обучению. Но есть и вторая важная задача – информировать абитуриентов (учеников, стоящих перед выбором профильного класса), более тщательно проводить отбор в медиакласс (кроме обязательного эссе возможно проводить собеседование или творческие испытания, выявлять мотивированных детей). И да, ждать и требовать от детей медийной мотивации или 100%-ной определенности в будущей профессии в области мультимедиа нельзя, поэтому сфера медиа­образования стоит исключительно в области педагогики и методологии.
Большое внимание следует уделить обучению ребят работе с компьютером и компьютерными программами (эта компетентность будет необходима в любой профессии).
Уметь снять и самостоятельно смонтировать простой ролик должен, на мой взгляд, любой современный человек, тем более что такая необходимость возникает практически у каждого, будь то ролик, связанный с профессиональной, учебной деятельностью или для личных целей. То же самое можно сказать про умение разбираться в различных медиаформатах, конвертацию из одного формата в другой, работу с облачными хранилищами и облачными приложениями.

Чтобы ученикам было интересно и знания усваивались правильно, необходимо учиться теории во время практики. Например, полное погружение в работу настоящего детского продакшена, как это случилось на МИК (Московских интерактивных каникулах), организованных агентством «НАШпресс» в РГУ имени А.Н.Косыгина. Такие мероприятия очень мотивируют, потому что заряжают своей энергетикой, объединяют общими задачами, заставляют учиться друг у друга, тянуться за сильными и не сдаваться.

Очень интересны детям экскурсии, поездки, мероприятия, в которых они выступают как школьные СМИ. Во время таких выездных мероприятий тоже можно проводить занятия и параллельно с практикой давать необходимую и очень важную теорию.

Одной из важных составляющих медиаобразования является обучение у профессионалов. Поэтому как можно чаще нужно выезжать с учениками медиакласса на интересные интенсивы с участием журналистов, телевизионщиков и киношников, приглашать в школы специалистов-медийщиков с мастер-классами и тренингами. По сути, дети должны окунуться в творческую медиасреду, а учеба – стать увлекательным приключением, включающим в себя на 90% творческо-исследовательский коворкинг. Ели у нас все получится, через несколько лет в медиасферу придут интересные, увлеченные, неформальные молодые профессионалы, которые будут делать хороший медиапродукт и получать от своей работы удовольствие!

Самое важное в СМИ – это не качественная картинка, звук, поведение корреспондента в кадре или по всем правилам журналистики написанная статья, а содержание!

Инесса КАСЬЯНОВА, педагог дополнительного образования школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте