Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Форум

Время переключать скорость

Учительская газета, №23 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

В современном мире учитель является ключевым фактором качества образования

V форум молодых педагогов «Новое поколение», организатором которого выступила Профсоюзная организация работников образования Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани, прошел в дистанционном формате. Но это не помешало начинающим учителям, которых более трехсот, стать его участниками, причем посетителями виртуальной площадки были педагоги не только Республики Татарстан, но и других регионов России.

Для молодых специалистов организаторы форума подготовили встречи с педагогами – победителями профессиональных конкурсов, а также с рядом экспертов. Среди спикеров были абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2019 Лариса Арачашвили, руководитель Центра по подготовке к кембриджским экзаменам, тренер по межкультурной коммуникации из г. Ульяновска Любовь Савельева, эксперт Общероссийского профсоюза образования Раис Загидуллин, первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан Тимур Сулейманов и др.

Поделиться опытом работы также была приглашена педагогическая молодежь. Например, председатель Совета молодых педагогов Республики Татарстан Рустам Каримов объяснил коллегам, почему важно быть активными. На его взгляд, молодые учителя демонстрируют несколько моделей поведения: одни доходят до определенного уровня развития и останавливаются в зоне комфорта, не желая двигаться вперед, другие схожи с революционерами, которые готовы разрушить прежнее, но не предлагают альтернативных решений, третьи готовы учиться и брать на себя посильную ответственность. Третий вариант самый продуктивный. Потому что учиться и развиваться молодому педагогу можно как внутри профессии, так и за ее пределами, в том числе в управленческой сфере. К примеру, за годы работы Совета молодых педагогов РТ порядка 60% его участников заняли руководящие должности в образовательных организациях. Около 50% участников совета попробовали свои силы в профессиональных конкурсах, более половины из них заняли призовые места.

Как считает Рустам Каримов, активное участие в советах молодых педагогов дает возможность получить обратную связь, узнать мнение экспертов и опытных коллег, приобрести навык публичных выступлений, проверить эффективность собственной инициативы. Очень многие идеи, предложенные молодежью, потом становятся интересными проектами, вовлекают в свою орбиту множество людей. Главное, по мнению Рустама Каримова, решиться сделать первый шаг.

Об активности, но несколько в другом ключе говорил эксперт Общероссийского профсоюза образования Раис Загидуллин. В частности, он попытался развернуть для молодых педагогов вопросы, зачем, чему и как сейчас учить. Прежде всего учителям необходимо понимать, что сегодня образование – это шанс состояться в жизни. Что бы ни утверждали различные скептики, но статистика доказывает: среди образованных людей меньше уровень безработицы. Сегодня образование играет роль социального лифта, и именно от учителя зависит, даст он шанс ребенку вой­ти в этот лифт или нет.

Сложность сегодняшнего времени заключается в стремительности изменений, в том числе технологических. Чтобы завоевать 50 миллионов пользователей, телефону понадобилось 75 лет, а мультсериал «Злые птицы» завоевал ту же армию зрителей за… 35 минут. Сегодня нет времени ждать, нужно откликаться на запросы оперативно, поэтому сегодняшнему учителю придется понять, что учить ему суждено не только в новых условиях, но и другого ребенка. Ребенка, который теперь далеко не ноль, как считали раньше. Современный информационный поток привел к тому, что ученик приходит в школу уже со знаниями, умениями и навыками. Дети хотят быть авторами урока, а не слушателями. Но, как бы продвинуты в технологическом плане они ни были, сущностным вещам их все-таки научит только учитель. Потому что ключевой фигурой, влияющей на качество образования, является именно он. И, как показывают многочисленные мировые исследования, это бесспорная истина. К примеру, было измерено: если класс попал к хорошему учителю, то число успевающих учеников увеличивается с 10 до 90%. При этом главная профессиональная компетенция педагога – это умение учить разных детей независимо от внешних обстоятельств, пусть это класс в 10 или в 40 человек, с очной или дистанционной формой обучения. Нужно учиться проводить качественные уроки именно по своему предмету, чтобы дети имели системные знания, а не писали, например, на вопрос по географии, как называется океан, «Северный Ледниковый» или «Северный Ядовитый».

Как подытожил Раис Загидуллин, качество урока у каждого учителя свое. Чтобы прийти к нему, нужно искать собственную модель профессиональной деятельности. Не останавливаться, всегда находиться в поиске. Уметь анализировать, замечать изменения, внутренние и внешние, и управлять ими.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt