search
main
0

Временами кажется, что вместо моего белого трехканального радиоприемника висит у меня на кухне черная “тарелка” военных лет. Утром, перед работой, в час местных новостей радио врубает весь город. Старикам и старушкам сообщают, за какое число будет выдаваться пенсия – задержка уже больше месяца. Идет информация о поэтапном подключении к теплоцентрали. Сначала больницы, детские сады, школы, а потом уже жилье и в конце, уже в октябре, предприятия. Срок непривычно поздний. Мерзнем. Дети сидят в классах в куртках.

В сводках с энергетического фронта сообщили, что за неуплату отключена электроэнергия во всех вузах Иркутска. Неучение – тьма. Но возможно ли “учение” во тьме? Потом – будто с боями взяли какой-то город – прозвучала победная информация: Иркутский университет нашел деньги на оплату долга за электроэнергию. У остальных пока не получается, за исключением Экономической академии, у которой и долга-то не было. Идет могучая битва титанов энергетики. ЕЭС напирает: “Даешь энергию в единую сеть страны”, область обороняется: “Самим мало!” Год был маловодный, и вот начал падать уровень воды в Байкале, срабатываются искусственные водохранилища. А впереди зима – пик потребления энергии. И как добавка к нервному стрессу сибиряка идет каждодневная информация о том, на сколько сантиметров падает уровень Байкала и Братского моря. Каждое утро с дрожью слушаем, сколько запасли угля. 20 процентов, 30, 40, наконец преодолели 70-процентную отметку. Ура, потеплело, полегчало. Само настроение выживания напоминает военные годы, правда, нет духовной опоры – и в этом вся беда.

Дикторы радио и телевидения говорят бесстрастными, бесцветными голосами. Такова традиция. Но какую бурю эмоций вызывают факты. Например, председатель областного пенсионного фонда – при голодающих стариках – перевел популярному московскому банку векселей на десятки миллиардов. Не нужно обладать воображением, чтобы представить, какую бурю это вызвало. Одному Богу известно, как журналисты добывают такие факты. Ну кто бы узнал, что директор чаеразвесочной фабрики, которая не вылезает из долгов и не платит рабочему зарплату, получил в мае 125 миллионов рублей. Выплывают лишь кусочки общей картины, которая напоминает искореженное взрывами поле боя – там воронки, там дыры… Ошеломительной по степени откровенности была пресс-конференция Иркутского губернатора Юрия Ножикова журналистам местной прессы, фрагменты ее были показаны по альтернативному местному ТВ. Тема разговора – коррупция. Мздоимцы, как оказалось, всем хорошо известны, широкий образ жизни в карман не спрячешь. И за руку иногда удается схватить, но до суда дело не доходит. “И все же, – сказал губернатор, – удалось частично вернуть незаконно изьятое”.

– Сколько? – не рассчитывая на ответ, поинтересовались журналисты. Губернатор не дрогнул и назвал цифру: только за лето удалось вернуть около 500 миллионов рублей.

Как? Старым, хорошо известным способом – угрозой. Угрозой того, что придут времена, когда тайное станет явным и закон обретет голос.

О наших просвещенческих бедах радио вещает ежедневно. Жалко учителей. Бедствуют, унижены до предела. Учитель – далеко не новая, а очень даже старая жертва политики и экономики. Что же ему делать? Радио рассказывает о забастовках, голодовках, цитирует письма в инстанции… Арсенал борьбы за справедливость, к сожалению, однообразный. За счет чего же усилить его действенность? Ну конечно, испытанное орудие пролетариата не годится. Добиваться справедливости можно и цивилизованными методами – смелее выдвигать из своих рядов самых честных и сильных в органы управления, контрольные, ревизионные комитеты и комиссии, укреплять и усиливать профсоюзы, всеми способами сопротивляться унижению, давать отпор наглости и беззаконию. В воздухе носится идея народного общественного контроля за бюджетными и не только бюджетными средствами. Слова старые, но явление не умирающее. Более того, способы изьятия средств из чужих частных и государственных карманов достигли совершенства. Тут мы впереди планеты всей. Демократизация – власть народа. Чтобы эти слова не остались пустым звуком, надо приложить столько усилий. Страшновато выходить из окопа и вступать в бой? Но ведь война уже вовсю идет. Вот и репродуктор (может быть, это и в самом деле черная тарелка) о том же говорит. Воюем. Кто же победит?

Виктория ГАЛКИНА

Иркутск

Письмо номера

Сначала деньги – образование потом

Недавно по просьбе подруги, живущей в другом городе, пришлось мне обзвонить московские вузы, готовящие юристов. Задавала один вопрос: “У вас обучение платное или…?” На другом конце провода долго не мучились. Отвечали, что обучение платное. Кроме того, для поступления в вуз надо записаться обязательно на подготовительные курсы. Тоже платные.

Значит, чтобы получить образование, надо выложить за курсы около четырех миллионов, потом за учебу кругленькую сумму. А что делать выпускникам из села? Для них доступ к высшему образованию просто перекрыт. Скоро будут учиться только дети “новых русских” да еще высокопоставленных чиновников. Но интересно знать, какие школы заканчивали наши нынешние господа министры? Думаю, не только городские. Смогли бы они сегодня получить высшее образование и двигаться по служебной лестнице? Вряд ли.

Вот я и думаю, если в юридические вузы смогут поступить только дети богатых, то интересно, какие у нас будут судьи через десять лет. А какие нас будут тогда лечить врачи, учить учителя?

Ольга НАУМЕНКО, преподаватель лицея

Москва

Чья власть?

Праздник кончился, беды остались

Мы живем на территории Коми-Пермяцкого автономного округа. В прошлом году широко праздновали 70 лет со дня образования округа. Проводился яркий фестиваль. Звучали песни, исполнялись танцы. Интересное явление: чем хуже мы живем, тем пышнее проводятся различные праздники. А после них мы опять остаемся со своими бедами.

В нашем поселке было преуспевающее предприятие – завод “Лесосплавмаш”. Теперь завод на грани закрытия. Не работают леспромхоз, СМУ. Лес – наше главное богатство – вырублен почти полностью. Запустение царит везде. Ветшает здание школы. Как-то мы посчитали, за один месяц в поселке умерли 18 человек, а родился всего один ребенок. Какой смысл говорить о цивилизованном обществе, о правах человека, если мы, как писал Достоевский, “низведены до ветоши”. Сколько можно терпеть?

Учителя пожвинской средней школы N 1

поселок Пожва,

Юсьвинский район,

Коми-Пермяцкий автономный округ

Признание

Моя любимая газета

Приятно, что наша газета стала вспоминать о ветеранах, публиковать письма о них. Я проработала в школе 53 года. Моя мама, закончив учительскую гимназию в Симбирске, тоже была педагогом. Теперь моя дочь преподает в школе, а недавно внучка стала выпускницей педагогического университета.

Впервые “Учительскую газету” я взяла в руки в далеком 28-м году. Было это в Красноярском крае, в далекой глухой деревне, находящейся в тайге. Как помогала мне “Учительская газета”! Ее приносили раз в неделю, и я с радостью, с нетерпением ждала этого дня. Все учителя читали статьи, обсуждали. С тех пор в течение многих лет я ежегодно выписывала ее. Не могла представить себе жизнь без родного издания.

Мне сейчас 85 лет. Но до сих пор с волнением беру в руки любимую газету.

Тамара Николаевна ВАСТЕРОВА

Сходня,

Московская область

Строку диктует чувство

А говорят, что седина к лицу

С удовольствием читаю письма учителей. Возникает желание поделиться своими чувствами, переживаниями. Чем я живу? Все лето пролетело в заботах о том, как подготовиться к зиме. Солила, варила, сушила… Жить-то придется без денег. А теперь надо брать себя в руки и работать, входить в класс с радостным выражением лица, обьяснять, спрашивать и не думать о том, что ждет тебя за порогом школы.

Мне 46 лет, новую жизнь начинать уже поздно. Что толку тогда жаловаться на нее? Кто поймет нас, учителей? Только такие же бедолаги.

Первый год обхожусь без “Учительской газеты”. Нет средств, потому подшивку листаю в библиотеке. А когда совсем становится невмоготу, я пишу стихи. Разные: о любви, счастье, красоте. Недавно нахлынули совсем грустные: “Придется мне угомониться, не реветь и с годик без зарплаты поседеть. А говорят, что седина к лицу. Ох, как до школы ноги донесу? Сегодня сахар подошел к концу, сапог порвался, ладно, не к венцу… Как хорошо, что я еще живу!”.

