search
main
0

Вперед, к победе!

Седьмой Всероссийский конкурс методических разработок «Сто друзей» побил все возможные и невозможные рекорды: в редакцию «Учительской газеты» пришло более двухсот материалов со всей страны. Поначалу письма приходили нечасто: одно-два в неделю. Потом их приносили уже целыми пачками. Материалы, не умещавшиеся уже ни на одном редакционном столе, терпеливо ждали своих судей-«экспертов» – ученых и методистов, победителей конкурса «Учитель года России».

В разработке педагога из Тульской области Елены ЧУХОНЦЕВОЙ органически соединился многолетний опыт и ценнейшие идеи программы по музыкальному искусству Д.Б. Кабалевского. На уроке в 7-м классе по теме «льный образ» глубоко и содержательно анализируется образ фашистского нашествия в 1-й части Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.

И вот итоги подведены. Отобраны лучшие работы. Что-то уже было опубликовано в журнале «Учитель года: лучшее от лучших» (№9, 2004 г.), что-то вы найдете в специальном методическом выпуске «Учительской газеты» в июле 2005 года.

Как и в прошлом году, первое место за активность получает команда словесников – они прислали на конкурс 81 работу, математики – 19 работ, историки – 18.

Помните присказку: если у двоих есть по яблоку, то, обменявшись ими, каждый все равно останется при своем, будет иметь лишь одно яблоко, но если у двоих есть по одной идее, то после обмена у каждого будет уже по две идеи. И нам бы очень хотелось, чтобы эти методические разработки «Ста друзей» стали такими вот волшебными идеями.

Победители Седьмого Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

I. Технологии и методики преподавания

1-е место

Лидия ФЕДОРЕНКО, педагог-психолог СШ №108 г. Трехгорного, Челябинская область. Примерное поурочное планирование курса психологии в 6-м классе

2-е место

Любовь ОВЧИННИКОВА, учитель истории и правоведения гимназии №4 г. Норильска, Красноярский край. Программа курса «Права человека» в 10-м классе

3-е место

Сергей МОИСЕЕВ, учитель физической культуры СОСШ №4 г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. «Спортивно-игровой метод в развитии двигательных навыков при обучении волейболу»

II. Сценарии уроков

Светлана КАРИОНОВА, учитель физики СШ №13 г. Глазова, Удмуртская Республика. Урок «Механические и звуковые волны»

Лиза СЫРТЛАНОВА, учитель русского языка и литературы СШ №24 г. Удачный, Саха Якутия. Урок по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Надежда ИСАКОВА, учитель начальных классов СШ №4 г. Онеги, Архангельская область. Урок развития речи «Сочинения-загадки»

III. Организация внеклассной работы по предмету

Елена ЕВСТРАТОВА, учитель химии и экологии СШ поселка Луговской, Тюменская область. «Экологический брейн-ринг». 9-й класс

Екатерина ПОПОВА, учитель математики и информатики СШ №4 г. Онеги, Архангельская область. Математический КВН

Татьяна РОССОХИНА, учитель русского языка, литературы и МХК СШ №18 г. Кирова. Занимательное путешествие «Век классицизма»

IV. Материалы к уроку

Надежда РАЛДУГИНА, учитель русского языка и литературы СШ №4 г. Мичуринска, Тамбовская область. «Использование занимательных, игровых и нетрадиционных форм работы на уроках русского языка»

Светлана СОРОКИНА, учитель начальных классов СОСШ №4 г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. Логические задачи в обучении математике

Любовь ФИЛИМОНЦЕВА, учитель физики пурпейской СШ №3, Ямало-Ненецкий автономный округ. «Первый закон термодинамики»

V. Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе

Валентина КУЗНЕЦОВА, валеолог-организатор ГОУ №566 г. Сестрорецка, Ленинградская область. Урок валеологии «Пока дышу – надеюсь» в 6-7-8-х классах

Галина ОСИПОВА, учитель истории и социально-политических дисциплин лицея №1. Норильска, Красноярский край. Урок «Враг души и тела».

Ирина МЕСНИКОВА, учитель биологии гимназии №4 Норильска, Красноярский край. Урок «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги»

Физкультура и здоровьесбережение

Рюмашка Здоровейке не товарищ

О здоровье, о важности изучения ОБЖ и занятий физкультурой говорят много. Но как сделать эти предметы интересными для ребят? Участники конкурса «Сто друзей» предложили свои решения в виде новых интересных идей и грамотных методических разработок.

На высоком профессиональном уровне подготовлен урок здоровья «Пока дышу – надеюсь» валеолога-организатора ГОУ №556 г. Сестрорецка Валентины КУЗНЕЦОВОЙ (журнал «Учитель года», №9, 2004). Содержание научно-практически обосновано, учитываются возрастные особенности учеников 6-7-8-х классов, занятие выстроено на базе межпредметных связей.

В форме исследования представила свой урок «Враг души и тела» учитель истории и социально-политических дисциплин лицея №1 г. Норильска Галина ОСИПОВА. Отмечу, что для проведения урока, интегрирующего в себе знания по биологии, истории и ОБЖ, требуется кропотливая подготовка со стороны учащихся.

Актуальна и методически грамотна разработка клубного часа для учащихся начальной школы «Чистота – залог здоровья» воспитателя кафедры начального образования гимназии №4 г. Норильска Л.А. КАВЫЕВОЙ.

Необычный сценарий внеклассного мероприятия в 5-м классе «Что возьмем мы в новый год» предложил учитель СШ №1 хутора Николаевский Ростовской области Александр МАЛЬЦЕВ. В соревновании герои Здоровейка, Мячик, Гантели, Ракетка и Коньки доказывают никчемность и пагубность Окурка, Рюмашки и Дурмана. Привлекает эмоциональный, праздничный настрой сценария и, самое главное, четко расписано, что и как делать.

Дискуссионную направленность имеет работа преподавателя-организатора ОБЖ Раевской СШ Республики Башкортостан Камиля БАГАУТДИНОВА «Некоторые особенности оценивания по ОБЖ в малочисленных классах сельской школы». Автор перевел в педагогическое русло свою систему оценивания, которая позволяет в диапазонах общепринятой пятибалльной шкалы отслеживать уточненную разницу уровня знаний.

Работа Сергея МОСЕЕВА (СШ №4, г. Губкинский, Тюменская обл.) «Спортивно-игровой метод в развитии двигательных навыков при обучении волейболу» посвящена решению проблем, возникающих при обучении 5-7-х классов игре в волейбол. Для развития двигательных навыков учеников автор предлагает игры «Смартбол», «Снайпер», «Перестрелбол», «Передал-беги», «Вызов игроков», которые можно использовать в течение всего курса физического воспитания в школе.

Григорий ПОГАДАЕВ, эксперт Министерства образования и науки РФ и Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России

Психология

Тридцать и один секрет

Представленные на конкурс «Сто друзей» материалы по психологии интересны, грамотно составлены и, несомненно, полезны для практической работы со школьниками.

Педагог-психолог СШ №108 г. Трехгорного, Челябинская обл. Лидия ФЕДОРЕНКО уделяет большое внимание развитию творческих способностей, формированию у ребенка свободы выбора, стремления к саморазвитию и возможности самоопределения. Она представила разработки уроков всего курса психологии в 6-м классе – 31 урок («Учитель года», №9, 2004).

Материалы учителя этики Кстининской СШ Кирово-Чепецкого района Кировской области Елены ЛЫХИНОЙ направлены на развитие у школьников умения конструктивно взаимодействовать, что решается через реализацию принципов личностно-ориентированного образования и гуманистического подхода («Учитель года», №9, 2004).

Мне кажется особо ценным, что учителя не просто перечисляют функции психолога в учебно-воспитательном процессе, а описывают собственный опыт преподавания психологии в школе, не забывают о диагностике качества усвоения знаний. Радует, что в своей практической работе педагоги опираются на индивидуальные особенности каждого ребенка, следуют психологическим законам возрастного развития.

Андрей МИЛЕХИН, учитель психологии СШ №1927, лауреат конкурса «Учитель года России-2001», Москва

Экономика

Одиночество мысли

Методические разработки по преподаванию экономики не только ценны по своей редкости (мы получили всего одну работу), но и редки по ценности. Экономическая викторина преподавателя экономики Бийского техникума механической обработки древесины Оксаны МАЛАЩЕНКО если не уникальна, то редка. Ее отличают четкий алгоритм выстроенного содержания, продуманность времени и пространства мероприятия.

Мероприятие предполагает обобщение материала по экономическим дисциплинам теоретического и прикладного характера. Этим объясняется тематическое разнообразие заданий: от основ микроэкономики до особенностей специализированного маркетинга. Однако думаю, что подобная эклектика приводит к приоритету знаний над мышлением, ибо отвечать вразброс трудно, а воспроизводить логические связи невозможно.

Я бы посоветовал поработать над воспитательным потенциалом вопросов-ситуаций и отразить не только этапы организации и проведения викторины, но и момент подведения итогов, которые остались за рамками разработки.

Евгений ТРАВИН, учитель экономики гимназии №166, лауреат конкурса «Учитель года России-2000», Санкт-Петербург

Математика

Логика мудрых и находчивых

Методических разработок по математике на конкурс «Сто друзей» пришло немало. Быть может, это самый важный его итог. Ведь математики из самых дальних уголков России приводили в порядок свои бумаги, свои мысли, свой опыт, чтобы поделиться им со всеми.

Математические соревнования – «Математический КВН» и «Город мудрецов» – представила на конкурс учитель школы №4 г. Онега Архангельской области Екатерина ПОПОВА (журнал «Учитель года», №9, 2004).

Первый из них – один из самых веселых и искрометных сценариев КВНов, которые мне приходилось читать. Как бы смешны или неожиданны ни были задания, они все иллюстрируют математические закономерности и развивают логические способности учащихся.

Материал веселого математического соревнования «Город мудрецов» подобран с точным чувством меры и сложности материала. Много внимания уделено развитию логических способностей, умению мыслить. Полностью согласен с автором, что, не зная хотя бы основ логики, не решить ни одного тригонометрического уравнения.

Мне кажется, что многим конкурсным работам не хватает новизны. Несомненно, они хорошие, современные, динамичные, техничные, но безликие. А так хочется, чтобы в каждом прозвучала индивидуальная нотка.

Разработкам часто не хватает конкретики. Иногда отсутствуют диалог, альтернативные ходы, вместо этого лишь жесткая заданность ответов. Думаю, не нужно смешивать математику и мистику, гадания.

Мне кажется, опыт должен допускать распространение. Уроки на местном материале интересны, но мало полезны для учителей других регионов. Чтобы их можно было использовать в других школах, нужно объяснить, как сделать подобное на материале любой местности.

Евгений БЕЛЯКОВ

Информатика

Не «делай как я»

Не секрет, что в настоящее время учителя информатики в основном практикуют подход «делай как я». При этом деятельность ученика только репродуктивная. Поэтому очень приятно читать работы, где сделан упор на усиление самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Например, подбор дидактических средств по изучению текстового редактора Word и электронных таблиц Excel преподавателя информатики ПУ №37 г. Челябинска Галины ОСАДЧЕЙ.

Тренировочные листы по изучению редактора Word охватывают практически весь спектр необходимых пользовательских навыков. Задания подобраны последовательно и являются вполне доступными для учащихся при самостоятельном исследовании механизмов их выполнения. В зачетных заданиях и карточках-консультациях привлекает интеграция с темами профессионального обучения в училище.

В равные условия на зачетном уроке по теме «Графический редактор Paint» ставит восьмиклассников учитель СШ №20 г. Удачный Республики Саха Ирина ПОЛОЗОВА. Грамотно подобранные задания позволяют проверить, насколько хорошо учащиеся владеют основными инструментами графического редактора.

Однако хотелось видеть в разработках не только сами дидактические материалы к урокам (и лучше в полном объеме, пускай и по одной теме), но и подробный комментарий учителей о методике своей работы.

Александр ИЛЬЕНКО, методист по информатике городского информационно-методического центра, Брянск

Физика

Красивая наука

Конкурс «Сто друзей» прошел не зря уже потому, что мы увидели разработки методических «источников» – уроков, которые питают и развивают творческие, интеллектуальные способности наших детей.

Очень интересный, содержательный урок «Механические волны» у учителя СШ №13 г. Глазова Удмуртской Республики Светланы КАРИОНОВОЙ («Учитель года», №9, 2004). Он не только позволяет обобщить знания учащихся по данной теме, но и показывает красоту, привлекательность физики как науки. Учитель эффективно использует межпредметные связи.

