search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Время быть инженером. Сеть специализированных классов помогает готовить инновационные кадры

Исторически сложилось, что Новосибирск – научный центр Сибири. К чему это обязывает систему образования, рассказывает заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК.

– Сергей Владимирович, чем отличается система образования в Новосибирской области от других?- Система образования Новосибирской области – сложный механизм. У нас более 18 тысяч педагогических работников, а с начала 2016-2017 учебного года их ряды пополнили еще 257 молодых специалистов.Одна из ее главных особенностей в том, что 60 процентов из 1001 школы находятся в сельской местности, причем порядка 400 – малокомплектные. Мы считаем, что они должны оставаться в населенных пунктах, поскольку школа часто является тем самым социокультурным центром, который позволяет селу жить.Содержать малокомплектные школы – удовольствие недешевое, но мы идем по этому пути. Все они финансируются по класс-комплектам независимо от того, сколько детей в классе, и это позволяет решать им те задачи, которые ставит перед ними время. Понятно, что если деревня маленькая, то и педагогов взять неоткуда. Но начальные школы мы оставляем, а для того чтобы заниматься вопросами качества образования, особенно старшего звена, присоединяем их к крупным образовательным организациям, где есть сильный педагогический коллектив, материально-техническая база. Организуем подвоз, и сельские ребята получают полноценное образование. Есть немало примеров, когда они поступают в лучшие вузы страны.Как и вся страна, с 2011 года мы занимались созданием мест в детских садах и в итоге обеспечили местами детей от 3 до 7 лет. Очень много строили, возвращали в систему здания, реконструировали. Но кроме устройства в детсады всегда помнили, что есть задача обеспечения качества образования в них. Мы перестроили всю работу профессионального педагогического образования, я имею в виду педколледжи, на то, чтобы выпускники шли в детские сады, ехали в село.Мы работаем в тесной связи с Новосибирским государственным педагогическим университетом по формированию кадрового потенциала. Кроме того, создали областную методическую службу, у которой один из приоритетов – работа с молодыми специалистами, сопровождение процесса перехода на новые ФГОС, включая детские сады.- Как вам удается привлечь молодежь в село?- У нас неплохая система мер поддержки молодых кадров. В сельской местности педагогам оплачиваются коммунальные услуги за счет местных бюджетов, выпускники получают подъемные на уровне прожиточного минимума – 9300 рублей.Зарплата учителей в регионе чуть выше средней по экономике, в дошкольном образовании – на уровне. Понятно, что суммы небольшие, но человек имеет определенную социальную защищенность, которая позволяет профессионально развиваться, не чувствуя себя ущемленным. Территориальное ведомственное жилье строится, хотя не так много и не во всех районах, но поддержка педагогов в этом направлении ведется.- Тем не менее средний возраст педагогов – 46 лет…- Медленно, но система омолаживается. Наши кадры – это еще одна особенность системы образования области. В 90-е годы в нее пришло много людей из разных отраслей экономики, они работают до сих пор, и мы их ценим. Наши педагоги связаны с современным производством,  наукой, с вузами.- В дополнительное образование молодые тоже идут? – У нас 122 организации дополнительного образования, в каждом районе есть Дом творчества. Мы считаем, что главная проблема сегодня – техническое творчество, оно развито на низком уровне. Художественно-эстетическое направление успешно, а вот кружков технического творчества 7-9 процентов от общего числа.Молодые идут в допобразование не в той мере, как хотелось бы, оно финансируется из местных бюджетов. Но наша особенность – интеграция, кружки технического творчества стараемся открывать больше в школах, и вот сюда выпускники идут. Такая наметилась тенденция, что молодые люди возвращаются в село, организуют в школе кружок, если там создали условия – закупили оборудование. Развивается робототехническое направление, а вместе с ним и спортивное.- Сергей Владимирович, вы считаете зарплату педагога достаточной?- Учительская профессия никогда не была высокооплачиваемой, и мы не можем ее сделать таковой. У Новосибирской области нет больших запасов природных ископаемых, мы не добывающий регион, экономика сильно зависит от экономической ситуации в стране. Но 52% всех бюджетных расходов, например, Новосибирска идут на образование, мы  город науки. Мы понимаем, что оплата труда должна быть достойной. И кроме оплаты педагог должен понимать, что его профессия нужна обществу.Мы не только используем новые формы работы вроде целевого приема, но и активно работаем со студентами старших курсов, с Ассоциацией молодых педагогов, члены которой своим примером показывают, что работать в школе престижно. Чего стоит победа во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» нашего молодого учителя физики Леонида Дедюхи из гимназии №11 «Гармония»!Отношение к профессии постепенно меняем. В области проходят конкурсы профессионального педагогического мастерства, главный из которых, конечно, «Учитель года». Свои конкурсы есть, как и награды, например, «Лучший учитель Новосибирской области».Важный момент – мы выстраиваем целую систему взаимоотношений с обществом по всем направлениям. При министерстве создан Общественный совет, как и по всей стране. Но наш выбирали открытым голосованием в Интернете, 40 тысяч человек проголосовали, это много, учитывая, что вся область – около двух миллионов. Есть областные советы руководителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования, вузов. Создано областное родительское собрание, а в этом году – областной родительский комитет, задача которого – вовлечение родителей в работу образования. Здесь нам помогает и межведомственное сотрудничество, есть совместный план, например, с Министерством социального развития работаем над пропагандой семейных ценностей.По всей стране развивается Российское движение школьников, но, справедливости ради, надо сказать, что его предпосылки у нас были и до того: например, Союз пионеров, движение «Надо». Школьное самоуправление тоже давно существует. Если брать Юнармию, которая сейчас активно продвигается, то наши военно-патриотические объединения включают по 7-8 тысяч членов, активно работая при кадетских корпусах, под эгидой Управления по делам молодежи. В Бердске, например, выстроена система военно-патриотических клубов, включающая все направления, которые только можно представить. Существует множество общественных организаций, объединяющих многие направления воспитательной работы, проводится Международный военно-исторический фестиваль реконструкторов «Сибирский огонь», Пост №1 – отдельное учреждение, которое охватывает до полутора тысяч детей, и пост у Вечного огня – своеобразная мера поощрения детей. Так что активная работа велась всегда.- Долгое время считалось, что школа не должна заниматься воспитанием, а вы, выходит, так не думали?- Школа – явление консервативное. С одной стороны, это плохо – трудно вводить новое. С другой стороны, она сохраняет ценности прошлых поколений (и это большой плюс для общества), позволяя ему развиваться, не забывая традиций.Несмотря на то что в 90-х годах много говорили об отказе от воспитания, у нас оно из школы не уходило, разве что трансформируясь в более современные формы. У нас сохранились музеи почти в каждой школе – и Великой Отечественной, и афганской войн, и пионерии, и при Институте повышения квалификации музей образования. Все паспортизированы.Еще одна особенность – у нас многие фестивали, конкурсы, а также различные движения организуют известные люди. Например, знаменитый спортсмен, Герой РФ Александр Карелин развивает все, что связано с борьбой, олимпийский чемпион Евгений Подгорный проводит турнир по гимнастике. Пятнадцатый год проходит турнир учителя Якова Розенфельда. Известные люди сами проявляют инициативу, и мы ее всемерно поддерживаем.- Сергей Владимирович, какие интересные образовательные проекты реализуются сейчас в Новосибирской области?- Один из таких проектов – «Развитие сети специализированных классов» – реализуется в регионе с 2010-2011 учебного года. В ФМШ СУНЦ, физматшколе специализированного научного центра, а также в лучших школах Новосибирска накоплен бесценный опыт, который мы хотим сохранить и приумножить.Для работы в проекте привлечены преподаватели вузов и научные сотрудники. Сейчас этот «школьный» проект уже включен в областную программу реиндустриализации региона, поскольку помогает готовить инновационные кадры – почти 90 процентов выпускников спецклассов продолжают обучение по выбранному естественно-математическому профилю, приходят работать в промышленность. Система специализированных классов прежде включала в себя 228 спецклассов, теперь к ней добавилось еще 50.Мы сейчас ориентируемся на инженерные классы, поскольку наша задача – сделать доступным инженерное образование, ведь именно в таких специалистах нуждается область. В работу вовлекаются все новые и новые школы, которые тоже становятся методическими центрами. Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте