Прежде чем знакомиться со структурой дополнительного образования Екатеринбурга и разговаривать с организаторами процесса, я провела небольшой опрос среди «пользователей услуг» – родителей. И спросила, занимается ли их ребенок в кружке или секции. Ответы были вполне ожидаемыми: «Конечно!», «Еще бы!», «Ходит сразу в несколько кружков». И далее следовал подробный эмоциональный рассказ об успехах чад в рисовании-фехтовании.
Большинство родителей прекрасно осознают значимость дополнительного образования. Дети заняты, а не предоставлены самим себе и TikTok. Заняты чем-то полезным и увлекательным. Общаясь со сверстниками вне школы, они расширяют опыт социализации. Попутно происходит «естественный отбор» интересов: растущий человек понимает, что ему нравится, а что – не очень.
В полуторамиллионном Екатеринбурге более ста муниципальных учреждений дополнительного образования. Они относятся к разным ведомствам и департаментам – культуры, образования, социальной политики, физкультуры и спорта. Плюс огромное количество частных развивающих центров, изостудий, лингвошкол и групп продленного дня. Востребовано!
Конкуренция, конечно, присутствует. Муниципальные учреждения имеют плюсы, которые всем очевидны. Занятия в основном бесплатные, так как превалирует бюджетная основа финансирования, здесь работают только профессионалы со специальной педагогической подготовкой, которые понимают психологию и физиологию ребенка.
О тенденциях развития дополнительного образования рассказала начальник отдела функционирования и содержания общего, дополнительного образования Департамента образования администрации Екатеринбурга Татьяна Кудинова.
– Татьяна Геннадьевна, какие направления сегодня самые популярные?
– На первом месте по востребованности дополнительные программы художественной направленности. Это традиционно так. Из 30 тысяч юных горожан, занимающихся в 17 центрах дополнительного образования Екатеринбурга, 18 тысяч учатся петь, танцевать, рисовать. 4 тысячи посещают спортивные кружки и секции.
Есть и недавно появившиеся, но быстро набравшие популярность программы, например, такие как ментальная арифметика, где детки начальной школы по особой технологии оперируют в уме большими цифрами, выполняют упражнения на концентрацию внимания, в результате возрастают скорость и креативность мышления.
Зачисление на обучение по программам дополнительного образования проходит в соответствии с административным регламентом в установленное время, набор мы завершаем в среднем за две-три недели.
– Что определяет программы, которые учреждения допобразования предоставляют пользователям?
– Два фактора: социальный заказ и конкретные педагоги. Родители и кадры.
Давайте для примера посмотрим на самое крупное учреждение дополнительного образования, известное когда-то как Дворец пионеров. Сегодня это Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Название сложилось исторически: лет 15 назад в Екатеринбурге был создан Городской центр дополнительного образования для одаренных детей. Одним из направлений работы центра была организация летних и зимних школ по подготовке старшеклассников к олимпиадам. Сейчас это одно из крупных в области учреждений дополнительного образования екатеринбургских детей в возрасте от 5 до 18 лет. Более 3 тысяч обучаются по дополнительным программам различной направленности.
Во дворце «Одаренность и технологии» много уникальных творческих объединений: Детский театр имени Л.К.Диковского, ансамбль танца «Детство» – победители международных конкурсов и фестивалей.
Семь лет назад в коллектив дворца пришел Андрей Мохов. Журналист по образованию, он всегда интересовался социально одаренными подростками. Андрей Вячеславович создал авторскую программу «Городской союз районных советов старшеклассников», цель которой – поддержка юных лидеров. Вместе с педагогом ребята осваивают навыки управления, продвигают молодежные инициативы. Результаты этой работы получили высокую оценку на Всероссийском конкурсе социальных изменений «Детский форсайт».
Виктория Хабибуллина восемь лет назад создала творческую студию «Детский КВН» в Доме детского творчества Октябрьского района Екатеринбурга. «Вместе с детьми смотрю на мир через призму юмора. КВН учит быть веселыми и находчивыми не только на сцене, но и в жизни», – говорит Виктория Ринатовна. В систему дополнительного образования педагоги приходят с собственными творческими идеями.
– Мы говорим сейчас о центрах творчества. Но для детей самым удобным является посещение кружков и секций в родной школе. В последнее время их количество уменьшилось?
– Кружки и секции по-прежнему есть в каждой школе. Их число и направленность определяются исключительно самой организацией, исходя из социального заказа родителей и детей, имеющихся свободных площадей для реализации программ дополнительного образования в условиях школы, штатного расписания и, конечно, кадрового потенциала.
Программы дополнительного образования реализуются в школах во внеурочное время. Стало ли их меньше? Думаю, что нет. Сегодня многие общеобразовательные учреждения работают в две смены. Количество школьников в Екатеринбурге ежегодно увеличивается на 7-8 тысяч, поэтому не всегда директору школы удается выделить время в спортивном зале на те же спортивные секции, которые в большей степени востребованы у родителей и детей.
– Я правильно понимаю, что кружки ведут школьные же преподаватели, близкие по профилю: секцию гимнастики – учитель физкультуры, изостудию – учитель рисования?
– Если учитель прошел аттестацию как педагог дополнительного образования, то он может преподавать по соответствующим программам. В основном кадры для наших школ и учреждений допобразования готовят Уральский государственный педуниверситет и Российский государственный профессионально-педагогический университет.
Сегодня в 17 подведомственных учреждениях допобразования заняты 450 педагогов. Из них 37% имеют высшую, 42% – первую квалификационную категорию.
– То есть человек с улицы, каким бы талантливым он ни был, в систему не попадет?
– Если талантливый человек пройдет переподготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика», представит руководителю интересную, а может, авторскую программу, тогда он будет принят в штат сотрудников.
– Насколько востребована профессия «педагог дополнительного образования»?
– Средняя зарплата в системе допобразования, по данным за 2021 год, составила 50714 рублей. Это выше, чем средняя зарплата педагогов школ города.
Приятно, что к нам идут и молодые люди, увлеченные работой с детьми, готовые развивать их способности. Это работа творческая, не скованная рамками стандартов. Есть возможность создания собственной авторской программы. Дети приходят заинтересованные, отрытые – они не на уроке. Профессия привлекательна по многим критериям и востребована.
– Как система допобразования пережила пандемию?
– Трудно, но в целом без потерь. Все центры творчества оснащены высокоскоростным Интернетом, занятия не прекращались, хоть и шли в ином формате.
Если говорить о проблемах, то прежде всего отметила бы, что здания домов творчества в большинстве своем советских времен постройки, это бывшие дворцы пионеров, многие требуют современного ремонта. Бюджетные средства в основном покрывают зарплату педагогов, остальное ложится на плечи руководителей и зависит от их коммерческих способностей, умения грамотно и мудро распределить финансирование.
– Татьяна Геннадьевна, есть ли какие-то новшества в организации дополнительного образования?
– С 1 января 2022 года муниципальные учреждения допобразования вошли в новую информационную систему «Навигатор дополнительного образования детей Свердловской области». Это портал, на котором представлена вся система допобразования области. Сегодня у родителей есть возможность из своего личного кабинета ознакомиться с любой организацией, программой, педагогом, количеством часов и мест в каждом кружке или секции. Сейчас мы готовим нормативно-правовую базу, на основе которой за каждым ребенком будет закреплен специальный сертификат, а также его финансовая составляющая.
– Можно ли считать дополнительное образование подготовкой к будущей профессии?
– Конкретно задачи профессиональной ориентации перед учреждениями дополнительного образования мы не ставим. Это происходит естественным образом. В определенной степени в наших кружках и секциях ребенок проходит предпрофильные пробы. Сегодня он, к примеру, занимается теннисом, а завтра идет в театральную студию. Никто не запрещает ему осуществлять ежегодно новый выбор, пробовать свои силы в разных направлениях. Задача дополнительного образования – раскрыть способности каждого ребенка, увлечь его интересным делом или занятием по душе после школы.
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург, фото автора
Кстати…
Флагманцы
Евгений Туголуков стал педагогом отряда «Флагман» при Дворце детского и юношеского творчества «Химмашевец» благодаря своему сыну.
– В нашей семье есть традиция – беседы за круглым столом о прочитанных книгах, – делится он эмоциями. – Однажды за такой беседой мой сын с восторгом поведал историю о мальчике со шпагой, описанную Владиславом Крапивиным. Мне стало интересно узнать об авторе произведения, так увлекшего сына. Представьте, сын познакомил меня с писателем! Эта встреча стала возможна благодаря воспитанникам отряда «Каравелла», созданного Владиславом Петровичем. Став взрослыми, продолжая дело Крапивина, они организовали детскую парусную флотилию «Флагман». Участвуя в совместных делах с детьми отряда, я осознал, что именно здесь смогу реализовать свой педагогический потенциал. Так я стал педагогом дополнительного образования.
Крапивинский отряд «Флагман» – это дружный коллектив, сообщество взрослых и детей от 10 до 18 лет. Он состоит из трех объединений: «Флагман» (журналистика и фото-, кинодело), «Родники» (история), «Морское дело» (теория морского дела и яхтенного спорта, общая физическая подготовка).
Отряд – единое целое с крапивинскими традициями, библиотекой, еженедельными стенгазетами, яхтенными практиками, фехтовальными турнирами и настольными играми, игровыми квестами и серьезными исследованиями по истории родного города. Здесь воспитываются такие качества, как самостоятельность, ответственность за свои слова и поступки, за жизнь и здоровье, за ребят в экипаже, за яхту и имущество.
Вместе с ребятами из «Флагмана» мы организовали обучающий квест по истории морского флота, конкурс семейного чтения «Крылья», сняли фильм «Путь к океану», проводим ежегодное городское мероприятие «Осень уральского следопыта».
P.S.Евгений Витальевич Туголуков стал победителем городского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в 2020 году.
Театральная «Магия»
Сейчас Наталья Воронцова работает в центре «Лик», а два года назад создала театральную мастерскую «Магия».
– Поначалу было трудно, – вспоминает она. – Ребята не слишком серьезно относились к тренингам актерского мастерства, считая их просто играми. Не получались куклы, как мы их задумали, ведь мы их делаем своими руками. Но мы все преодолели.
И вот родился наш первый спектакль «Шиворот-навыворот». Попробовали себя в конкурсах. Сначала получили только диплом участника. Задело. Доработали спектакль. Заявились на Международный фестиваль «Горизонты». Ура, мы лауреаты! Поставили спектакль «Как-то раз под Новый год». Мы победители!
На нашей сцене взаимодействуют актеры живого плана, актеры-кукольники и куклы. Мы работаем над культурой речи и движения, каждый ребенок раскрывает свою индивидуальность, находит свою нишу. Мы не прячемся за куклу. Мы живем ею. Как же горят глаза у детей, когда мы начинаем рисовать эскизы будущих кукол или разбираем пьесу, когда они пробуют себя в новой роли под неутихающий дружеский спор!
Мы вместе делаем сказку и верим в нее, потому что мы театральная мастерская «Магия»! А главное – верим в себя и свои силы.
Комментарии