Цельный, методологически выдержанный урок по теме «Первый закон термодинамики» физика пурпейской СШ №3 Ямало-Ненецкого АО Любови ФИЛИМОНЦЕВОЙ носит проблемный характер («Учитель года», №9, 2004). Включение в ход урока рассказа В. Шукшина делает изучение материала более эмоциональным и увлекательным. Хорошо подобраны для обсуждения модели вечных двигателей.

О недостатках говорить не хочется. Но подчеркну: не нужно рассматривать материал однобоко. Например, при изучении темы «Электрический ток. Источники тока» не стоит ограничиваться изучением только тех источников тока, действие которых основано на химических процессах.

По одному материалу, конечно, трудно судить о системности работы учителя. Где-то недостает качественных практических вопросов, где-то даны опорные конспекты, по которым трудно получить прочные, осознанные знания. Думаю, на уроках стоит больше внимания уделять связям физики с явлениями природы и техникой.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики, учитель года Кубани-2000, Ейск

Химия

За заслуги перед человеком

Совсем немного учителей-химиков представили свои работы на конкурс «Сто друзей» в этом году. С удовольствием прочитала о том, как учат в Тюмени, Владимире, Архангельске. Конечно, замечания есть. Но в целом работы грамотны. Главное – в них чувствуется творчество учителя, его искреннее стремление сделать наш предмет интересным и понятным школьнику.

«Дойти до самой сути» на своем уроке «Заслуженные кислоты и основания» в 8-м классе пытается Елена Евстратова из п. Луговской Тюменской области. Она не только обобщает и закрепляет изученный материал, но и вместе с ребятами пытается определить роль кислот и оснований в жизни человека, их «заслуги» перед человеком.

Мне понравилась находка Светланы Некрасовой (СШ №4, Онега, Архангельская область) – провести игру «Счастливый случай» среди учащихся разных параллелей (журнал «Учитель года», №9, 2004). Вопросы, включенные автором в разминку, опираются в основном на знание программного материала. Но в ходе самой игры у ребят есть возможность продемонстрировать широкую эрудицию в области химии и обогатиться новыми знаниями.

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии СШ №1927, лауреат конкурса «Учитель года, России-2000», Москва

Музыка

Из пустоты – жестокость

В разработке педагога из Тульской области Елены ЧУХОНЦЕВОЙ органически соединился многолетний опыт и ценнейшие идеи программы по музыкальному искусству Д.Б. Кабалевского. На уроке в 7-м классе по теме «Музыкальный образ» глубоко и содержательно анализируется образ фашистского нашествия в 1-й части Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.

Наряду с воспитательными задачами учитель ставит себе целью создание условий, при которых учащиеся смогут самостоятельно определить музыкальный образ произведения.

Отчетливо видна главная идея урока – духовная пустота и примитивность мысли ведут к трагедии человечества, к жестокости.

В беседе с детьми учитель грамотно выстраивает ассоциативный ряд музыкальных понятий, художественных образов, гибко ведет учащихся к осмыслению вечных ценностей: войны и мира, добра и зла, трагедии человечества и борьбы за свободу.

Елена СМОЛИНА, директор СШ №1923, лауреат конкурса «Учитель года России-2000», Москва

Биология

Играем в эко-мудрость

Всегда радует, когда за внешней простотой и незатейливостью скрывается интересная работа. Таков, например, урок по теме «Птицы» Татьяны ШАРАПОВОЙ, учителя географии и биологии из р.п. Кормиловка Омской области. Это игра, несущая заметную обучающую нагрузку. В основу положен тест, который перестает выполнять узкую функцию контроля знаний, а становится обучающим: все ответы, как верные, так и неверные, сопровождаются дополнительной информацией.

Ценны «Методические рекомендации по экологии на факультативной основе» педагога дополнительного образования г. Бугульма Александра СМИРНОВА. В работе рассматриваются вопросы, не нашедшие должного отражения в школьных учебниках: например, метод экологического моделирования, вопрос динамики популяций и влияющие на нее факторы.

К достоинствам урока «Пищевые цепи и сети» Ирины МЕСНИКОВОЙ (гимназия №4, г. Норильск, Красноярский край) можно отнести использование устного народного творчества, хорошо составлены задания на закрепление правила десяти процентов, они образны и несложны. Органично вписываются в урок игры «Ты – мне, я – тебе», «Веселый круговорот». Выдержаны основные этапы урока, методы и средства обучения соответствуют поставленной цели и задачам.

В материалах «Эко-ринга» Елены ЕЛИСТРАТОВОЙ, учителя химии и экологии, представлены прекрасно разработанные, чрезвычайно разнообразные и очень увлекательные задания. Например, в разделе «Эко-мудрость» предлагается найти возможный экологический смысл в народных пословицах и поговорках, на этапе «Эко-цель» предложены интересные задания на владение экологической логикой.

Среди недостатков нужно отметить, что часто работы, заявленные в номинации «Сценарии урока», больше походят на внеклассные мероприятия. А цели, обозначенные в начале работы, не реализуются ее содержанием.

Василий ВАШКОВ, учитель биологии и химии, завуч СШ №1004, Москва

История и обществознание

«Багаж» идей

В этом году историки, преподаватели общественных дисциплин и МХК из 12 регионов России щедро поделились своим практическим опытом, заставили иначе посмотреть на обыденные для учителя-предметника вещи. Мы получили не только сценарии уроков и внеклассных мероприятий, но и разработки интеллектуальных игр, программы курсов, тематическое планирование и даже технологические карты по истории.

Несомненная заслуга учителя СШ №18 г. Кирова Татьяны РОССОХИНОЙ в том, что ее урок-путешествие «Век классицизма» для 10-го класса формирует у ребят целостное представление об исторической эпохе (журнал «Учитель года», №9, 2004).

Программа курса для 10-го класса «Права человека» («Учитель года», №9, 2004), разработанная педагогом гимназии №4 г. Норильска Любовью ОВЧИННИКОВОЙ, подкупает своим комплексным подходом, четкими формулировками задач курса и предложенным методическим арсеналом. Важно, что курс закладывает основы не только знаний (обучающий компонент), но и формирует навыки, а в конечном счете адекватное поведение ребенка (воспитывающий компонент).

Интеллектуальную игру учителя Речицкой СШ, Брянская обл., Олеси ПЕТРОВСКОЙ «Два билета в Абидос» («Учитель года», №9, 2004) отличает содержательная завершенность материала. С таким «багажом» можно смело отправляться на обобщающий урок! К тому же учитель обращает внимание на использование учениками при подготовке к уроку интернет-технологий.

Небольшой совет на будущее всем конкурсантам: уделяйте больше внимания методически грамотному описанию своей идеи. Конкурс показал, что методические рекомендации по использованию конкурсных материалов, пожалуй, самое узкое место! Ведь «сценарные» варианты разработок, где прописаны все реплики учителя и даже учащихся, не всегда эффективны. Как говорил Ушинский: «перенимается не опыт, а идея».

Марина ШКРОБОВА, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК ИПРО, Москва

Русский язык и литература

О прошедшем на трех языках

Среди уроков русского языка хотелось бы отметить конспект двухчасового урока русского языка в 6-м классе «Как образуются слова? Понятие о словообразовательной модели» учителя СШ №4 г. Нововоронежа Воронежской области Галины ГОЛУБЕВОЙ (журнал «Учитель года», №9, 2004) Автор справедливо отмечает, что знание состава слова, механизма словообразования помогает учащимся писать правильно. Удачное привлечение материала из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» позволяет настроить ребят на работу, включить их в анализ словообразовательной модели.

Необычный урок предложили учителя гимназии №6 г. Ижевска – интегрированный урок русского, татарского, английского языков в 5-м классе по теме «Прошедшее время в русском, татарском, английском языках». Учащиеся работают с одним текстом в его русском, татарском и английском вариантах, делают выводы о единстве сигнальных слов, обозначающих прошедшее время, о способах образования глагольных форм, об особенностях перевода. Некоторые опасения возникают: достаточно ли у учащихся лингвистических знаний для усвоения на должном уровне этой темы, готовы ли они к самостоятельным выводам.

Интеграция видов искусств, верность фактов отличает все литературные гостиные, предложенные группой учителей школы №64 г. Ижевска. Урок по творчеству А.С. Пушкина был опубликован в журнале «Учитель года», №9, 2004.

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы НОУ «Надежда+Вика», лауреат конкурса «Учитель года России-2002», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте