На конкурсных испытаниях время властвует над всеми. В жесткой матрице временных рамок и участники состязания, и жюри. Всероссийский конкурс «Учитель года России» не исключение из правил. Здесь у каждого испытания свой регламент. Но, пожалуй, только «Образовательный проект» – это задание второго, очного, тура федерального этапа конкурса – измеряется не минутами, а несколькими часами. Конкурсанты работают в группах по пять человек. И у каждой группы есть 6 часов, чтобы с нуля создать образовательный проект, продумать его цели и задачи, этапы реализации, включая возможные варианты привлечения финансирования, риски и положительные эффекты. Впрочем, 6 часов – это время на подготовку. Еще есть «до» и «после». Но все по порядку.
В какую конкретно группу попадет каждый из 15 лауреатов, решает жребий. А процесс жеребьевки на «Учителе года России» всегда пространство для творческой фантазии. Пазлы из открыток, живые розы с секретными цифрами помогали определять порядок участия конкурсантов в различных испытаниях на «Учителе года России»-2016. На «Образовательном проекте» жеребьевка была шоколадной – для поднятия настроения на старте многочасового марафона. Любишь сладкое или нет, а конфету из коробки взять придется. Ведь под ней и спрятан номер! Конфетами всех лауреатов угощал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Через пару минут состав групп был сформирован. И началось время «до».До начала 6-часового подготовительного этапа каждой группе дается время, чтобы определиться с темой проекта. За мозговым штурмом группы внимательно наблюдает жюри, уже на этом этапе оценивая активность и содержательность интеллектуального вклада каждого конкретного участника в общую проектную копилку. В этот момент группа распределяет ответственность членов команды, объявляет тему проекта. А затем удаляется с глаз жюри и публики его создавать.Через 6 часов наступает время «после». По формату это публичная защита проекта, визуализированного в электронной или любой другой подаче. На это у каждой из групп есть 20 минут. Еще 10 минут жюри может задавать вопросы.Среди критериев оценки этого конкурсного испытания – исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.Первая группа конкурсантов работала над проектом «Быть или не быть? Или проблема выбора выпускника школы». Человек всегда стоит перед выбором. И один из самых сложных – выбор жизненного пути. Чем руководствоваться, определяясь с решением? Готовы ли сегодняшние школьники к формулированию вероятных перспектив своего будущего в зависимости от того или иного выбора? Каковы приоритеты школьников и их родителей? За время подготовки проекта конкурсанты организовали видеоопрос по этой теме, итоги которого в диаграммах и цифрах с процентами они продемонстрировали на одном из слайдов презентации своего проекта.Оказалось, что и дети, и взрослые в большинстве случаев не готовы к множественному выбору с анализом личностного, ценностно-смыслового и профессионального аспектов. Таким образом, для группы высветилась центральная проблема проекта: смоделировать среду, в которой были бы созданы условия для развития способности осуществлять выбор в соответствии с требованием времени. На слайдах презентации такую среду предлагалось создать с помощью модели «Школа для жизни» с привлечением психологического сопровождения и социального партнерства. Конкурсанты пояснили, что школа для жизни – это особое образовательное пространство, творческая и развивающая среда, реализованная посредством мастерских по выбору. Время работы такой школы – вторая половина дня. Получив знания на уроках, ученик продолжает развиваться в мастерских по выбору. Палитра мастерских может быть самой разнообразной. Исследовательская и проектная деятельность в мастерских, как и межвозрастное общение ребят, все будет способствовать развитию, формированию профессиональной мобильности, стрессоустойчивости, которую работодатели при приеме на работу почти всегда выделяют как безусловное требование. Итог всему – полученный ребенком опыт, возможность проб потенциальных траекторий своего будущего и осознанного выбора. А заодно формирование портфолио – в мастерских можно будет получить сертификат о личных достижениях. Несмотря на строгую методичность названия «Межрегиональная краеведческая школа как инструмент повышения мотивации учащихся», презентация второй группы конкурсантов была яркой и образной. Началась она с мини-ребуса. На слайдах возникали картинки с изображением гербов. «Герб какого города на экране?» – экзаменовали конкурсанты зал. Зрители с ответами не медлили. И почти все были в точку. Но ведь отвечала взрослая аудитория. А насколько хорошо свой регион, город и страну в целом знают дети? Собственно, в этом и может заключаться проблема, решать которую конкурсанты предложили с помощью своего проекта. Его основная цель – сформировать интерес к изучению культуры, истории и природных особенностей России посредством научно-исследовательской и творческой деятельности в формате межрегионального сообщества. Развитию сетевого взаимодействия, по мнению конкурсантов, будет способствовать создание информационной площадки для общения и обмена опытом краеведческой работы. Очное общение тоже запланировано в рамках конференции «», причем в перспективе на регулярной основе. «Это очень важно – ознакомить детей с культурой и традициями народов России именно в реальной проектной деятельности. Без этого невозможно сохранить межнациональное согласие», – резюмировали авторы проекта. И добавили, что «важнейшим его результатом станет формирование патриотизма и гражданской идентичности».Третья группа конкурсантов сфокусировала внимание на проблеме дефицита эффективного взаимодействия внутри и вокруг школьного сообщества. И как вариант для ее решения предложила проект под названием «Школа взаимодействия и сотрудничества поколений». Реализовывать программу развития школы будет координационный совет, куда должны войти представители разных поколений – учителя, ученики и родители. По замыслу конкурсантов, школа и станет площадкой для объединения и выстраивания профессионального и личностного взаимодействия для всех целевых групп. Опытные учителя как носители традиций получат пользу от общения с молодыми коллегами, хорошо владеющими техническими инновациями. Специальные программы и мероприятия школы помогут повернуть в конструктивный позитив конфликтные ситуации между родителями и педагогами, учителями и учениками. Результатами проекта станут появление детско-взрослых сообществ, уменьшение конфликтных ситуаций, улучшение психологического климата в школе, а также повышение информационной, коммуникативной и правовой культуры. Но самое главное – площадка поможет идти вперед во взаимодействии, сотрудничестве и взаимопонимании представителям всех поколений.Вадим МЕЛЕШКО (фото)
Комментарии