Более 30 вопросов получили организаторы пресс-конференции, посвященной проведению всероссийских проверочных работ. Вопросы накануне мероприятия задавали пользователи Интернета, в основном школьники, их родители и педагоги. Сама пресс-конференция проходила в реальном времени, однако среди гостей были не только представители СМИ, но и непосредственные участники учебного процесса – ученики и учителя воронежских школ, а также представители родительской общественности.
Тему для обсуждения выбрали организаторы, их на конференции представляли проректор – директор Центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований Воронежского института развития образования (ВИРО) Татьяна Кривцова, заместитель руководителя Департамента образования Воронежской области Юлия Шпыг и региональный координатор ВПР, начальник отдела экспертно-аналитической деятельности ВИРО Анатолий Быканов. По словам организаторов, пресс-конференция должна стать первой в запланированном цикле совместных мероприятий Департамента образования и ВИРО, посвященных самым важным вопросам в сфере школьного образования. Подразумевается, что подобных обсуждений на актуальные темы будет в текущем году как минимум несколько. Цель – объединить усилия и попытаться вместе решить насущные проблемы. А заодно сформировать позитивное отношение к нововведениям последних лет, например к проведению ВПР и объективности результатов оценочных процедур в целом.
Поэтому вопрос старшеклассницы Ксении: «Зачем писать ВПР?» сразу позволил дать конкретный ответ: всем, кто работает в системе образования, необходимы верные оценочные процедуры. Это нужно и школам, и педагогам, и даже самим обучающимся, для которых результаты оценочных процедур станут ориентиром, чтобы понимать свои возможности и дефициты. Работа над этими дефицитами и устранение их могут оказаться основой для дальнейшего развития.
Организаторы конференции также отметили, что в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования. В этой системе аккумулируются массивы данных, на основе анализа которых выявляются «зоны риска», ведется работа по повышению объективности всех оценочных процедур, совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, формируются подходы к построению национальной системы учительского роста. Впервые ВПР провели в 2015 году.
Учитель русского языка и литературы воронежской школы №101 Ольга Попова поинтересовалась, как правильно организовать работу на этапе подготовки к ВПР и по итогам их проведения. По словам Юлии Шпыг, сейчас распространена ситуация, когда главной целью становится само проведение работ, а результаты потом мало кого интересуют. Важно знать, что специальной подготовки всероссийские проверочные работы не требуют, поэтому ориентировка на то, что в педагогической среде называется натаскиванием, недопустима. ВПР должны показать результат обычных усилий, которые применяются в школе для освоения образовательных программ. Само знакомство со стандартизированными заданиями, доступными в сборнике на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), помогает правильно подготовить учеников, особенно с психологической точки зрения. Но не менее важен и второй этап – работа с анализом результативности класса. Важно выстроить взаимодействие с детьми, чтобы они смогли правильно и осознанно принять свои результаты. То же самое касается и работы с родителями. Ее на сегодня недостаточно, с родителями надо работать более активно, подробно разъяснять порядок процедуры и интерпретацию ее результатов.
Очень важно сказать педагогам, добавила Татьяна Кривцова, что воронежская региональная система образования заинтересована в появлении эффективных практик работы педагогов с результатами оценочных процедур. Это могут быть как практики с обучающимися, где можно проследить, как работа над конкретными затруднениями ребенка приводит к улучшению результатов, так и просвещение родителей в данном вопросе. Потому что чем более открытой и понятной будет сама процедура проведения ВПР, тем меньше вокруг нее будет негативной информации, а значит, все участники смогут объединить усилия и добиться лучших результатов.
Против натаскивания на результат высказался и Анатолий Быканов. ВПР должны проходить в обычных условиях. На первых этапах федеральный организатор даже требовал внезапности проведения. Важны реальные результаты, каков действительный уровень функциональной грамотности детей. Здесь положительный эффект может дать подготовка общего характера: ознакомить ребят с тем, как заполнить бланк, как формулируется задание. Это действительно важно – быть готовым к определенным формам вопросов. А после того как результаты пришли, важно понять, какой результат у ваших учеников, и затем довести эти данные до детей и родителей. И педагогам, и школьникам, и родителям необходимо сопоставить полученную по процедуре оценку с текущей оценкой образовательной деятельности. Исходя из этого, педагог должен выстраивать индивидуальную траекторию для каждого обучающегося, чтобы потом планировать действия по устранению возникших проблем.
Специально формировать планируемые метапредметные результаты не надо, потому что на каждом учебном занятии педагог по своему профилю помимо предметных неизбежно вырабатывает и метапредметные умения. Например, постановку цели, поиск информации, критическую оценку, создание условий для обсуждения с помощью аргументации, преобразование информации из текстовой в табличную и обратно и т. д.
Метапредметность важна, потому что показывает общее развитие ребенка. И тут главное универсальное умение ребенка – работа с текстом. Сегодня ни дети, ни большинство взрослых практически не читают бумажные тексты, перенеся все свое внимание на компьютер, планшет или телефон. А читать нужно! И потом обязательно обсуждать, проводить анализ. «После этого вы будете легче справляться с метапредметной составляющей», – заключил Анатолий Быканов.
Воронежским педагогам также было предложено обсуждать результаты ВПР коллегиально, особенно по метапредметным умениям. Если в школе грамотно поставлена коллегиальная работа, это позволит улучшить результаты сразу по нескольким предметам.
Восьмиклассница Елена задала вопрос от себя и своих одноклассников: «Как выполнить 18 заданий ВПР по географии за 45 минут, отведенных на выполнение?» По словам организаторов, состав заданий и время написания работы определяются федеральным разработчиком. Регион увеличить количество минут не может. Зато можно собрать коллективное мнение и направить его федеральному оператору, правда, нет никакой гарантии, что время будет увеличено. Потому что задания разрабатываются и проверяются с расчетом на среднестатистического ученика в России. И если времени не хватает, значит, не готовы справиться с содержанием. Возможно, это сигнал отработать какие-то умения, уделить им внимание.
О социальной защите, а точнее, о возможности надбавок и поощрений для учителей, задействованных в проведении ВПР, спросила Наталья Гальмук, председатель первичной профсоюзной организации ВИРО.
По словам организаторов, педагоги проводят ВПР в свое рабочее время, поэтому дополнительные выплаты не предусмотрены. Но для того чтобы простимулировать к объективности процедуры и показать, что это важная общегосударственная задача, в области приняты меры региональной поддержки участвующих в ВПР учителей в виде дополнительных баллов при процедуре аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Информация об участии указывается в аттестационных таблицах, и это дает дополнительные плюсы. Также многие активные педагоги в дальнейшем могут привлекаться к методической работе.
Справка
С 1 марта 2023 года согласно рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в Воронежской области стартовали всероссийские проверочные работы. Процедура продлится до 20 мая текущего года. При этом школы самостоятельно определяют даты проведения ВПР.
В регионе реализуется комплекс мероприятий по обеспечению объективности при проведении всероссийских проверочных работ. Среди них работа с общеобразовательными организациями, отнесенными на основании анализа 2022 года к организациям, демонстрирующим признаки необъективности проведения ВПР. Создан ситуационный центр по обеспечению объективности при проведении всероссийских проверочных работ. Независимые наблюдатели из числа сотрудников Воронежского института развития образования имени Н.Ф.Бунакова принимают участие в реализации комплекса мероприятий по повышению объективности процедуры.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж
Комментарии