Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дистант: аналитика

Возможность есть!

Учительская газета, №29 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Изменения в модели экономики образования

Как показала практика реализации дистанционного образования, сегодня назрела необходимость постепенного перехода к инвестиционной модели финансирования образования в сетевом формате. Ее основу могла бы составить экономика цифровой персонификации, которая предоставляет семьям право распоряжения частью общественных ресурсов при сохранении финансового обеспечения деятельности образовательных организаций с учетом качества образования и стимулирования их развития и инновационной активности.

Ирина АБАНКИНА

Модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования образования предполагает формульное финансирование по принципу «деньги следуют за обучающимся» и персонифицированное финансирование. Это обеспечивает поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей вариативную часть основной общеобразовательной программы после выбора ее обучающимся и его семьей.

Применение принципа персонифицированного финансирования позволит получать образование в рамках вариативной части образовательной программы по сертификату, с которого сумма будет перечисляться организации, реализующей эту часть программы. Таким образом, деньги получит не образовательная организация, а конкретная программа или ее часть, оказываемая этой организацией. При таком подходе ребенок и его родители получат право на выбор индивидуальной траектории образования вне зависимости от форм собственности.

Финансовое обеспечение сертификатов в рамках вариативной части основной образовательной общего образования могло бы быть обеспечено за счет средств федерального бюджета. Такое дополнение финансовых обязательств по финансовому обеспечению гарантий прав граждан на общедоступное образование обусловлено экстерриториальным характером этой части образовательной программы и возможностями ее предоставления в цифровом формате. Финансовое обеспечение за счет федерального бюджета снимает остроту глубокой территориальной дифференциации нормативов финансирования в регионах и муниципалитетах, а также способно компенсировать недофинансирование системы общего образования.

Для развития институциональной среды образования необходимы:
– межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия; создание интегрированных организаций;
– партнерство государства, институтов гражданского общества, семьи; открытый государственно-общественный характер управления сферой образования;
– создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, создание условий для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков за счет поддержки этих инициатив на бюджетной основе;
– создание условий для использования в системе образования цифровых инновационных технологий, внедрение современных условий доступности (доступная среда) для получения образования, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Ирина АБАНКИНА, заслуженный профессор НИУ ВШЭ


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt