Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Возрождение Грозного. В ЧГУ мечтают об оранжерее и собственном Академгородке

Учительская газета, №5 от 8 февраля 2005. Читать номер
Автор:

Честно скажу, в Чеченской Республике я не была ни разу. С ректором Чеченского государственного университета (ЧГУ) Аднаном Дагуевичем Хамзаевым и его проректором, заведующим кафедрой журналистики по внешним связям Леммой Абдоллаевичем Турпаловым я познакомилась в Москве, в Российском новом университете. Встретив их на улице или в метро, я никогда не сказала бы, что это чеченцы, по крайней мере навязанным нам СМИ стереотипам – темноволосые, смуглые – они не соответствовали вовсе. Аднана Дагуевича, впрочем, как и его коллегу проректора, я бы скорее приняла за ученых откуда-нибудь из Скандинавии – светлокожие, русоволосые, с голубыми глазами. Мероприятие называлось тепло и совсем неофициально – встреча друзей ЧГУ. И действительно, не было ни докладов, ни выступлений, встреча проходила как дружеское застолье. После того как Аднан Дагуевич вручил ректору РосНОУ Владимиру Зернову медаль Лермонтова за помощь и поддержку ЧГУ, гости смогли в камерной обстановке пообщаться друг с другом.

Досье «УГ»Чеченский госуниверситет был создан на базе пединститута, открытого в 1938 году. Пик его расцвета – 70-80-е годы прошлого века, когда разработки ученых ЧГУ широко применялись в различных областях науки и промышленности. Так, они использовались в конструкторском бюро А.Н. Туполева, демонстрировались на международных выставках. ЧГУ был одним из ведущих вузов Северного Кавказа, здесь был создан уникальный ботанический сад для проведения научно-исследовательских работ, построены научные и учебные базы, в том числе и в высокогорных районах Чечни.

– Аднан Дагуевич, скажите, в каком состоянии сейчас находится университет?

– Самые тяжелые времена мы уже пережили, и сейчас идет стабильный учебный процесс. Кстати, несмотря на первую и вторую чеченские кампании, наш университет практически все время работал, за исключением, пожалуй, трех-четырех месяцев, когда шел штурм Грозного. В 1999 году занятия прекратились, но уже через год, в 2000-м, начал вновь собираться педколлектив, книги извлекали из-под руин. В апреле-мае, хотя здания были без окон и дверей, студенты начали учиться. За короткое время нам удалось отремонтировать четыре учебных корпуса, сейчас восстанавливается еще один. Построен анатомический центр для медицинского факультета, работают 10 компьютерных классов, учебные лаборатории. У нас также открыто отделение кафедры ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, памятников культуры и градостроительства. Сейчас в ЧГУ 7 тысяч студентов учатся на очном и шесть тысяч человек – на заочном отделениях. Мы готовим ребят по 34 специальностям.

Наш университет принят в Евразийскую ассоциацию университетов, мы тесно сотрудничаем с вузами Дании, реализуем два совместных проекта по биологии и журналистике.

– Какие специалисты сейчас больше всего нужны республике?

– Не хватает специалистов практически всех профилей. Очень нужны квалифицированные кадры в сельском хозяйстве, в системе ЖКХ, требуются медики, учителя, особенно физики, химии, биологии. Чтобы восполнить пробел в специалистах, приходится посылать наших ребят учиться по целевому набору в другие регионы России. Но, разумеется, лучше, если бы они получали образование в Чеченской Республике.

– А как вы относитесь к реформе образования в нашей стране?

– Образование – это сфера, где нельзя делать резких поворотов, поэтому я скорее всего в этом вопросе солидарен с ректором МГУ Виктором Садовничим, который считает, что ни в коем случае нельзя разрушать исторически сложившуюся модель российского образования. Ее приоритет – подготовка специалистов. Впрочем, ЧГУ имеет лицензию на подготовку не только специалистов, но и бакалавров и магистров. Но пока на эти программы мы не перешли: слишком много проблем, связанных с восстановлением вуза. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить все те российские и зарубежные вузы, которые нам помогают, особенно велик вклад в восстановление ЧГУ РосНОУ и МГУ, а также МЭСИ.

– Аднан Дагуевич, скажите, как выстроить систему воспитания в вузе так, чтобы ваши студенты никогда не стали боевиками, не ушли в горы? Вообще какую роль играет в нормализации положения в Чечне образование?

– Вы затронули больной вопрос. Студенты не станут боевиками. Тот, кто увлечен учебой, не будет воровать и убивать. У них нет необходимости идти в горы. Поэтому так важно, чтобы мы могли принять в университет и тех 20-летних молодых людей, у которых есть из-за войны пробелы в знаниях даже начальной школы. Ведь с малолетними детьми они просто психологически не могут сесть за школьные парты. А если бы мы могли расширить университет, построить новые здания, то молодые люди стали бы учиться грамоте при университете, скажем, в университетском колледже. Они работали бы с интернетом, видели бы перспективы своей дальнейшей жизни, возможность найти нормальную работу, и им даже в голову не пришла бы мысль о сотрудничестве с боевиками. Сейчас, к сожалению, идет лишь восстановление зданий. Активного строительства пока нет.

– К сожалению, – вступает в разговор Лемма Турпалов, – у некоторых чиновников, наоборот, возникала мысль: из-за бедности материальной базы все три наших вуза – нефтяной и педагогический институты и университет – слить в одно учебное заведение. А ведь это может привести лишь к тому, что ряды боевиков пополнятся.

– Лемма Абдоллаевич, скажите, ваши выпускники остаются работать в республике или все-таки уезжают за ее пределы?

– Хотя с работой у нас трудно, но сейчас все-таки большинство стараются оставаться дома. Идет восстановление экономики. Большой процент наших студентов уже на 3-4-м курсе начинают работать.

В завершение Аднан Дагуевич делится со мной планами на будущее:

– У нас есть программа развития ЧГУ до 2012 года. Мы планируем в первую очередь организовать на базе вуза научно-производственно-образовательные комплексы по отраслям знаний. Туда войдут и дошкольные учреждения, школы, ссузы, производственные и иные базы ЧГУ. В ближайшее время будет создан учебно-научный комплекс непрерывного педобразования. Не обойтись нам и без современной научной библиотечной системы с выходом в интернет, необходимо также создавать мощные центры переподготовки и повышения квалификации специалистов, они помогут нам организовать дистанционное обучение в районах республики. Мы хотим также создать НИИ лекарственных растений. Чтобы все это реализовать, в первую очередь нужно восстановить оранжереи, виварии, вузовские библиотеки, корпус №3, потом завершить строительство корпусов №1 и №2. В 2006 году планируем строительство Академгородка в выделенной нам восточной части Грозного. Я убежден, восстановление ЧГУ станет главным импульсом для возрождения экономики, культуры и социальной жизни всей Чечни.

Хроника событий

1991-1994 годы. Захватившие власть в республике силы провозгласили тезис о «достаточности трехклассного образования». В это время начался развал университета: стали уезжать опытные преподаватели, финансирование вуза прекратилось.

Декабрь 1994-го – февраль 1995 года, декабрь 1999-го – февраль 2000 года. В результате военных действий полностью разрушены три основных корпуса университета, остальные серьезно повреждены. Уничтожена материальная база: библиотека с миллионным книжным фондом, ботанический сад, вычислительный центр, типография, лаборатории…

Апрель 1995-го – август 1996 года. Восстановление материальной базы прервано захватом власти в 1996 году.

Сентябрь 1996-го – сентябрь 1999 года. Был принят устав, в соответствии с которым университет фактически выпал из общероссийского образовательного пространства.

2000-2004 годы. Сразу после прекращения военных действий началось восстановление университета, параллельно шли учебные занятия.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту