Воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей и чувства принадлежности к культурному наследию своего народа – важнейшая задача для общества и государства. В законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» закреплены вопросы воспитания, в том числе духовно-нравственного. Также проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. А для педагогов это еще и неотъемлемая часть художественно-эстетического развития дошкольников, которую они должны реализовывать в своей работе согласно требованиям ФГОС и ФОП дошкольного образования.
В современном мире, где глобализация и технологическое развитие часто приводят к утрате традиционных ценностей и культурных особенностей, формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа становится особенно актуальным. Это связано с необходимостью сохранения национальной идентичности, передачи культурного опыта будущим поколениям и воспитания граждан, способных уважать и ценить историческое и культурное наследие своей страны.
Дошкольный возраст характеризуется высокой восприимчивостью и любознательностью. Дети открыты для новых знаний и впечатлений, что делает этот период идеальным для начала формирования основ духовно-нравственного воспитания. В дошкольном возрасте дети получают свои первые представления о мире, обществе и месте человека в нем. Знакомство с культурным наследием своего народа, позволяет детям получить первые знания о традициях, обычаях, истории и искусстве своей страны. Это помогает детям осознать свою принадлежность к определенной культурной группе, что способствует сохранению национальной идентичности и формирует чувство гордости за свой народ. Знакомство с культурой родного народа помогает дошкольникам усваивать социальные нормы и ценности, которые впоследствии станут основой их поведения и взаимодействия с окружающим миром.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры должна быть системной и включает в себя целый ряд мероприятий по различным направлениям.
Изучение фольклора. Знакомство с народными сказками и эпосами. Дети обсуждают любимые народные сказки, знакомятся с их главными героями и учат их добрым и нравственным качествам. Важно обратить внимание на значение сказок в культуре народа. Беседы о значении народных пословиц и поговорок. Дети узнают, как пословицы отражают мудрость народа и его жизнь. Обсуждение сочетает в себе чтение пословиц, разбор их смысла и создание своих сказок, включающих пословицы как мудрые советы.
Знакомство с традициями и праздниками, которые отмечаются в родном городе и стране. Можно обсудить с детьми, как эти праздники влияют на семью и общество, какие традиции передаются из поколения в поколение. Можно предложить детям рассказать о своих любимых праздниках. Организовать мероприятия, посвященные народным праздникам, такие как Масленица или Иван Купала. Обсудить, как народные традиции связаны с изменениями природы и временем года. Это поможет детям понять цикличность и значение времен года в жизни народа.
Знакомство с различными ремеслами (гончарное дело, ткачество, резьба по дереву и т.д.), которые являются частью культурного наследия. Можно обсудить, какие ремесла были распространены в родном крае, какие материалы использовались и как эти навыки передавались от родителей к детям. В итоге можно организовать мастер-класс, на котором дети смогут попробовать создать что-то своими руками.
Приобщение к народной культуре через изобразительное и музыкальное искусство. Стоит организовать знакомство со знаменитыми художниками и их творчеством. Провести занятия, на которых детям показывают изображения знаменитых картин русских художников, таких как И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, А.А. Пластов, В.М. Васнецов и др. Постараться расширить представления о художниках ‒ иллюстраторах детской книги: И.Я. Билибин, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Т. А. Маврина, Е.И. Чарушин. Важно объяснить основные элементы картины, ее замысел и контекст, а также вызвать чувство уважения к труду художников и гордость за соотечественников, внесших огромный вклад в культуру своей страны. После знакомства с произведениями искусства, детям можно предложить нарисовать или создать свои работы, вдохновленные темой или стилем известных художников.
Посещение музеев. Экскурсии в художественные галереи или музеи станут великолепной возможностью для детей увидеть оригиналы шедевров, что укрепит их впечатления и углубит понимание искусства. В музеях можно организовать специальные программы для детей с элементами игр и квестов.
Музыкальное искусство. Можно познакомить детей с произведениями русских композиторов – П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и других – через регулярное прослушивание их музыки. Можно использовать различные форматы: от фонового звучания во время занятия до активного восприятия через выполнение движений к музыке. Дети могут учиться исполнять народные и классические песни, что поможет им не только развить музыкальные способности, но и познакомиться с культурными традициями.
Метод проектов как нельзя лучше подходит для реализации задач нравственно-духовного воспитания дошкольников. Разработка тематических проектов, которые объединяют изобразительное и музыкальное искусство. Например, можно выбрать тему «Природа России» и организовать занятия по рисованию пейзажей, сопровождая это русской музыкой о природе.
Следует проводить работу с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через открытые занятия, показы и выставки, что позволит создавать более крепкие связи между домом и учебным заведением.
Таким образом воспитание духовно-нравственных ценностей у детей — это целый комплекс мероприятий и подходов, которые образуют единое целое. Использование искусства, литературы, игр и традиционных практик помогут детям сформировать прочные основы для будущей жизни, вызовут интерес к национальным и общечеловеческим ценностям уважение к культуре своего народа, предоставят детям возможность развивать свои таланты и укреплять культурную идентичность.
Тамара Муцаковская, воспитатель, Школа № 1151
Комментарии