Надежда ГРИГОРЬЕВА

село Куйтун,

Тарбагатайский район,

Республика Бурятия

От редакции.

Как мы обещали ранее (см. “УГ” N 32), авторов писем, опубликованных под рубрикой “Строку диктует чувство”, ждут сюрпризы. Надежда Зиновьевна Григорьева получает в подарок нашу фирменную футболку. Носите ее, Надежда Зиновьевна, читайте “Учительскую газету”, может, придут к вам другие стихи.

Знак беды

Сэкономили!

Начался новый учебный год, но двери нашей школы, в которой обучаются дети из трех ближайших деревень, закрыты. Причина проста: здание не готово к зиме.

Когда-то была у школы своя котельная. Но кто-то мудрый решил, что экономнее будет подключиться к соседнему предприятию. Подключились. В начале этого года теплотрасса, протяженность которой составляет шесть километров, была полностью разморожена. Восстановить ее уже не смогли. Тогда временно соорудили походную котельную, которая работала до лета. Это едва спасало положение. Дети зимой занимались в верхней одежде. За несколько зимних месяцев было зарегистрировано 706 заболеваний среди учеников. А в школе всего 700 детей.

Учителя и родители неоднократно обращались к руководству поселка, в администрацию района, области. Предпринимались попытки восстановить разрушенную школьную котельную. Однако этот процесс, судя по темпам, может растянуться на целый год. Переживаем за своих детей. Сколько им еще сидеть дома. В этом году из 60 выпускников только 12 поступили в учебные заведения. О какой успеваемости, знаниях может идти речь, когда на уроках у детей замерзают руки.

Татьяна БОЛДАКОВА и другие родители учеников средней школы N 15. Всего 80 подписей.

станция Бада,

Хилокский район,

Читинская область

А у нас. А у вас?

В поисках “забытой цивилизации”

Едва ли кто станет спорить, что русский характер щедро проявлялся во всем, что создавал народ, – будь то прялка, туес или изба.

Но где оно, народное искусство, – этот сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой и неуемной фантазии, искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты? Для нашего поколения оно стало почти “забытой цивилизацией”. И хорошо, что энтузиасты-педагоги вместе со своими воспитанниками отправились на ее поиски.

Хорош музей в Переслегине.

Иду по коридорам гимназии. Вот стенды, отражающие работу клуба “Зеленая лампа”, которым руководит учительница литературы М.Матвеева. А вот экспозиция “Псковщина – родина замечательных людей” (появилась во многом благодаря инициативе педагога В.Гусевой). Она рассказывает о жизни замечательных путешественников братьев Лаптевых, “птенца гнезда Петрова” В.Татищева, полководца М.Кутузова, декабристов Коновницыных…

Немало приложили сил учителя и школьники, но останавливаться на достигнутом здесь не собираются. Сейчас в музее хотят оформить экспозиции, посвященные Пушкину и Мусоргскому.

В Липецкой сельской школе уже несколько лет существует небольшой музей. Ребята вместе с педагогами ведут сбор материалов по различным темам. Но в последнее время все больший интерес стала вызывать история окрестных сел и их обитателей.

Юные краеведы решили узнать имена и фамилии местных жителей. Обратились к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам, которые охотно откликнулись на просьбы ребят. Теперь в школьном музее в наличии списки жителей почти всех окрестных деревень.

Не спеша, потихоньку убеждаются местные ребята благодаря усилиям своего наставника Бориса Петровича Захарова, что занятия по краеведению, школьный музей – дело небесполезное. Погружаясь в прошлое, увереннее смотришь в будущее.

А вот Успенской школе, можно сказать, повезло. Таисия Жаркова семь лет назад при поддержке дирекции местного хозяйства развила просто невероятную деятельность. За короткий срок она обошла все деревни, даже самые дальние, пересмотрела свыше пятисот дел в Великолукском архиве, установила прочные контакты с древлехранилищами и музеями Москвы, Пскова и Твери, организовала переписку с уроженцами этой местности.

Сельчане хорошо поняли, что музей – это память о прошлом и настоящем, и отдавали предметы крестьянского быта, фотографии, документы, письма с фронта, награды, вещи и другие материалы. Так было собрано свыше 1500 экспонатов для музея.

