Пока это рекорд, хотя число участников и растет с каждым годом. Студенты Армении, Грузии, Башкортостана, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Эстонии, Узбекистана и России желали получить еще одну оценку своих учебных, курсовых и дипломных работ. Конкурс был объявлен еще в конце февраля, и только недавно были названы фильмы-лауреаты. Шутка ли – просмотреть столько “нетленок”, проанализировать, организовать для общественности конкурсный просмотр и, наконец, выбрать победителей и приготовить им призы!
Правила конкурса не предусматривали никаких ограничений метража и жанра. Зачастую “соперники” находились в разных “весовых категориях”. Полнометражная картина рядом с лентой, которая длится 55 секунд, фильмы с приличным бюджетом рядом с малобюджетными и еще “меньшебюджетными”… Но в жюри подобрались люди опытные, если не сказать матерые: кинорежиссер В.Ю.Абдрашитов (председатель), кинорежиссер В.А.Грамматиков, кинодраматург В.А.Золотуха и другие, и они разобрались, что к чему.
Фильм “Небесный остров” (1-я премия в номинации “неигровое кино”, режиссер Иво Калпениекс, Латвия) сделан, несмотря на отсутствие у автора всякой “школы”. Теперь Иво Калпениекс – студент 1-го курса Высших курсов сценаристов и режиссеров, но этот фильм он снял еще до поступления. Фильм погружает в замкнутый мир сельской жизни, далекий от телефона и электричества. В путешествии по Небесному острову зрителя сопровождает юный гид, один из жителей.
Фильм “Герой” (1-я премия в номинации “игровое кино”, режиссер Павел Бардин, мастерская А.Н.Митта, ВКСР) адресован молодежи. Его персонажи – подростки, в общем-то, милые ребята, кроме главного персонажа, который, скорее, претендует на звание антигероя. Короче говоря, фильм с моралью.
Фильмов, достойных 1-й премии в номинации “анимационное кино”, в этом году не оказалось, зато 2-ю премию получили сразу две картины: “Далеко вниз по реке” режиссера Владислава Байрамгулова (Башкортостан) и “Сыграем” (режиссер Кирилл Кравченко, мастер Ф.С.Хитрук, ВКСР).
Не стоит думать, что на этом конкурсе существует определенный “студенческий” уровень и предъявляются свои “дебютные” требования. Несколько раз лауреаты “Св.Анны” представляли Россию на международных фестивалях, где довольно часто “взрослое” российское кино вообще отсутствует. Фильм “Пешаварский вальс”, например, занял 2-е место в Карловых Варах, “Ладони” проехал по всему миру, “Гагарин” получил “Гран-при” в номинации “мультипликация” на Каннском фестивале.
Ольга АКСЕНОВА
Комментарии