Демократическому государству необходим гражданин со свободным мышлением, способный вступать в диалог, нести ответственность за свой выбор и цивилизованным способом решать проблемы, связанные со взаимоотношениями между людьми. Развитию такой личности может способствовать опыт управленческой деятельности, основанной на демократических отношениях, когда учитель и ученик выступают как равноправные партнеры или субъекты (S) образовательного процесса. Реализация данного проекта позволит создать модель самоуправления, которая будет отвечать основным демократическим принципам: личная ответственность, свобода мнений, стремление к согласию, равенству возможностей, сменяемость ролевых позиций.
Цели, задачи и актуальность проекта
Цель. Создание самоуправления школьников, основанного на демократических отношениях.
Задачи:
1. Формирование демократических отношений в учебно-воспитательном пространстве.
2. Обучение участников эксперимента проектной деятельности.
3. Моделирование самоуправления школьников.
Чтобы выйти на подобное самоуправление школьников, необходимо вывести учащихся и учителей на новую ступень отношений (S –S), обучить проектной деятельности и дать возможность самим выстроить собственную структуру управления школой, модель самоуправления или детскую организацию.
Механизм выполнения проекта
Для реализации данного проекта потребуется:
1. Систематическая мотивация всех участников эксперимента к познавательной деятельности, критическому осмыслению эксперимента и диалога. Такой мотивацией могут служить:
неудовлетворенность отношениями S – O, при которых не может быть развития учащихся;
конкуренция на рынке образовательных услуг;
возможность для каждого участника эксперимента стать значимым.
2. Потребуется руководство и система управления экспериментом.
3. Предполагается участие родителей как активных, равноправных партнеров эксперимента.
Объем финансирования проекта
1. Реализация 1-го и 3-го этапов проекта не требует дополнительных финансовых затрат.
2. На 2-м этапе реализации проекта потребуется дополнительное финансирование для поощрения наиболее активных участников. Финансирование возможно за счет спонсорской помощи.
Описание проекта
Предметом исследования являются отношения, сложившиеся в образовательном пространстве.
Основные понятия и исходные теоретические положения
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Демократия – принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Самоуправление – право на самостоятельное осуществление государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства, а также управление делами в какой-нибудь организации, коллективе своими собственными силами.
Свобода в философии – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
Свобода (по Клаудиусу) – заключается в праве делать все, что не вредит другим.
Субъект – познающий и действующий человек, противостоящий внешнему миру как объекту познаний.
Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а также умение ориентироваться в новой ситуации.
Ключевыми понятиями для нас будут являться: осознанный выбор, ответственность, равноправие, диалог, творчество.
Программа выполнения работ по проекту
1-й ЭТАП: Формирование демократических отношений в школе
На этом этапе необходимо:
1. Выявить, что такое свобода в понимании всех участников образовательного процесса.
«День свободного выбора».
– Посещение учащимися любого урока в любом классе в течение одного учебного дня.
– Свободное общение на любые темы с учителями и администрацией школы.
Опрос «Свобода, права и обязанности учащихся».
– Где зафиксированы права и обязанности учащихся?
– Назовите пять прав учащихся в школе.
– Когда ты чувствуешь себя свободным в школе?
Теоретическая конференция для учащихся «Что такое свобода?».
Деловые игры для всех участников образовательного процесса «Педагогические мифы».
2. Изучить и взять за основу теоретические положения проекта.
3. Обозначить правовую основу для формирования новых демократических отношений (S – S).
4. Создать прецедент демократических отношений.
5. Анализировать и корректировать складывающиеся отношения в школе.
Предполагаемый результат:
все участники эксперимента овладеют знаниями о демократических отношениях.
На 1-м этапе используются следующие методы:
– анкетирование и опрос;
– наблюдение;
– сравнивание, обобщение и анализ;
– сотрудничество и диалогическое общение.
Мониторинг: анкетирование всех участников эксперимента.
2-й ЭТАП: Обучение участников эксперимента проектной деятельности
2-й этап предполагает:
1. Выявление проблем в организации деятельности школы.
2. Выявление желающих заниматься переустройством школьной жизни.
3. Обучение участников эксперимента проектной деятельности и экспертизе.
4. Организацию «Ярмарки проектов» и подведение итогов проектной деятельности.
участники эксперимента приобретут знания о проектной и экспертной деятельности, научатся проектировать и делать экспертизу. В результате появятся локальные проекты.
На 2-м этапе используются следующие методы:
– мозговая атака;
– проектирование и экспертиза.
Мониторинг: анализ качества локальных проектов.
3-й ЭТАП: Моделирование самоуправления школьников
Основные мероприятия 3-го этапа:
1. Построение технологии пересечения нововведений или построение общей модели самоуправления из локальных проектов.
2. Организация самоуправления школьников:
– распределение ролей;
– регулирование режима работы;
– отслеживание эффективности работы готовой модели.
3. Анализ и коррекция созданной модели.
На 3-м этапе используются следующие методы:
– мозговая атака и анализ;
– поисковая деятельность;
– моделирование.
Основные результаты проекта
Все участники эксперимента приобретут опыт новых отношений (S – S), будет создана модель самоуправления, построенная на демократической основе и значимая для всех участников эксперимента.
Научно-методическое обеспечение проекта
1. Методический комплекс «Как научить ученика быть свободным».
2. Самоуправление школьников и его роль в развитии образовательного учреждения.
3. Проектная деятельность как основа жизнеопределяющих принципов человека.
4. Список используемой литературы:
Горбунова Н.В., Кочкин Л.В. «Методика организации работы над проектом».
«Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории». / Под редакцией Караковского В.А., Новиковой Л.И., Селивановой Е.И. и др.
Флоренская Т.А. «Диалоги о воспитании и здоровье».
Форма представления результатов
1. Творческий отчет школы.
2. Выпуск брошюры «Организация самоуправления школьников, основанного на демократических отношениях».
Елена ЖИРКОВА, учитель графики и черчения СШ №5 г. Спасска-Дальнего, учитель года Приморского края-2003
Комментарии