Татары испокон веку жили в Москве, обогащая культуру столицы своими обычаями и традициями. Причем у этого красивого и самобытного народа всегда была тяга к изучению и сохранению своих исторических корней, своей культуры, и, конечно же, очень многие татарские семьи мечтали, чтобы их дети знали татарский язык и литературу, умели танцевать татарские танцы и петь песни на родном языке. Возможно, их мечты так и остались бы мечтами, если бы не удивительный человек – Лемма Исхаковна ГИРФАНОВА. Именно во многом благодаря ей появилась на юго-востоке Москвы школа №1186 с этнокультурным татарским образовательным компонентом.
Досье «УГ»Школа №1186 с татарским этнокультурным компонентом учреждена приказом №318 Департамента образования города Москвы от 27.08.97 года. Школа – городская экспериментальная площадка Института содержания и методов обучения РАО, Центра художественного образования РАО, лаборатории инновационных процессов в национальном образовании РАО. СШ №1186 – участник долгосрочного проекта – «Москва на пути к культуре мира», посвященного 10-летию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 годы).
два переступив порог этой школы, я почувствовала себя скорее не в учебном заведении, а в гостях у дружной семьи. Может быть, из-за того, что школа находится в здании бывшего детсада. А скорее всего, потому, что здесь пахло свежеиспеченными пирогами, а еще тем особым уютом, который бывает только в хороших семьях. Лемма Исхаковна действительно ждала нас в своем кабинете с пирогами, душистым вареньем и неизменным чак-чаком.
– Знаете, ведь у нас учатся не только ребята татарской национальности, но, как ни странно, и русские. Наверное, потому, что учеников у нас немного – всего 180, и каждый на виду, с каждым есть возможность поговорить по душам.
– Основной предмет этнокультурного компонента – татарский язык и литература, – рассказывает Лемма Исхаковна, – он изучается в 5-м классе как предмет, а вот в 6-11-х классах – на факультативной основе. Учебные программы и пособия по татарскому языку и литературе разработаны в Республике Татарстан. В старших классах введены такие факультативы, как «татарская культура» и «история мировых религий», они ведутся по авторским программам. Татарская культура также включается в виде отдельных модулей и тем в содержание таких предметов, как история, русская литература, обществознание. В школе создан кабинет татарского языка и литературы – он стал основным учебно-методическим центром и по изучению татарского не только в школе, но и во всей Москве.
Кроме того, оказалось, что это учебное заведение работает в режиме полного дня.
Через две наши студии – хореографической «Ляйсан» и вокально-хоровой «Умырзая». Большинство ребят познают народную татарскую культуру, есть и школьный театр «Сэхнэ», выходит литературный вестник «Татарский глобус». Старшеклассники занимаются проектной деятельностью по проблемам «Культура татарского народа» и «История мировых религий – средство приобщения к ценностям культуры татарского народа и мировым религиям». Не забываем и о спорте – в школе есть секция по национальной борьбе «Коряш».
Оказалось, что школа тесно взаимодействует с национально-культурными организациями и обществами, с другими школами с этнокультурным компонентом, с Домой национальностей, с представительством Республики Татарстан в Москве, со школами Казани, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода. В школе регулярно проводятся встречи с татарскими поэтами, писателями художниками и певцами. Особо радостным событием и для ребят, и для всего педколлектива стало присвоение школе имени Мусы Джалиля, татарского поэта, погибшего в годы Великой Отечественной. Гордость школы – Музей татарской культуры и быта, который работает здесь с 1999 года. В 2004 году Музей татарской культуры и быта занял второе место в городском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений Москвы «Моя малая родина». Школе приходится ведь работать не только с детьми, но и с родителями, есть семьи, которые недавно приехали в Москву, а им необходимо помогать адаптироваться к столичной жизни. Кому-то даже находить работу, а для этого, чтобы родители, дети и наш педколлектив стали единым целым, была создана наша родительская академия «Гаиля». Не пустеет школа и по выходным, здесь работает культурно-образовательный центр (воскресная школа), куда может прийти каждый желающий, чтобы побольше узнать о культуре и традициях татар.
Уже потом я узнала, что Лемма Исхаковна, чтобы помочь ребятам из неполных и малоимущих семей, частенько отправляется на поиски богатых спонсоров. И многие из них откликаются, так например, благодаря Ахмету Камальдинову ребята могут отдохнуть на Черноморском и Азовском побережьях, побывать в Санкт-Петербурге, Казани и других городах России.
Слушая Лемму Исхаковну, я понимала, что не случайно это общеобразовательное учебное заведение попало в список лучших инновационных школ Москвы. Ведь здесь работают над одной их самых важных педагогических проблем – активизацией инновационных процессов в этнокультурной школе. А от этого в немалой степени зависит, смогут ли различные народы, проживающие в России, динамично и цивилизованно войти в российское и мировое образовательное пространство.
Комментарии