Неразгаданные тайны мироздания всегда будоражили умы. И спустя тысячелетия самой большой загадкой для человека остается космос. Сколько еще он хранит в себе неизведанного, сколько открытий только предстоит сделать! Ребята из школы №2086, пусть пока чуть-чуть, но приблизились к тайнам Вселенной, в школе для этого есть все возможности!
Кто сказал, что исследовать космос могут только взрослые? Сам создатель космического корабля «Восток» Сергей Королев свои первые успешные проекты осуществил, еще учась в школе. Время и технологии шагают вперед, и настал момент, когда сегодняшние мальчишки и девчонки также могут сказать свое слово в космической отрасли! И чтобы слово это прозвучало как можно скорее, Молодежный космический центр МГТУ имени Н.Э.Баумана на базе школы №2086 открыл лабораторию. Получился самый настоящий школьный космический центр!
– Мы несколько лет занимаемся проектированием спутников со студентами. Два наших спутника уже запущены в космос, – рассказал руководитель лаборатории перспективных космических технологий Молодежного космического центра МГТУ имени Н.Э.Баумана Николай Павлов. – Мы решили пойти немного дальше и провести подобный эксперимент со школьниками. Тем более что ученические спутники – это уже более чем стандартная практика в мире. Уверен, что наша совместная работа увенчается успехом!
Собственный космический центр появился у школы прошлой весной. Представители университета-партнера встречались с ребятами из 7-10‑х классов и рассказали им, что они своими руками смогут собрать и отправить в космическое пространство самый настоящий спутник. Тут глаза школьников загорелись! Еще бы, ведь многие ребята мечтают в будущем стать если не космонавтами, то хотя бы космическими туристами, полюбоваться на звезды и планеты в реальном времени из иллюминатора! А разработка, которую предложили школьникам, – ученический спутник 3U весом всего полкилограмма – позволит наблюдать космос через видеокамеру. Вот это счастье!
Было ясно, что на воплощение такой идеи потребуется три-четыре года. Поэтому к проекту решили подключить не только старшеклассников, но и ребят помладше. Уж сегодняшние семиклашки точно не успеют окончить школу раньше, чем их спутник окажется на околоземной орбите!
Уже год в школьном космическом центре под руководством наставников идет работа. Дружеская атмосфера на занятиях и предвкушение ранее неизвестных космических впечатлений вдохновляют ребят без устали решать множество технических задач.
– Решение тех или иных задач требует навыков в различных областях, – поясняет выпускник МГТУ имени Н.Э.Баумана по специальности «ракетостроение», ведущий специалист по разработке медицинского оборудования одной из инновационных компаний Константин Паршин. – В первую очередь ребята осваивают программирование. Спутник – это ведь робот, который воспринимает команды на «машинном языке». Второй важный аспект работы – 3D-моделирование, создание корпуса спутника, его силовой части и прочих элементов. У каждого члена нашей большой команды своя задача.
Антон Харитонов из 7‑го «М» горд тем, что ему поручено работать над системой ориентации спутника. Благодаря этому спутник сможет видеть.
– Наш аппарат будет оснащен вращающейся видеокамерой, чтобы ее можно было направить на любой объект, – говорит Антон. – Это пригодится для разных наблюдений в космосе. Я очень жду этого момента!
А ученица 9‑го инженерного класса Анна Жигалко работает над моделированием и сборкой частей корпуса будущего аппарата.
– Я создаю модели в специальной программе «Компас 3D» на компьютере. Никаких чертежей, никакой рутинной работы! – увлеченно рассказывает Анна. – При помощи 3D-принтера распечатываю детали и части корпуса. Далее это все собирается. Если нужно снабдить спутник какой-то полезной нагрузкой, моделирую для нее корпус и крепление, вношу изменения в общую модель аппарата. Все очень удобно!
Работа в школьном космическом центре требует от детей усидчивости и сосредоточенности. Зато как счастливы будут ребята в тот знаменательный день, когда их спутник поднимется в небо!
Кроме космического центра в школе уже несколько лет существует космический клуб, который работает на базе инженерного класса. И члены этого клуба уже познали радость первого полета: недавно десятиклассники отправили в небо созданные ими ракеты! И пусть они созданы из бумаги и выше 100 метров над землей не поднимаются, зато сконструированы таким образом, что в ходе короткого полета могут собирать различные данные и передавать их на Землю, как настоящий космический аппарат.
– С одной стороны, проведение пуска ракет – обязательный элемент проектирования для будущих инженеров. Но с другой – ребята подкладывают под это и свои впечатления. Для них это романтика и всегда яркие эмоции! – говорит учитель физики и астрономии, руководитель школьного космического клуба Александр Ярцев.
Такие запуски для членов клуба регулярны. Подобный эксперимент планируют повторить к Дню космонавтики. После нескольких секунд полета каждая ракета возвращается к своим изобретателям и становится предметом гордости уже дома на книжной полке как память о первом полете.
В космическом клубе можно не только конструировать ракеты, но также наблюдать за звездами в телескоп и принимать сигналы от спутников и Международной космической станции на специальный радиоприемник! И хотя клуб объединяет по большей части учащихся инженерного профиля, присоединиться к нему можно начиная с 7‑го класса. Ведь младшие школьники умеют фантазировать и изобретать не хуже взрослых!
За примерами можно отправиться даже в начальную школу. Малыши уже посещают дополнительные курсы по механике, конструированию и программированию. И они тоже хотят быть ближе к космосу.
На прошедшем в феврале внутришкольном конкурсе по художественно-техническому творчеству, посвященном 115‑летию легендарного советского конструктора Сергея Королева, ребятам удалось создать целую космическую выставку! Юные изобретатели представили макеты ракет из бумаги и конструктора, космическое оборудование в действии, модели Солнечной системы и полезные разработки для космонавтов.
Третьеклассник Иван Солдатов демонстрировал ровесникам собственное изобретение: переносной «умный дом», который космические путешественники могут брать с собой в полет.
– Когда ракета приземлится на какой-нибудь планете, этот дом можно будет быстро собрать снаружи и жить в нем. Внутри есть источники энергии, можно даже устроить дискотеку. Всеми процессами здесь управляет плата под названием Arduino, которую я поместил в гараже. Для нее я написал программу на языке С/С++. С этой платой еще много чего можно придумать! – сказал юный изобретатель.
Что ж, возможно, именно в школе №2086 подрастают те, кто в свое время продолжит исследовать космос и открывать человечеству все тайны Вселенной! А то, что у школьников сегодня есть возможность быть ближе к звездам, не просто удача, а большое космическое счастье!
Андрей ЛАТЫНЦЕВ
Комментарии