Стоит походить по второму этажу Успенской средней школы! Вот материалы о жизни и быте крестьян Сиверстской волости, уникальные фотографии членов семьи Карауловых – местных помещиков. К ним-то в лето 1888 года и приезжала автор легендарного романа “Овод”. Кстати, целый стенд посвящен творчеству Этель Лилиан Войнич.

В селе Марьино уже шестой год действует клуб “Околица”. Ребята заняты изучением фольклора и этнографии. Им интересно узнавать о масленице и других праздниках, о русской кухне, о древних обычаях и традициях.

Благая цель. И дай Бог, чтобы эта небольшая тропка со временем превратилась бы в Марьинской школе (как в других) в дорогу, которая поведет нас к забытой “цивилизации”.

Станислав ПЕТРОВ, учитель истории

Великолукский район,

Псковская область

А у нас. А у вас?

В поисках “забытой цивилизации”

Едва ли кто станет спорить, что русский характер щедро проявлялся во всем, что создавал народ, – будь то прялка, туес или изба.

Но где оно, народное искусство, – этот сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой и неуемной фантазии, искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты? Для нашего поколения оно стало почти “забытой цивилизацией”. И хорошо, что энтузиасты-педагоги вместе со своими воспитанниками отправились на ее поиски.

Хорош музей в Переслегине.

Иду по коридорам гимназии. Вот стенды, отражающие работу клуба “Зеленая лампа”, которым руководит учительница литературы М.Матвеева. А вот экспозиция “Псковщина – родина замечательных людей” (появилась во многом благодаря инициативе педагога В.Гусевой). Она рассказывает о жизни замечательных путешественников братьев Лаптевых, “птенца гнезда Петрова” В.Татищева, полководца М.Кутузова, декабристов Коновницыных…

Немало приложили сил учителя и школьники, но останавливаться на достигнутом здесь не собираются. Сейчас в музее хотят оформить экспозиции, посвященные Пушкину и Мусоргскому.

В Липецкой сельской школе уже несколько лет существует небольшой музей. Ребята вместе с педагогами ведут сбор материалов по различным темам. Но в последнее время все больший интерес стала вызывать история окрестных сел и их обитателей.

Юные краеведы решили узнать имена и фамилии местных жителей. Обратились к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам, которые охотно откликнулись на просьбы ребят. Теперь в школьном музее в наличии списки жителей почти всех окрестных деревень.

Не спеша, потихоньку убеждаются местные ребята благодаря усилиям своего наставника Бориса Петровича Захарова, что занятия по краеведению, школьный музей – дело небесполезное. Погружаясь в прошлое, увереннее смотришь в будущее.

А вот Успенской школе, можно сказать, повезло. Таисия Жаркова семь лет назад при поддержке дирекции местного хозяйства развила просто невероятную деятельность. За короткий срок она обошла все деревни, даже самые дальние, пересмотрела свыше пятисот дел в Великолукском архиве, установила прочные контакты с древлехранилищами и музеями Москвы, Пскова и Твери, организовала переписку с уроженцами этой местности.

Сельчане хорошо поняли, что музей – это память о прошлом и настоящем, и отдавали предметы крестьянского быта, фотографии, документы, письма с фронта, награды, вещи и другие материалы. Так было собрано свыше 1500 экспонатов для музея.

Стоит походить по второму этажу Успенской средней школы! Вот материалы о жизни и быте крестьян Сиверстской волости, уникальные фотографии членов семьи Карауловых – местных помещиков. К ним-то в лето 1888 года и приезжала автор легендарного романа “Овод”. Кстати, целый стенд посвящен творчеству Этель Лилиан Войнич.

В селе Марьино уже шестой год действует клуб “Околица”. Ребята заняты изучением фольклора и этнографии. Им интересно узнавать о масленице и других праздниках, о русской кухне, о древних обычаях и традициях.

Благая цель. И дай Бог, чтобы эта небольшая тропка со временем превратилась бы в Марьинской школе (как в других) в дорогу, которая поведет нас к забытой “цивилизации”.

Станислав ПЕТРОВ, учитель истории

Великолукский район,

Псковская область

Первые сто строк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте